Несмотря разнокалиберную политическую лихорадку в странах Прибалтики, Литва, Латвия и Эстония разными темпами принялись формировать планы своих экономик на 2012 год. Девиз у всех один - кризис не побежден, кризис надо победить. Правда, акценты своих программ по борьбе с финансовыми невзгодами каждая страна определила по-разному. Одно правительство сквозь зубы режет "социалку", говоря, что простым людям надо еще чуть-чуть потерпеть, другое уповает на помощь ЕС, третьи смотрят в рот Международному валютному фонду.

Корреспонденты ИА REGNUM в Литве, Латвии и Эстонии продолжают сравнивать страны Прибалтики по различным категориям. На этот раз решено было взглянуть на то, как официальные Вильнюс, Рига и Таллин борются с кризисом, к чему уже привели финансовые потрясения, и что национальные бюджеты сулят будущему году.

Литва

Рассказ о том, как Литва борется с финансово-экономическим кризисом, хотелось бы начать с двух замечаний.

Ни разу официальный Вильнюс не вспомнил, что виновниками общемирового экономического катаклизма стали крупные банки и компании США. Это делает честь стране, которая убеждена, что Соединенные Штаты Америки являются не только гарантом ее независимости, но и становым хребтом стабильности в Европе и мире. Немного похоже на известную сказку, в которой Мальчиш-Кибальчиш, как бы его не пытали, так ничего и не сказал проклятым буржуинам. Только наоборот.

Второе. Финансово-экономический кризис в Литве как бы и закончился. Об этом в середине 2011 года громко заявила президент страны Даля Грибаускайте, а за нею повторил премьер-министр.

Но как бы и продолжается. Поскольку уже спустя несколько месяцев первое лицо государства успокоила сограждан заявлениями, что "вторую волну кризиса Литва переживет безболезненно, в отличие от первой, потому что сумеет к ней вовремя подготовиться". Вслед за нею глава кабинета министров Андрюс Кубилюс потребовал "не смотреть на мир сквозь розовые очки" и даже "ни-ни" не думать об ослаблении поясов. Именно в эти дни в Литве верстается бюджет на следующий год. Его позиции власти держат в строжайшем секрете и обещают не предавать огласке, пока главный финансовый документ страны не будет отдан на рассмотрение в парламент. Впрочем, в общество нет-нет, да просочится информация основного финансового плана на 2012 год. Так, громко и скандально прозвучала идея не считать заработки в советское время при расчете пенсий. Власти хотели брать за основу только период независимости. Благо, инициативу зарубила на корню президент Литвы Даля Грибаускайте, сказав, что не одобрит такую инициативу. До этого во всю ходили слухи, что Литва де примет пожелание МВФ ввести транспортный налог и налог на недвижимое имущество. Однако и это, кажется, не случится. Правительство, продолжая не разглашать цифры, пообещало, что налоги не повысятся и новых - не появится. Впрочем, уверены в Литве, где-то напортачат обязательно. Документ должен быть внесен в парламент уже в начале следующей недели, а правящая коалиция только-только показательно заявила, что договорилась по основным моментам, хотя рассматривать их начали буквально несколько дней назад. Значит опять, решили в обществе, все будут принимать впопыхах и дров наломают - обязательно.

12 октября юный советник премьера по финансам и экономическим вопросам Миколас Маяускас, эдакий литовский вариант киндер-сюрприза, в телепередаче "Право знать", посвященной социальным аспектам бюджета 2012 года, на всю страну объявил: кризис не закончился, он будет продолжаться, как минимум, еще несколько лет.

Наконец, важная деталь: значительная часть жителей Литвы позволяет себе посмеяться над подобными заявлениями, утверждая, что для большинства из них мировой кризис обошел стороной. Мол, как жили не слишком богато, так и живем. Это, конечно, говорится с большой иронией, поскольку счета за коммунальные услуги уже отправили часть общества в нокдаун еще прошлой зимой. А этот сезон обещают рекордным по плате за отопление.

Кстати, если продолжать параллель шутки о том, что ничего то с кризисом и не изменилось, то нельзя сказать, чтобы сильно изменилось отношение к жизни и у толстосумов. Скорее, наоборот: за период, начиная с 2008 года, количество официальных "литовых" миллионеров в стране выросло на 12%. Количество миллионеров "долларовых" тоже не уменьшилось. Из топового списка выпали лишь те бизнесмены и политики, кто не сумел вовремя понять, на чем нужно зарабатывать в эпоху падения покупательной возможности населения.

Если не сильно вдаваться в детали, можно утверждать, что в Литве основная борьба с неожиданно нагрянувшим финансово-экономическим кризисом свелась к решениям правительства, принятым во время знаменитого ночного бдения в декабре 2008 года. Тогда тоже бюджет переверстывали впопыхах. Буквально за ночь. На утро после ночной экономической революции страна проснулась с новым налоговым законодательством, урезанными пенсиями, зарплатами госслужащих, судей и иных высокооплачиваемых специалистов. Параллельно рухнули цены на недвижимость и взлетели на продукты первой необходимости, отопление и коммунальные услуги. Впервые с 2005 года жители Литвы начали экономить, приобретать только необходимые товары и отказывать себе в развлечениях.

Чтобы примерно представлять масштаб, стоит привести пример "с низов". Едва ли не первый удар кризиса приняли на себя торговцы цветами и похоронными принадлежностями. В День святого Валентина в 2009 году владельцы цветочного бизнеса впервые за много лет выручили меньше, чем инвестировали. Те, кому удалось выйти на "ноль", выглядели счастливцами на фоне удрученных результатами торгов.

Что касается "похоронки", то этот сегмент экономики едва не приказал долго жить. Дело в том, что Литва - страна строгих католических правил и культа кладбищ. Поэтому не проводить усопшего большим венком из свежих цветов - как бы и вообще не появиться на похоронах. Ксендз, траурная служба в парафиальном костеле, пышная процессия, дорогой гроб, с любовью выбранное место погребения, венки-венки-венки и цветы-цветы-цветы - на протяжении десятилетий это было незыблемым ритуалом. Но кризис так ударил по формату, что проводы в последний путь стали стыдливо-скромными, выбросив на улицу в тысячи тех, кто их обеспечивал в той или иной роли.

Эту ситуацию можно спроецировать и на "большую" экономику. В пик кризиса безработица в стране достигала 16,8%, причем на селе доходила до 27%. Среди трех стран Прибалтики сильнее всего зарплаты в период кризиса снизились в Литве - об этом свидетельствует недавний финансовый обзор домохозяйств Балтии банка SEB.

По сравнению с четвертым кварталом 2008 года реальная зарплата в Литве за три года уменьшилась на 16,6%, в Латвии - на 14%, в Эстонии - на 4,5%. В 2011 году, самом благоприятном из трех последних, средняя зарплата повысилась в Литве на 2,5%. Эксперты банка утверждают, что с учетом влияния инфляции реальные доходы в первом полугодии текущего года выросли. Это не означает, что от улучшения экономической ситуации выиграла каждая семья, поскольку прирост зарплат наблюдается только в отдельных отраслях, в остальных же продолжается спад.

Его основная причина - необоснованно высокие налоги. Правительство жесткую налоговую политику объясняет необходимостью гарантированного наполнения бюджета и нежеланием заимствовать ресурсы у Международного валютного фонда. Он, как известно, требует в обмен на помощь сокращения пенсий, армии госчиновников, жесткого контроля за расходами, введения налога на недвижимость и автомобили. Антикризисный премьер Андрюс Кубилюс доволен, что страна не в долговой яме у МВФ и цитирует любимую Financial Times, которая пишет, что Европа должна учиться у Литвы, как надо жить и экономить в эпоху кризиса. Оппоненты ему отвечают, что Литва назанимала огромные средства на международных рынках под проценты, которые в три раза выше, чем то, что предлагало МВФ.

Тем более, пенсии все равно сокращены, зарплаты "заморожены", бизнес бежит из Литвы в страны с более благоприятным налоговым законодательством, госаппарат и расходы на него сокращаются - чему радоваться? Все требования МВФ выполнены, так не лучше ли было и деньги там же одалживать, а не тиражировать гособлигации, по которым придется расплачиваться еще не одному поколению?

Эксперты упрекают правительство тем, что в бюджет каждый год закладываются "осторожные цифры, поэтому формальный рост экономики обеспечен". Советник президента банка SEB Гитанас Науседа и вовсе считает: "правительство умело манипулирует статистикой, а ясного плана борьбы с кризисом у него не было и нет". По мнению Науседы, Литвой управляет "правительство бухгалтеров мелких компаний", ничего не понимающее в экономике. Экономист и независимый эксперт Стасис Якелюнас считает, что рост цен на продукты питания и товары первой необходимости остановить не удается, налоги с оборота в намеченных объемах не собираются, рост зарплат в реальном секторе экономики не намечается, плана борьбы с теневой экономикой у правительства нет.

Справедливы эти претензии в кабмину или нет, выяснить довольно сложно, поскольку официальные итоги, например, 2010 года будут подведены лишь в 2012 году. Рядовому обывателю важен сегодняшний и завтрашний день. Что было 2 года назад, заинтересует разве что статистиков или экономических аналитиков.

А сегодня и завтра Литву ожидает зима с высокими счетами за отопление, дорогими элементарными лекарствами и не дешевеющими продуктами. Например, жители Вильнюса за отопление платят на 15% больше таллинцев и на 5% больше рижан, хотя и живут в более благоприятной с точки зрения температуры климатической зоне.

Уже на текущей неделе после утреннего кофе в президентуре премьер объявил, что бюджет 2012 года, рассмотрение которого парламент скоро начнет, "будет экономным". Кубилюс обрадовал налогоплательщиков новостью, что расходы министерств и ведомств урезаны на 90 млн. евро плюс планируется очередная "усушка" госчиновников, а новые налоги, несмотря на советы международных организаций, вводиться не будут. Главная цель - снижение фискального дефицита до уровня маастрихтских критериев, до 3% ВВП, чтобы в 2014 году гарантировано ввести евро.

Между тем в Литве прогнозируют, что темпы экономического роста в 2012 году замедлятся. Страна вряд ли выйдет на планируемые 4,75% роста. По самым оптимистичным прогнозам, он составит лишь 3,5%. Об этом открыто говорят все те же эксперты МВФ, утверждающие, что "падение спроса в еврозоне сократит литовский экспорт". "Сегодня для Литвы важно сохранить макроэкономическую стабильность".

Наверное, это ключевое слово чаяний простых граждан страны. Недаром их большинство согласно жить по формуле "пусть не будет стремительных взлетов. Главное, чтобы не было даже маленьких падений".

Латвия

Решение Латвии внести коррективы в экономическое развитие страны, не девальвируя при этом национальную валюту, было верным, заявил на конференции Банка Латвии "Глобальные проблемы и локальные возможности: достижения и перспективы стран Балтии", которая проходила 12 октября в Риге член правления Европейского центрального банка, один из авторов концепции единой европейской валюты Юрген Штарк. По его словам, Латвия правильно сделала, что три года назад в ситуации мирового финансового кризиса не стала слушать экспертов, настаивающих на девальвации лата. Жесткая позиция Латвии в октябре 2008 года, нацеленная на упорядочение государственных финансов, стала основой для восстановления экономики, заявил представитель Европейского центробанка.

Похвалы за "успешное преодоление экономического кризиса" по адресу Латвии давно уже стали неотъемлемой частью любого официального мероприятия с участием именитых иностранных гостей. Ими щедро осыпается любое должностное лицо Латвии во время зарубежных командировок. Свежим примером является выступление президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу на пресс-конференции по окончании встречи с президентом Латвии Андрисом Берзиньшем в Брюсселе 12 октября. "Латвия - выдающийся пример преодоления кризиса", - сказал он, как обычно, не разъяснив слушателем, в чем же, собственно говоря, заключается эта самая "выдающесть".

Следует отметить, что представление о грянувшем в Латвии осенью 2008 года экономическом кризисе как следствии мирового финансового кризиса является глубоким заблуждением. Латвийский кризис носит перманентный характер с тех пор, как после выхода Латвии из состава СССР в 1991 году новое руководство республики пошло по пути массовой приватизации и разрушения отечественной промышленности, с одной стороны, и вытеснения нелатышского населения из страны, а также из сферы управления политическими и экономическими процессами, с другой. В считанные годы Латвия отказалась и утратила структуру экономики, характерную для развитых индустриально-аграрных стран, заменив ее структурой, присущей офшорным зонам и "банановым" республикам. Жесткая монетарная политика Банка Латвии и правительства при многократно завышенном курсе национальной валюты добила местных производителей и значительно снизила подкрепленную доходами от производительной деятельности покупательскую способность стремительно сокращающегося населения, что и послужило основой для периодических вспышек кризиса перепроизводства.

Последней по времени и наиболее сильной такой вспышкой явился кризис осени 2008 года. Этому предшествовал период серьезного перегрева экономики, спровоцированный бумом дешевых кредитов, многомиллионными вливаниями из еврофондов после вступления Латвии в ЕС, когда деньги, не связанные долговременными инвестициями в производство, стимулировали сверхпотребление, а также вакханалией бюджетных расходов, когда сверхдоходы казны не аккумулировались на счетах Госкассы, а тут же возвращались на свободный от продуманного регулирования рынок, вздувая цены и раскручивая маховик инфляции.

Тем болезненнее оказалось приземление. Порочную изначально и дополнительно расшатанную кредитным бумом финансовую систему Латвии окончательно добила необходимость выдать гарантии на 1,1 млрд долларов (3% от ВВП) Parex banka. Порожденная страхом перед возможным банкротством государства и девальвацией лата паника население остановила обычный оборот денег, что привело к моментальному схлопыванию надутого ранее пузыря экономики. По итогам 2009 года ВВП Латвии упал на 17,8%, что являлось самым худшим в мире показателем динамики ВВП. А за три последних года - на 25%.

Оказавшись перед дилеммой спасать экономику и собственное население или удерживать привязку лата к евро по ничем необоснованному курсу 0,702804 лата за евро с коридором колебаний +/-1% от данной отметки, Банк Латвии и вслед за ним правительство выбрало второе. В кругу экспертов широко распространено мнение, что таким образом руководство Латвии действовало в интересах скандинавских банков, которые через свои дочерние структуры контролировали около 60% латвийского банковского сектора.

По данным портала WikiLeaks, осенью 2009 года министр финансов Швеции Андрес Борг на встрече с послом США в Стокгольме просил Вашингтон использовать свое влияние на Латвию, ради предотвращения экономического коллапса в Балтийском регионе, который неизбежен, по мнению посла, в случае девальвации лата, вероятность которой до конца 2010 года Борг оценивал в 50%. По словам Борга, проблемы прибалтийских стран коснулись бы не только Швеции, но и всего региона, однако экономический коллапс Латвии в конце 2008-го и в июне 2009 года был бы для Швеции критически решающим, тогда как осенью 2009 года для шведских компаний снова стали доступны кредиты на международных рынках, что сделало экономику более выносливой. Проблемы могут быть только у Swedbank, но, как указал Борг, "проблема с одним банком, это не банковский кризис". Отсюда проистекают и участие Швеции в программе финансовой помощи, за которой в конце 2008 года обратилось правительство Латвии к МВФ и Еврокомиссии, и та жесткость, с которой шведские должностные лица, включая премьера реагировали на поползновения латвийских властей переложить часть ответственности и соответственно рисков на банки и смягчить условия, на которых Латвия получила кредит в 7,5 млрд евро (использовано 4,4 млрд евро из этих средств).

Осенью 2009 года в период подготовки бюджета Латвии на 2010 год правительство Швеции оказала на латвийских коллег беспрецедентное давление, которое увенчалось успехом. В цитируемой WikiLeaks телеграмме из Стокгольма в Вашингтон от 29 октября 2009 года сказано, что правительство Латвии все же смогло предложить приемлемый план консолидации (снижения дефицита) бюджета. В связи с этим посольство США отмечало, что "поддержка мероприятий, которые делают незащищенными беднейшие слои населения (Латвии), осложнит положение правительства Швеции, поскольку за такую позицию его может начать критиковать левоцентристская оппозиция".

Таким образом, на осведомленных наблюдателей и участников политических процессов произвело сильное впечатление то, как правительство под руководством Валдиса Домбровскиса ("Единство") предотвратило экономический коллапс за счет и без того подкошенного кризисом и обремененного долгами населения. В то время, как западные экономисты говорили о неизбежности и необходимости девальвации лата относительно евро (на 50% по версии экспертов американского банка Brown Brothers Harriman & Co, например), в то время, как МВФ прямо рекомендовал Латвии этот шаг, президент Банка Латвии Илмар Римшевич заявил, что девальвация лата обвалит экономику Латвии за одну ночь и этого оказалось достаточно, чтобы направить усилия правительства по пути так называемой внутренней девальвации, когда обесценивается не валюта и денежные накопления граждан, а урезаются их доходы.

К экспериментам над собственным народом латвийские власти приступили уже при подготовке бюджета на 2009 год, продолжив свои опыты, верстая бюджеты-2010, 2011 и планируя завершить их при разработке бюджета-2012. Доходы населения резали двумя способами: путем повышения налогов, с одной стороны, и путем снижения зарплат, пенсий, социальных выплат и гарантий, с другой. На языке политиков это называется красивым словом "консолидация".

Так, 12 декабря 2008 года Сейм Латвии одобрил увеличение с 1 января 2009 года стандартного НДС до 21% (с 18%), пониженного НДС с 5 до 10% (детское питание, медикаменты, электричество, отопление и общественный транспорт), НДС особых сфер услуг - с 5 до 21% (газеты, книги, кабельное телевидение, водоснабжение, сбор отходов, услуги ритуальных бюро, гостиниц и т. п.). В 2011 году стандартный НДС был повышен еще на 1 процентный пункт, достигнув 22%, а пониженный НДС на два процентных пункта - до 12%. В 2010 году была повышена с 23 до 26% ставка подоходного налога с населения (при одновременном снижении необлагаемого минимума в 2,5 раза), однако в 2011 году ее вернули на докризисный уровень в 25%. Неоднократно повышались акцизы. Кроме того, правительство, наконец, решилось замахнуться на принадлежащую резидентам и нерезидентам недвижимость, повысив налог на землю, жилые и нежилые помещения.

В итоге, в 2010 году размер налоговой нагрузки достиг с учетом платежей в бюджеты самоуправлений 40,9% от ВВП Латвии и стал одним из самых высоких в Европе. Не случайно, даже высокопоставленные чиновники министерства финансов заговорили о том, что возможности повышения налогов в стране исчерпаны. Большинство экспертов сходилось во мнении, что действия правительства торпедируют, а не спасают латвийскую экономику. Если что-то и спасло в этот период народное хозяйство страны, то это теневой сектор, с которым власти боролись, к счастью, скорее на словах.

В бюджете предкризисного 2008 года были заложены доходы в размере 5,498 млрд латов и расходы в объеме 5,335 млрд латов. В посткризисном 2010 году доходы госбюджета составили 3,8 млрд, а расходы - 4,7 млрд латов. То есть, за три года поступления казны снизились на более, чем 1,5 млрд латов (свыше 2 млрд евро), а расходы - на 0,7 с лишним млрд латов (около 1 млрд евро). Эти средства недополучили прежде всего работники бюджетной сферы - учителя, врачи и полицейские, а также наименее защищенные слои населения - пенсионеры и безработные.

Были урезаны ассигнования на нужды здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, хотя пострадал до некоторой степени и оборонный бюджет, и бюджет внешнеполитического ведомства и бюджеты других министерств. Но вот парадокс. По данным статистики, в 2010 году в сфере госуправления, обороны и обязательного социального страхования в Латвии было занято 63,2 тысячи человек или 9,9% всех занятых в народном хозяйстве. В предкризисном 2007 году в этих же сферах было задействовано 80,8 тысяч человек, но они составляли лишь 8,9% всех занятых. Таким образом, сокращение занятых в госаппарате происходило, но шло много более медленными темпами, чем общее сокращение численности занятых и в результате этого административная нагрузка на работающих в частном секторе росла.

Чтобы свести концы с концами правительство провело через парламент закон, согласно которому пенсии работающих латвийских пенсионеров снижаются на 70%, а для неработающих - на 10%. В результате, за месяц после вступления в силу этого закона число работающих пенсионеров снизилось на 42,3%, были вынуждены уволиться по собственному желанию более 25 тысяч пенсионеров. И хотя через полгода Конституционный суд признал эту меру противоречащей Конституции и обязал государство расплатиться в рассрочку) с потерпевшими, деловой жизни страны был нанесен серьезный удар.

Тем не менее, кризис сделал свое благородное дело, удалив множество спекулятивных наростов на теле латвийской экономики. Столкнувшись с ограниченностью внутреннего спроса, латвийские производители стали наращивать экспорт, что привело к некоторому улучшению торгового баланса страны, хотя он и остается глубоко дефицитным.

Не случайно, подводя итог своему 2,5-летнему пребыванию на должности министра экономики, Артис Кампарс ("Единство") главным своим достижением назвал переход от экономики потребления к экономике, основанной на производстве и экспорте продукции. "В тучные годы доля промышленного производства в экономике составляла 9,9%, но за первую половину этого года доля промышленности выросла до 14,3%. Более того, рост экспорта в этом году до 34% является одним из самых быстрорастущих показателей в Евросоюзе", - похвастался Кампарс.

Между тем, вернувшийся недавно из США по окончании своей учебы в Гарвардском университете экс-глава президентской канцелярии и экс-глава Latvijas Krājbanka Мартиньш Бондарс, заявил 19 сентября в интервью газете "Деловые вести": "Когда правительство говорит, что кризис в Латвии закончился, то это, мягко говоря, неправда. Инфляция у нас выше, чем в еврозоне, негативное сальдо торгового баланса остается, лат столь же переоценен. При этом мы потратили миллиарды заемных средств и увеличили государственный долг. Из Латвии уехали сотни тысяч людей, и отсюда вопрос: на какой экономический рост мы сможем рассчитывать в долгосрочной перспективе, если основа этого роста всегда и везде - это технологии плюс люди".

Эстония

Проект бюджета Эстонии на 2012 год передан в парламент на обсуждение. Если все пройдет, как задумано, принятие его в окончательном, третьем чтение состоится еще до декабрьских рождественских каникул. Учитывая, что предложившее народным избранникам рабочий вариант будущего финансового плана жизни страны правительство имеет в Рийгикогу (Госсобрание или парламент по-эстонски) большинство голосов, можно быть почти на 100% быть уверенными, что документ будет принят в его нынешнем виде. Не случайно, председатель парламентской комиссии по контролю за соблюдением бюджета, представитель оппозиции Михаил Стальнухин сравнил Рийгикогу с резиновым штемпелем, бездумно визирующим любое решение правительства. Он не исключает, что если по отдельным статьям некоторые цифры и будут изменены, то не существенно, а сами изменения будут носит декларативный, косметический характер.

Итак, бюджет Эстонии 2012 года. Если в целом, то он уже четвертый год подряд будет негативным. С учетом дополнительных негативных бюджетов 2009 года, это уже пятый негативный годовой бюджет Эстонии подряд. Такого еще никогда не было в истории Эстонской Республики, а с учетом того, что Банк Эстонии прогнозирует, что первый бездефицитный бюджет страна получит не ранее 2014 года, можно смело утверждать, что антирекордная серия одним 2012 годом не ограничится. Это второй госбюджет в истории Эстонии, составленный полностью в евро.

Министерство финансов Эстонии назвало приоритетами бюджета обеспечение конкурентоспособности Эстонии на международном рынке, укрепления финансовой стабильности и рост трудовой занятости. Бюджет 2012 года увеличивает расходы в экономику, национальную безопасность, образование и социальную защиту. Как мы увидим ниже, не все в данном заявлении госфинансистов похоже на правду, но чиновникам хочется верить. Глава правительства, лидер Реформистской партии Андрус Ансип отметил, в свою очередь, что бюджет Эстонии принимается в сложных внешнеэкономических условиях: "Финансовые рынки Европы и мира именно в последние месяцы снова вызывают чувство отчаяния. Бюджетные проблемы в США, неясность в отношении путей решения проблем долгового кризиса некоторых стран зоны евро, перегрев развивающихся рынков и рост цен на сырье ухудшили перспективы развития мировой экономики и вызвали серьезные нарушения в обычном функционировании рынков". Все это, считает премьер-министр Эстонии, убеждает правительство в необходимости продолжать проводить консервативную бюджетную политику.

Согласно данным министерства финансов Эстонии, доходы госбюджета 2012 года составят 6,1 млрд евро, расходы - 6,57 млрд евро. Таким образом, дефицит бюджета будет равен 2,1% ВВП или 0,47 млрд евро. Расходы госбюджета 2012 года вырастут по сравнению с показателями бюджета 2011 года на 11%, но особо отмечается, что покрытие этого роста произойдет, в основном, за счет внешних поступлений - денег различных еврофондов и средств, полученных от продажи квот на использования углекислого газа СО2. Из подобных внешних поступлений бюджет Эстонии профинансирует расходы на общую сумму 1,4 млрд евро, то есть каждое пятое евро расходов госбюджета будет взято извне. К традиционным еврофондам можно смело плюсовать в доходы Эстонии и довольно существенные пожертвования и перечисления от не входящих в ЕС развитых государств мира либо средства, выделенные вне программ еврофондов. Так, например, Норвегия подарила Эстонии на период с 2009 по 2013 год порядка 40 млн евро "на культуру и образование", США ежегодно финансируют проекты по внедрению эстонского языка в регионах с традиционным преобладанием русского населения на миллионы долларов. Наконец, свой вклад в Эстонию весьма солидными суммами вносят международные организации - от ООН и Организации экономически развитых стран ОЭСР до Фонда финансиста Джорджа Сороса "Открытая Эстония", Института Гете и прочих фондов и учреждений, поддерживающих "третий сектор" эстонской экономики и различные НКО и НПО. Есть, наконец, великая и непобедимая организация НАТО, которая только на реновацию и расширение бывшего аэродрома для стратегических бомбардировщиков Эмари выделяет ежегодно по несколько миллионов евро. Если список всех доноров Эстонии выстроить в линию, то она может показаться бесконечной...

Примечательно, что, используя еврофонды, переводы зарубежных стран и организаций и квоты, Эстония фактически замещает ими неизбежные в случае их отсутствия финансовые кредитные заимствования в банках и финучреждениях Евросоюза. Эта уникальная позиция страны уже давно служит ей неплохой рекламой в глазах других государств Европы, тяжко старадающих от нехватки госдоходов. Не случайно президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, выступая в парламенте 10 октября, призвал правительство аккуратнее и эффективнее использовать эти средства, без которых Эстония бы уже давно повторила грустную судьбу несчастной Греции.

По прежнему львиную долю доходов (76,4%) госбюджета составят поступления от налогов - 4,7 млрд евро. По сравнению с бюджетом 2011 года этот показатель вырастет на 3,3%. Конечно, скептики иронизируют по поводу оптимизма правительства в этом вопросе - откуда взяться налоговым отчислениям, если реальные зарплаты и доходы людей падают третий год подряд, высокая безработица, массовый отъезд работников за границу? Однако финансисты не видят в этом парадокса: повышение прямых и косвенных налогов с 2009 года, происходящее постоянно - уже в январе 2012 года тарифы на электричество, бензин, отопление, воду и прочее вырастут дополнительно на 5 -10%, инфляция порядка 6% в год, то есть бюджет просто перераспределяет налоговые нагрузки на остающихся и продолжающих работать и потреблять людей, при этом искусственно увеличивается физический объем вращающихся в экономике денег. Типичный пример: литр бензина А 95 вырос в цене за год с 0,90 евро до 1,30 евро. А ведь известно, что с каждого литра автотоплива в госказну в виде различных отчислений поступает до 75% его стоимости. Характерно, что в процентном отношении по сравнению с 2009 и 2010 годами в 2012 году больше всего увеличится доход от табачного акциза (прирост 15% - до 169 млн евро) и налоговые отчисления от физических лиц (прирост 12,1% - до 253 млн евро). Самыми же большими по объемам поступлений в бюджет 2012 года станут социальный налог (его ставка составляет 33%) - 1,9 млрд евро и налог с оборота (его ставка составляет 20%) - 1,43 млрд евро. Налоговые поступления от юридических лиц составят 220,6 млн евро - прирост в 6,6%. Алкогольный акциз принесет казне еще 193 млн евро - рост 7,8%. Более чем на 9% вырастут доходы от обслуживания госсобственности (201 млн евро). В то же время правительство Эстонии уверяет, что, несмотря на рост косвенных налогов, налоговое бремя останется на том же уровне, что и в 2011 году, т.е. составит 34,4%.

Нельзя, говоря о доходах госбюджета, не упомянуть недавнее решение правительства включить в средства госбюджета 2012 года финансовые резервы Больничной кассы и Кассы по страхованию от безработицы. Правительство уверяет, что ничего особенно не произошло - деньги для больных и безработных и раньше числились в Государственной кассе. Однако активный протест против данного решения вышеназванных касс наводит на мысль, что что-то в этом решении нечисто. Тем более, что накануне решения премьер-министр Ансип проговорился в интервью эстонскому радио, что взятие резервов на баланс государства позволит увеличить фактическую величину госдоходов, что позволит а) уменьшить дефицит бюджета, б) выполнить требуемые Брюсселем нормативы и в) гарантирует от необходимости брать внешние кредиты, если возникнут трудности с исполнением бюджета. Профсоюзы назвали данный маневр "грабежом среди белого дня". Правительство в ответ только усмехнулось: всем известно, что у профсоюзов в Эстонии, как и у президента - исключительно представительские функции...

С доходами в целом разобрались. Теперь самое интересное - расходы... Кто же оказался теми счастливчиками в нелегкой борьбе за сладостное госфинасирование?

Министерство финансов Эстонии, отмечая главные моменты, связанные с госбюджетом 2012 года, первой строкой обозначило... увеличение госрасходов на оборону до 2% ВВП. "Впервые мы планируем довести наши расходы на оборону до уровня, обещанного нашим партнерам по НАТО - до двух процентов от внутреннего валового продукта, что повысит первичную самостоятельную обороноспособность и обеспечит стабильное развитие сферы гособороны. Это не только выполнение обещания, эти средства необходимы нам самим, Эстонии, для укрепления обороноспособности", - отметил премьер-министр. Пафос официальных лиц государства (министр обороны, председатель союза правых партий "Отечество - Рес Публика" Март Лаар даже пообещал появление в силах обороны первой танковой воинской части) встретил явное непонимание большинства эстонского общества. Журналисты и оппозиция справедливо рассудили, что инвестировать в импортные танки, а не зарплаты учителей, спасателей и полицейских- это явно не мудрое решение в период кризиса. К тому же осуществляемое в условиях, когда эстонские военные не отличаются особой бережливостью в отношение народных денег. Газета Postimees не поленилась подсчитать расходы министерства обороны и выяснила, что многие траты являются необоснованно завышенными. Так, вместо того, чтобы отправлять эстонских военных в международные командировки обычными рейсами гражданской авиации, министерство пользуется платными услугами американских военных "транспортников", дислоцированных на венгерской авиабазе в Пече. Получается и вовсе глупо: сначала эстонцы летят на обычных самолетах до Венгрии, там добираются до Печа и там уже ждут, когда сформируется соответствующий рейс. Расходы превышают экономный вариант в пять раз! К счастью, радуются журналисты, международных командировок у эстонских военных не так много...

Увеличение госрасходов на военных вызывает общественное порицание еще и потому, что в 2012 году на 13% увеличатся расходы на общественный порядок и безопасность. Из сообщений прессы стало известно, что в эти расходы по ходатайству Департамента полиции планируется включить закупку как минимум трех машин с баллистической защитой, предназначенных для разгона демонстраций и разрушения баррикад. В довершение темы финансовой поддержки силового блока добавим, что в бюджете 2012 года прописано увеличение расходов на содержание народного военного ополчения Kaitseliit на 17% - до 25,1 млн евро.

Не обидело правительство дорожно-строительные фирмы - по странному стечению обстоятельств важных спонсоров правящих партий: около 71 млн. евро будет направлена на ремонт государственных шоссейных дорог. Крупнейшими объектами станут участок дороги Арувалла-Козе (26,4 млн. евро) и строительство объездной дороги в Пярну (17,3 млн. евро). Причем многострадальный объезд вокруг Пярну реализуется с 2005 года, за это время вызвав многочисленные скандалы, смену субподрядчиков и уход одного из основных и крупных латвийских бизнес-партнеров с дальнейшей подачей в суд на Департамент дорог Эстонии. Расходы на дорожное строительство, организацию движения, ремонт и содержание их в порядке возрастут на 40,4 млн. евро и составят более 300 млн. евро.

Обещанный рост госрасходов в 3 с лишним процента правительство "размазало" по министерствам и ведомствам, выведя эти небольшие цифры прироста по сути физической массы денег себе в заслугу. Так, пенсионерам обещан рост пенсий в 4,4% без учета инфляции, названный самими пенсионерами "насмешкой" - при росте цен в 6% (а основные продукты питания и вовсе подскочили в цене на 20%), при бесконечном росте тарифов ЖКХ, при лишении людей старшего возраста прежних социальных и медицинских льгот заявления Ансипа о "социальной ответственности правительства" вызвали горький смех пожилых людей. На выплаты пенсий государство направит в будущем году на 72 миллиона евро больше денег, в целом более 1,3 млрд. евро.

Если нынешние пенсионеры Эстонии могут плакать и стонать, то будущие пенсионеры получили неплохой подарок на перспективу: спустя три года (прерванные в одностороннем порядке с июля 2009 года) восстановлены в полном объеме обязательные взносы государства во II-ую пенсионную ступень. Так что те сотни тысяч работающих эстонцев, поверивших в середине 2000-х годов масштабной рекламе государства о подключении к дополнительным ступеням пенсии (к минимальной госпенсии предлагалось при половинной поддержке государственных фондов начать копить собственную - второй и третьей ступеней), теперь могут вздохнуть поспокойнее - партнер в лице госструктур оказался на поверку не "кидалой" или сомнительной финансовой пирамидой. В этой связи глава правительства отметил, что "суть II ступени - это сбережения на будущее".

Еще один характерный пример "двойной морали" - гордо сообщается, что в бюджете министерства экономики на будущий год предусмотрено на обслуживание дорог местных самоуправлений 17,8 млн. евро, что более чем на пять миллионов превышает тот же показатель 2011 года. Однако известно, что только прошедшей зимой затраты местных самоуправлений по данной статье расходов превысили в сумме 30 млн евро - сказались высокие цены на автотопливо, аренду техники, зарплату работников. Не имея собственных коммунальных фирм, многие самоуправления были вынуждены нанимать частные фирмы дабы вызволить машины из дорожных сугробов и расчистки улиц в городах. Ситуация была такой аховой, что правительству пришлось в феврале выделять дополнительные средства на расчистку дорог. Таллинские власти прямо обвинили государство в недофинансировании: доля поддержки самоуправления в зимний период составила лишь 20% от требуемой. Большинство мэров эстонских городов и старейшин уездов уверены, что денег нужно намного больше, в противном случае памятный многим снежный плен почти 600 автомашин на обычной провинциальной дороге в 150 км от Таллина станет нормой. Тем более, что правительство категорически против выделения льготных кредитов для местных самоуправлений, списания старых долгов и снижения налога на дизтопливо. Синоптики вновь туманно и пространно обещают снежную морозную зиму, поэтому беспокойство местных властей понять можно.

Также очень типично, что получаемые из еврофондов и от проданных квот на СО2 деньги на различные совместные с ЕС проекты правительство также поставило себе в заслуги. Так, в списке положительных примеров названо выделение 11 миллионов евро, которые пойдут на сооружение базовой интернет-сети для 40 000 жителей сельских регионов Эстонии. Все это просто замечательно, но забыли упомянуть, что 75% финансирования произойдет за счет еврофондов и частных лиц. Хорошо хоть, что в следующем абзаце своего хвастливого представления проекта бюджета кабинет министров признается, что без помощи денег извне многое в бюджете 2012 года было бы просто невозможно: "Мы приняли решение увеличить направляемую в сферу образования сумму на 62 миллиона евро, т.е. на 9 процентов. В большой степени это средства от продажи квот, за счет которых будет обновлено более полусотни школьных зданий и ученических общежитий".

Также за счет различных фондов солидарности ЕС вырастут на 47 млн. евро и составят 311 миллионов евро пособия на развитие сельского хозяйства, жизни на селе и рыбного хозяйства. Здесь стоит отметить, что, увеличивая одной рукой пособия, другой рукой правительство тут же ограничивает возможности данного сектора экономики при помощи квот и нормативов того же самого ЕС. Сами же пособия фермеры Эстонии считают недостаточными, уверяя, что Брюссель фактически держит сельское хозяйство новых членов ЕС на голодном пайке и на крепкой цепи, так как пособия новых членов ЕС составляют лишь треть от размера пособий для фермеров старых членов ЕС. Смех смехом, но фермер "многострадальной" Греции получает пособий в пять раз больше эстонского. Несмотря на протесты и пикеты эстонцев возле представительства Еврокомиссии, Таллин не осмеливается бросить вызов Брюсселю по данному вопросу.

К слову: среди бенефициантов бюджета 2012 года значится и сам Евросоюз... Аж 167 млн евро Эстония отправит в Европейский Союз в качестве своеобразной платы за членство. Тут надо уточнить, что фактически никакого путешествия денег по маршруту Таллин - Брюссель не происходит: в Еврокомиссии просто высчитывают из общей суммы помощи Эстонии те деньги, которые та должна вернуть в качестве членского взноса. Касаясь темы "евровклада" Эстонии, стоит также отметить, что страна в октябре присоединилась к Фонду финансовой стабильности стран еврозоны EFSF и пока сумма ежегодных отчислений не определена точно и не вписана отдельной строкой в бюджет. Но понятно, что Греция нуждается в самой срочной помощи, поэтому не исключено, что к выделению денег для EFSF Эстонии придется прибегнуть сразу после новогодних праздников.

Вырастет в 2012 году зарплата депутатов парламента Эстонии - прибавка составит 246 евро и выльется в итоговые 3 380 евро в месяц. Вызвавшее скандал решение было аргументировано в стиле советских карикатур про американский милитаризм: "Чтобы защищать вас, я должен хорошо питаться!" Депутат от правящей Реформистской партии Райт Марусте и вовсе развел руками от бессилия: "Один депутат не может изменить систему, потому что зарплата прописана в законе". Характерно, что делается это цинично и последовательно не в первый раз: в такой же кризисный 2011 год рост депутатских зарплат составил 27%.

Если есть счастливчики бюджета-2012, то обязательно должны быть и неудачники.

К ним, в первую очередь, стоит отнести такую уважаемую обществом категорию профессий, как врачи, учителя и преподаватели, спасатели и полицейские, социальные работники. Порядка 55 тысяч человек, то есть почти каждый двенадцатый работник в стране. На требуемое повышение зарплат, которые фактически не растут с 2008 года, а в реальности только уменьшаются в покупательской способности, премьер-министр Ансип ответил, что государство не имеет достаточно финансовых средств и что жаловаться не стоит: у всех министерств - образования, социальных дел, внутренних дел - бюджеты в 2012 году вырастут.

Так то так, ответили ему, но бюджеты вырастут не в отношении зарплат, а по другим статьям расходов. Например, на ремонт и обновление аппаратуры на средства ЕС в социальных дома Выйзику, Эраствере и Сымера, больниц Вильянди и Пярну. В то же время зарплаты эстонских учителей в Эстонии - самые маленькие среди стран-членов Организации экономически развитых стран ОЭСР, в этом вопросе страна отстает даже от Чили и Мексики. Председатель правления Эстонского союза учителей Маргит Тимаков назвала такую позицию правительства лицемерной, ведь на мартовские выборы 2011 года в парламент ныне правящие партии вышли с лозунгами о приоритете хорошего образования. Хорошее образование полуголодный нищий учитель дать не может, считает она.

Такое же мнение высказывают руководители профсоюзов госслужащих, а общий итог печальных размышлений подвел глава Центрального Союза профсоюзов Эстонии Харри Талига: не повышая зарплаты, государство дает сигнал таким работникам - пришло время покидать страну. Не случайно, за последние годы только медсестер уехало из Эстонии в поисках лучшего заработка более тысячи человек. И если бы подобные возможности стали куда шире для спасателей и учителей, полицейских и социальных работников, то число эмигрантов исчислялось бы десятками тысяч из числа представителей таких нужных обществу и эстонскому народу профессий.

Среди "лузеров" бюджета 2012 года числятся и местные самоуправления. Логика та же - увеличив им отчисления по отдельным статьям, государство одновременно забрало у них важные статьи дохода в свою пользу. Теряя и без того не самое массовое население своих территориальных единиц (кто эмигрирует, кто перебирается из провинции в столицу, где все заработки и деньги страны), волости и уезды Эстонии испытывают острейшую нехватку финансов. А принятое парламентом Эстонии решение отменить с 2013 года земельный налог пробьет очередную брешь - уезд Пярнумаа лишится, к примеру, 13% своих нынешних поступлений. Согласно последнему опросу, руководители лишь 40 самоуправлений среди 226 назвали свое положение удовлетворительным. Не удивительно, что среди довольных положением - самодостаточные Таллин и Тарту. Лидером же рейтинга по самодовольству оказалась волость Виймси - эстонский аналог российской Рублевки.

Ну и, наконец, главными жертвами бюджета 2012 года станут просто рядовые жители страны - обычные обыватели. Без повышения зарплат, без роста социальных гарантий и льгот они не смогут справляться с нарастающим грузом обязательств и расходов - рост тарифов коммунального хозяйства, рост стоимости жизни и падение уровня жизни и реальных заработков неизбежны, как девятый вал в штормовом океане... По подсчетам Союза квартировладельцев Эстонии, в целом расходы на жилье выросли за пару последних лет на 26%, на электричество - на 40%, на газ - на 33% и это в отсутствии роста доходов. Один конкретный пример: нынешней зимой для жителей и без того не богатого города Кохтла-Ярве (северо-восточная Эстония) цены только на отопление вырастут на 32%.