Давид Арутюнов: Арест Тимошенко: Украина под перекрестным огнем России и Запада
Москва, 14 октября, 2011, 15:59 — ИА Регнум. Вынесение 11октября обвинительного приговора Юлии Тимошенко вызвало достаточно резкую международную реакцию и способно оказать определенное воздействие на процессы вокруг Украины. Прежде всего, необходимо отметить, что на сегодня достаточно вероятным сценарием дальнейшего развития событий вокруг экс-премьера может быть смягчение вынесенного приговора. На такой вариант косвенно указывают и заявления украинского президента Виктора Януковича. В случае с Тимошенко, похоже, что украинские власти зашли слишком далеко и негативная реакция двух основных внешнеполитических партнеров Киева - России и ЕС, несомненно, станет одним из факторов в пользу смягчения приговора. В то же время, процесс в отношении Тимошенко стал отражением событий, имеющих два измерения - внутри- и внешнеполитическое.
В первом случае, он отражает борьбу за власть между двумя основными группировками украинской элиты, осложненную и обостренную воздействием мирового экономического кризиса. Нынешним событиям предшествовал период концентрации власти в руках "восточного клана", когда, придя к власти в 2010г. после фактического краха "оранжевого" проекта, Виктор Янукович получил возможность достаточно свободно проводить как внешнеполитический, так и внутриполитический курс. Это выразилось в свойственных украинскому политическому полю попытках закрепить собственное преимущественное положение. Происходило оно как путем закрепления центрального положения "Партии регионов" на политическом поле, так и за счет конституционных изменений, призванных расширить полномочия президента страны. В этом плане, процесс против Тимошенко может рассматриваться и как мера, призванная нейтрализовать опасного противника на грядущих в 2012г. парламентских выборах.
Эти действия, однако, закономерно вели к растущему сопротивлению со стороны "западной" неокомпрадорской группировки. Пока сохранялся эффект от победы на президентских выборах, Януковичу это сопротивление можно было игнорировать. Однако воздействие мирового экономического кризиса и действия украинского правительства, под давлением ЕС и МВФ вынужденного сокращать социальные расходы, закономерно вели к росту социального напряжения и ослаблению массовой базы правящей группировки. Нарушение внутриэлитарного баланса не вызывало особого восторга и за пределами Украины, так как лишало, прежде всего, Запад важного рычага воздействия на процессы внутри страны. Этим, в том числе, и объясняется резкая реакция ЕС на процесс и приговор в отношении Тимошенко.
Внешнеполитическое измерение проблемы связано, прежде всего, с комплексом отношений в треугольнике ЕС-Украина-Россия. С приходом к власти администрация Януковича сразу же приступила к активному маневрированию межу ЕС и РФ, так как Украина экономически зависит от обеих центров силы. В первом случае прилагались усилия для заключения соглашения об ассоциации с ЕС, во втором - начался постепенный разбор завалов, накопившихся в российско-украинских отношения за прошедший период. Весной 2010г. были заключены соглашения по Черноморскому флоту, "Газпром" предоставил Киеву скидку на газ. Тогда же российской стороной было выдвинуто предложение о фактическом поглощении "Газпромом" "Нафтогаза Украины". Последнее встретило достаточно прохладную реакцию украинских правящих кругов, ранее выдвинувших предложение о создании трехстороннего консорциума с российским, украинским и европейским участием.
Тем не менее, несмотря на заминку с "Нафтогазом" в первый период президентства Януковича пророссийская тенденция скорее превалировала, возможно, по контрасту с предыдущими годами. При этом данному курсу способствовала и благоприятная внешнеполитическая конъюнктура. США после смены администрации и российско-грузинской войны 2008г. фактически прекратили оказывать давление на партнеров по НАТО в вопросе включения Украины и Грузии в альянс. До этого в 2008г. западноевропейские члены НАТО по сути заблокировали этот процесс. В силу этих факторов курс Януковича на налаживание отношений с Москвой не встретил особого сопротивления на Западе. Более того, на фоне аналогичных изменений во внешнеполитическом курсе Польши весной 2010г. стало складываться впечатление о возможности компромисса между ЕС и Россией на основе разделения сфер влияния в Восточной Европе.
Однако очень скоро события вокруг Украины вернулись на круги своя, еще раз продемонстрировав слабую применимость по отношению к современной украинской политической действительности таких понятий как "пророссийский" и "прозападный". При этом центральное значение на этот раз приобрела конкуренция между РФ и ЕС, при достаточно пассивной роли США. Противоречия вокруг Украины вновь сфокусировались в имеющем критическое значение для экономики страны вопросе - цене на газ. При этом на украинскую позицию влияют также и перспективы ослабления транзитного значения Украины, из-за планируемого ввода в строй трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток", призванных сформировать альтернативные украинскому маршруты поставок энергоносителей в Европу. Со стороны Киева началась атака на весь комплекс взаимоотношений в газотранспортной сфере, достигшая своего пика весной-летом 2011г. В качестве основных направлений можно выделить стремление привлечь ЕС и, прежде всего Германию к модернизации ГТС Украины, безуспешные попытки торпедировать проект трубопровода "Южный поток", а также угрозы повысить стоимость транзита газа через украинскую территорию.
В эту кампанию укладывается и процесс против Тимошенко, посредством которого украинское руководство пыталось делегитимизировать российско-украинские соглашения от 2009г. В целом, новый виток российско-украинского противостояния по газовому вопросу, потенциально способный вылиться в третью "газовую" войну, был частью еще одного этапа более широкой конкуренции между ЕС и "Газпромом" за контроль над ГТС стран Восточной Европы и относительно цены на поставляемый газ.
С российской стороны был выдвинут свой комплекс предложений, увязывающих газовую проблему с контролем над "Нафтогазом" и присоединением Украины к основному геополитическому проекту России на постсоветском пространстве - Таможенному союзу. Также российский бизнес стремился получить контроль над рядом крупных украинских предприятий. Киев пытался маневрировать между двумя центрами силы и достичь заключения соглашения об ассоциации с ЕС и создании с Евросоюзом зоны свободной торговли. Однако именно здесь в вопросе судебного преследования в отношении Тимошенко в курсе Киева произошел сбой. Ее арест и последующий процесс вызвали резкую реакцию ЕС и создали предпосылки для изоляции Киева на европейском направлении. Кроме того, в целом ЕС не хочет новой российско- украинской конфронтации по газовому вопросу, так как это поставит под удар снабжение Европы газом, в условиях когда под угрозой находится и североафриканское направление снабжения ЕС энергоносителями из-за продолжающейся нестабильности в Ливии.
В результате действия этих факторов резко сократилось поле для маневра украинского руководства. В силу этого в настоящее время вероятность того, что в вопросе Тимошенко правящая группировка смягчит свою позицию, достаточно велика. Смягчение в какой-либо форме приговора в отношении Тимошенко позволит Киеву отчасти восстановить схему маневрирования между ЕС и РФ. Другое дело, что в самой конкуренции вокруг Украины пока рано ставить точку и дальнейший ее ход во многом зависит от соотношения центробежных и центростремительных тенденций в отношениях между ЕС и Россией, а также от стратегии, вырабатываемой США.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В Греции заглохшие электромобили спровоцировали многокилометровую пробку
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Apple объяснила удаление приложений из российского AppStore