Националистическая фронда в Татарстане засчитала на свой счет очередную победу. Заместитель начальника управления образования города Казани Ильнар Хидиятов заявил, что "особых изменений в 2011-12 учебном году в преподавании татарского языка и литературы нет". О ситуации с преподаванием русского языка как родного, на котором настаивают родители школьников, в том числе сами татары, не было сказано ни слова.

Таким образом, руководство республики попросту проигнорировало протесты русской и русскоязычной общественности, случившиеся в апреле, а обещания, данные премьер-министром Ильдаром Халиковым в ходе встречи с представителями Общества русской культуры Татарстана, оказались пшиком. Уже сам выбор ресурса для публикации интервью замначальника управления образования свидетельствует о многом - текст вышел в казанском интернет-издании "еТатар" - "татарской деловой газете", периодически публикующей опусы татарских националистов под псевдонимами.

Начиная разговор с корреспондентом издания, Ильнар Хидиятов словно оправдывается перед аудиторией: "Сразу скажу, что в 2011-12 учебном году в преподавании татарского языка и литературы особых изменений нет. И татарский язык, и татарская литература входят в базисный учебный план Республики Татарстан, который был разработан в полном соответствии с федеральным базисным планом".

Далее следует вопрос журналиста: "Сколько часов будет отводиться изучению нашего языка в школах Татарстана?" (понятно, что раз газета татарская, то в школах есть "наш" и "не наш" язык - прим. авт.). "Со 2 по 9 классы государственные языки нашей республики - татарский и русский - изучаются в равных объемах: во 2-8 классах - по 3 часа в неделю, в 9 классе - по 2 часа, - поправляет Хидиятов. - Литературному чтению на татарском языке в начальных классах и татарской литературе с 5 по 9 классы отведено по 2 часа в неделю.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов и с русским этнокультурным компонентом уроки татарской литературы, как и в прошлом учебном году, уменьшены на 1 час. В 10-11 классах предметы "Татарский язык" и "Татарская литература" введены в число обязательных предметов и обуславливают выполнение Закона РТ "О государственных языках РТ и других языках в РТ". Количество часов татарского языка и литературы в неделю в этих классах в зависимости от профиля составляет от 3 до 8 часов. Из них 1 час - татарский язык, 2 часа - татарская литература. Для тех, кто обучается по филологическому профилю, разработан второй вариант: 3 часа татарского языка и 5 часов татарской литературы".

Как следует из беседы, замначальника Управления образования Казани полностью поддерживает версию своего непосредственного начальства - министра образования и науки Альберта Гильмутдинова, настаивающего на полном отсутствии языковой проблемы в Татарстане. Так, например, в ответ на вопрос: "Есть ли разница в обучении татарскому языку детей татар и детей других национальностей?", Хидиятов отвечает, что "абсолютно все дети изучают язык Тукая в равных объемах". То есть, региональная власть по-прежнему намерена заниматься возрождением татарского языка, в том числе за счет русских и русскоязычных школьников, для которых этот язык - не родной. В изучении же русского языка как родного детям в Татарстане, как и прежде, будет отказано.

В конце разговора Хидиятов спешит успокоить аудиторию газеты по поводу новых федеральных образовательных стандартов (слухи о том, что национальные языки собираются исключить из образовательных программ средних школ, постоянно циркулируют в среде татарских националистов): "Для новых первоклашек разработан учебно-методический комплект, который называется "Перспективная начальная школа". В перечень предметов этого комплекта, который, кстати, утверждался на федеральном уровне, включены и татарский язык, и татарская литература. Так что наш язык из системы школьного образования никуда не денется".

Безусловно, нужно порадоваться за татарский язык, существование которого в условиях продолжающейся глобализации и ассимиляции действительно испытывает постоянные вызовы. Однако, судя по интервью Хидиятова, никаких подвижек в вопросе с обучением русскому языку, который поднимался на апрельских митингах в Казани, Набережных Челнах и в соседней Уфе, не произошло. И, как и в прошлые годы, все дети Татарстана вне зависимости от национальности и желания родителей будут изучать татарский язык, а вот русский язык как родной даже русские и русскоязычные дети изучать в республике не смогут.

В этой связи весьма характерны комментарии читателей "татарской деловой газеты". Так, например, на сообщение читательницы Елены о том, что в республике вместо положенных (как в большинстве регионов России) девяти часов на русский язык отводится только пять, следует ответ "Еще не поздно уехать, верно, Елена?" и резюме (дословно, с сохранением орфографии): "В принципе такая политика способствует исходу нежелающих учить из Татарстана. И может это неплохо? Ведь расея большая, зачем же мучить себя жизнью в ненавистном Татарстане???".

"У нас прошли две встречи с премьер-министром Татарстана Ильдаром Халиковым, на которых мы поднимали проблему русского языка в школах республики, - рассказал ИА REGNUM председатель Общества русской культуры Татарстана Александр Салагаев. - В ходе встреч были даны обещания об увеличении в республике числа школ с углубленным изучением русского языка, а также то, что татарская литература для русских и русскоязычных школьников будет преподаваться на русском языке. Судя по этому интервью (Ильнура Хидиятова - прим. ИА REGNUM), ничего из поручений премьера ни на уровне Министерства образования и науки республики, ни на уровне Управления образования Казани сделано не было. Опять-таки во время этой встречи Халиков недвусмысленно дал понять нам, что если возникнут какие-то вопросы, то можем обращаться непосредственно к нему. Следовательно, с нашей стороны будет предпринято такое обращение к премьеру".

"Я могу сказать только одно - наше мнение было вновь проигнорировано, - считает инициатор родительского движения "Русский язык в школах Татарстана" Екатерина Беляева. - Национально-региональный компонент в образовании был отменен еще в 2007 году, поэтому ссылаться на него у государственного чиновника не было никакого права. Мы видим, как на государственном уровне отстаиваются права и свободы татарской нации, но совершенно не берутся в расчет аналогичные права и свободы русских и русскоязычных жителей республики".