К работам по реконструкции Гимринского тоннеля в Дагестане в начале августа приступает новая строительная компания. В связи с этим туннель, связывающий западные районы горного Дагестана с его центральной частью, временно будет полностью закрыт для проезда автотранспорта. Об этом заявил вице-премьер Дагестана Ризван Газимагомедов на брифинге в Махачкале 1 августа, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Гимринский тоннель, значительно сокращающий путь из горных районов в Махачкалу, - самый длинный автодорожный тоннель в России и странах СНГ. Его длина - 4285 метров. Его проходка была начата в 1979 году, а с 1991 года тоннель находится во временной эксплуатации. Работы по его строительству до сих пор не завершены, хотя движение по нему периодически разрешалось. Посещая Ботлихский военный городок в Дагестане в 2008 году, премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о необходимости к началу 2010 года сдать автотрассу Ботлих - Махачкала, важнейшей составляющей которой является Гимринский тоннель. В последние годы жители горных районов неоднократно проводили массовые акции протеста, требуя скорейшего открытия тоннеля.

В письме, направленном ими в июне 2011 года президенту РФ Дмитрию Медведеву, говорилось об убытках, которые они терпят из-за того, что тоннель не работает: "На порядок повысились цены на строительные материалы, продовольствие и другие жизненно необходимые товары. Полностью нарушился торговый баланс между селами и городами. Горцы, основным источником дохода которых является производство сельхозпродукции и реализации ее в городах, оказались в безвыходном положении. Перевозка сельхозпродукции (особенно скоропортящейся) стала невыгодной. Стоимость перевозки иногда превосходит стоимость самого товара. Это приводит к постепенному упадку сельхозпроизводства, которое является основным и порой единственным средством выживания горных народов. Соответственно, это вызывает массовое возмущение народа. По расчетам экономистов, из-за закрытия тоннеля горные районы республики несут 3,5-4 млн убытков в день". В письме местных жителей говорилось также о коррупции при строительстве тоннеля: "Мы уже потеряли всякую надежду на то, что когда-нибудь движение через этот злополучный тоннель откроют... Уж слишком большие деньги вложены в ремонт этого тоннеля. Ни для кого не секрет, даже любой ребенок знает, какие чудовищные откаты действуют на этом объекте... Эта черная дыра стала очень соблазнительной и надежной кормушкой для чиновников. Они не допустят, чтобы у них отняли эту кормушку".

Остановку работ в тоннеле с весны 2011 года Газимагомедов объяснил на брифинге 1 августа тем, что с апреля генеральный подрядчик, ООО "Дорстройхолдинг", прекратил работу, после чего с ним был разорван контракт. Как ранее сообащало ИА REGNUM со ссылкой на свои источники в Народном Собрании Дагестана, работа прежнего подрядчика была прекращена после отставки генерального директора ГУ "Дагестанавтодор" Магомедрасула Омарова. "15 июля был проведен конкурс и 25 июля с руководителем ОАО "Мостотряд-99" Загиром Хучбаровым был заключен договор на продолжение работ по реконструкции Гимринского автодорожного тоннеля", - сказал журналистам Газимагомедов.

"С 3 августа 2011 г. организация приступает к работе, поэтому тоннель будет закрыт. Просьба ко всем нашим гражданам - не поддаваться на провокации. Если мы хотим построить тоннель, который прослужит сотни лет для наших потомков, то нужно с пониманием отнестись к строительству. Если будет технологическая возможность, то тоннель будем открывать на некоторое время, но не в ущерб строительству. Я хочу, чтобы главы администрации, депутаты, имамы мечетей правильно объясняли жителям сложившуюся ситуацию - не надо поддаваться на провокации", - заявил вице-премьер Дагестана. Дату окончания работ в тоннеле он не назвал.

Представитель нового генподрядчика объяснил журналистам, что работы, которые будут производиться в тоннеле, технологически невозможны, когда тоннель загазован и запылен проходящим через него транспортом. Он также заверил, что главы семи районов, которые находятся по ту сторону тоннеля, раз в квартал будут приглашены на объект. У них будет возможность ознакомиться с ходом строительства.

Напомним, что в середине июня жители горного Дагестана провели ряд акций протеста с требованием скорейшего открытия Гимринского тоннеля. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов 14 июня провел встречу с представителями горных районов, в которые ведет тоннель. Было найдено компромиссное решение, по которому тоннель будет открыт в утренние и вечерние часы, а остальное время там смогут работать строители. Вероятной датой полного ввода тоннеля в эксплуатацию президент Дагестана тогда назвал 2012 год.

"Гимринский тоннель - это почти "ворота в небо" для запада Нагорного Дагестана, - комментировал в июне для ИА REGNUM ситуацию дагестанский эксперт Магомед Абдурашидов. - Без него добираться оттуда в столицу республики Махачкалу и во многие другие части дагестанской равнины очень сложно. Тоннель, когда он полноценно заработает, на несколько часов сократит дорогу с гор. То, что протесты по поводу промедлений с открытием тоннеля активизировались именно в последние недели, вполне закономерно: скоро в горах будут собирать урожай фруктов, и жители гор, разумеется, заинтересованы везти их на продажу коротким путем".