Узбекские политологи Владимир Парамонов и Алексей Строков в своем исследовании "Внешняя политика Европейского Союза в Центральной Азии: общие направления, основные "проекты" и этапы", отмечают, что ЕС уделяет определенное внимание развитию отношений со странами Центральной Азии в политической сфере и по вопросам безопасности, передает корреспондент ИА REGNUM. По их мнению, вместе с тем, результативность политики ЕС на

центральноазиатском направлении остается крайне низкой. "Одним из главных свидетельств этому является слабость позиций ЕС во всех странах региона и фактическая изоляция Центральной Азии в системе основных политических и экономических связей ЕС. Провальные результаты европейской политики в последние годы с одной стороны во многом связаны с мировым финансово-экономическим кризисом, наиболее сильно ударившем по Европе, а с недавнего времени - дестабилизацией ситуации в тесно связанном с ЕС арабском мире, что "спутало карты" европейским политикам, ослабило Евросоюз, значительно ограничило его политические и экономические возможности", - считают узбекские политологи. По их словам, в этих условиях Центральная Азия оказалась отчасти объективно отодвинутой на задний план европейской политики. "Тем не менее, с другой стороны, неэффективность политики ЕС в Центральной Азии явилась следствием недальновидности и негибкости самого Брюсселя в отношении Центральной Азии.

"Стремление ЕС "отформатировать" Центральную Азию по европейским стандартам, категорическое нежелание считаться с особенностями региона (политическая культура, историческое наследие, менталитет населения и элит), пренебрежение к жизненно важным интересам стран Центральной Азии ради формального следования "либеральным стандартам" - все это привело к фактическому провалу политики ЕС в Центральной Азии. И хотя сегодня страны Центральной Азии продолжают демонстрировать готовность развивать связи с Европой, тем не менее, в регионе наблюдаются серьезные сомнения в способности Брюсселя проводить эффективную политику в Центральной Азии. Готов ли Европейский Союз пересмотреть свои подходы к региону, сделав их более гибкими и прагматичными? Сегодня, как и с первого дня независимости стран Центральной Азии, этот вопрос остается открытым", - заключают узбекские исследователи. Напомним, что в 2005 году ЕС учредил должность специального представителя ЕС по странам Центральной Азии. Кроме того, в 2007 году Евросоюзом была принята "Региональная стратегия поддержки Центральной Азии". Согласно данному документу, Центральная Азия впервые объявляется приоритетным регионом для Евросоюза, а сумма финансовой помощи государствам Центральной Азии в период с 2007 по 2013 годы определена в объеме 750 млн.евро (около $1 млрд.).