Наиболее вероятным сценарием разрешения молдавско-приднестровского конфликта является признание Приднестровья. Об этом заявил 3 июня в интервью приднестровскому государственному информационному агентству "Ольвия-пресс" председатель Союза молдаван Приднестровья Валериан Тулгара, комментируя представленные 1 июня в Киеве результаты исследования украинского Института мировой политики "Сценарии приднестровского конфликта. Вызовы европейской безопасности", осуществленного под патронажем фонда Маршалла и Международного Вышеградского фонда.

По мнению Тулгары, для сценария признания ПМР имеются все предпосылки. "Тема о признании ПМР более двадцати лет будоражит умы не только самих приднестровцев, но и то международное сообщество, которое имеет, либо хочет иметь, отношение к развязке молдавско-приднестровского узла. Какие только сценарии не предлагаются, и кто только не выступает в качестве сценаристов, режиссеров и кукловодов. Жаль, что на признание независимости республики, созданной волеизъявлением самого народа, и де факто существующей 21 год, (что ни кем уже не отрицается) в этих сценариях отведено только 0,5 баллов по 10-балльной системе, озвученной директором Института мировой политики Аленой Гетманчук", - считает Валериан Тулгара.

"Так что же нужно для повышения балла признания приднестровского общества?" - задается вопросом Тулгара. По его словам, "за кулуарными амбициями администрации и политиков РМ, Евросоюза и США совсем не слышен голос народа, того самого общества, состоящего из живых людей - молдаван, русских, украинцев, гагаузов, венгров и других народов, которые хотят сами по своему утвержденному жизнью сценарию формировать межчеловеческие отношения, основанные на правде, доверии и славянских ценностях".

Валериан Тулгара выразил уверенность в том, что России и Украине небезразличны судьбы и жизни своих соотечественников, проживающих в Приднестровье. В этих условиях, по его словам, стоит согласиться с политическими аналитиками, предполагающими, что размещение на юге Румынии элементов американской системы ПРО, может подтолкнуть Россию к признанию Приднестровья. В этой ситуации Союз молдаван Приднестровья считает, что для признания Приднестровской Молдавской Республики "имеются все предпосылки, в числе которых: усиление позиций НАТО на юге и востоке Европы; вариант Югославской демократии, когда от натовских авиационных снарядов погибали ни в чем не повинные сербы, хорваты и албанцы; признание Косово, Абхазии, Южной Осетии; "латинская" и прорумынская геополитика Республики Молдова". "В их числе и пролонгация договора "о дружбе" с Молдавией; ситуация в Ливии и многое, многое другое", - подвел итог Валериан Тулгара.

ИА REGNUM напоминает, что базовый договор "о дружбе и сотрудничестве между Россией и Республикой Молдова" был подписан 19 ноября 2001 года. В преамбуле этого договора Россия обязуется выступать гарантом и посредником урегулирования молдавско-приднестровского конфликта "на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова". В 2011 году истекает срок действия договора, и в ходе встречи 29 марта 2011 года в Москве главы МИД России и Молдавии Сергей Лавров и Юрий Лянкэ выразили намерение продлить действие базового договора между странами на следующий десятилетний период. В то же время в парламенте Молдавии нет единого мнения по поводу продления договора. Глава парламентской фракции Либеральной партии Ион Хадыркэ считает, что одним из условий продления договора должен стать вывод российских войск из Приднестровья, которые, напомним, находятся там в соответствии с подписанным в 1992 году президентами России и Молдавии в присутствии президента ПМР Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Такой же позиции придерживаются и многие представители экспертного сообщества Молдавии, считающие данный документ "самообманом" для Кишинева и "фикцией" для Москвы.

В свою очередь МИД ПМР напоминает, что постоянно подтверждаемая официальными лицами РФ приверженность урегулированию конфликта на основе "территориальной целостности" Республики Молдова противоречит ее статусу гаранта и посредника, т.к. "ни в одном из документов переговорного процесса не идет речи об урегулировании в рамках "единого государства в рамках территориальной целостности Республики Молдова" и "попытки предопределить модель урегулирования до решения самих сторон конфликта в корне противоречат незыблемому в переговорном процессе принципу равноправия сторон".