Нефтяной клуб Санкт-Петербурга просит антимонопольную службу проверить рынок
Санкт-Петербург, 26 мая, 2011, 11:59 — ИА Регнум. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин обратился в петербургское управление Федеральной антимонопольной службы с просьбой провести проверку ситуации на рынке нефтепродуктообеспечения города и остановить недобросовестную конкуренцию. В своем письме Ашихмин обвиняет в нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Газпром нефть", ОАО "НК "Роснефть"" и ООО "Киришиавтосервис", чьи цены на розничном рынке значительно отличаются от цен независимых операторов - у перечисленных компаний они ниже на 1,5 руб. за литр топлива. Подобному снижению предшествовало недовольство премьер-министром Владимиром Путиным высокими ценами на автомобильное топливо, после которого крупнейшие нефтяные компании России цены на розницу снизили. Однако цены на опт остались на прежнем уровне - и поэтому независимые розничные операторы, закупая нефтепродукты у этих же топливных компаний по старым ценам, не смогли снижать цены на заправках так же, как перечисленные компании.
Ашихмин делает вывод, что снижение розничных цен при неизменных оптовых ценах наглядно демонстрирует "наличие у розничных сетей "Газпром нефти", "Роснефти" и "Киришиавтосервиса" трансфертных цен". В то же время, как пишет президент Нефтяного клуба, независимые розничные операторы, не имеющие в своей структуре нефтеперерабатывающих заводов, ограничены в возможности приобретения нефтепродуктов у этих трех компаний. По оценке автора письма, в действиях вертикально интегрированных структур (каждая из розничных сетей, обвиняемых в нарушении антимонопольного законодательства, связана с нефтеперерабатывающими заводами: "Газпром нефть" имеет в качестве дочерних структур ОАО "Газпромнефть - Омский НПЗ" и ОАО "Московский НПЗ", ОАО "Роснефть" принадлежат семь НПЗ и четыре мини-НПЗ по всей территории страны, а "Киришиавтосервис" связан с ОАО "Сургутнефтегаз") "наблюдается тенденция к "выдавливанию" с рынка независимых розничных операторов с целью поглощения их сетей АЗС и установлению в дальнейшем монопольно высоких цен для компенсации текущих затрат".
Получить 25 мая комментарий Олега Коломийченко, главы петербургского УФАС, не удалось, однако в его ведомстве сообщили, что в городе затруднений с бензином нет. "Есть лишь несущественные ограничения с поставками бензина на АЗС у "КИНЕФ" (Киришский НПЗ), поскольку одно из предприятий завода находится на плановом ремонте", - говорят в ФАС. Ранее Коломийченко заявлял, что если рост цен на топливо в Санкт-Петербурге и произойдет, то только по объективным причинам (коими, по определению господина Коломийченко, являются инфляция и фискальная политика государства), а не в результате сговора компаний.
Ни в "Роснефти", ни в "Газпром нефти", ни в "Киришиавтосервисе" 25 мая не смогли прокомментировать претензии Нефтяного клуба.
Крупнейшими независимыми игроками розничной торговли в Петербурге являются "Петербургская топливная компания" (доля рынка 22%) и "Фаэтон" (около 9%). АЗС Shell и Neste (до 10% рынка у обеих компаний), будучи структурами международных нефтяных концернов, являются условно независимыми розничными операторами, поскольку в России они также приобретают топливо у "Роснефти", "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза". Комментировать ситуацию розничные операторы не захотели, в целом поддержав позицию, озвученную Ашихминым.
Как рассказал один из игроков топливного рынка, на некоторых заправках "Газпром нефти" и "Роснефти" в последнее время наблюдаются нехватки топлива. "Это связано с тем, что своими низкими ценами компании привлекли к себе большое число автомобилистов, с потоком которых справиться не могут. Это реальный демпинг, направленный на то, чтобы выжить независимых розничных операторов", - рассказал источник. По мнению начальника аналитического отдела ИК ЛМС Дмитрия Кумановского, в связи с тем, что вертикально интегрированные структуры исполняют госзаказ на снижение цен, любое решение ФАС не исправит ситуацию для розничных операторов. "В предвыборные годы, то есть в 2011 и 2012, госкомпании и крупные вертикально интегрированные компании будут проводить политику сдерживания цен. Таким образом, компании, специализирующиеся на рознице, будут или продаваться нефтяным компаниям, либо разоряться. Пока же автомобилисты будут стремиться на заправки "Газпром нефти", "Роснефти" и "Киришиавтосервиса"", - прогнозирует он.
По данным ИА "Aи-92", в Санкт-Петербурге за минувшую неделю в среднем рост цен на бензин марок Аи-80 и Аи-92 составил 5 коп. за литр, на Аи-95 - 21 коп., на Аи-98 - 17 коп., а дизельное топливо подешевело на 20 коп.
- Гергиев прокомментировал высокие цены на билеты в Большой театр
- В Ростове-на-Дону умирающую девочку не перевозят в больницу из-за отсутствия реанимобиля
- Студенты-архитекторы изменят российские города
- В Чечне 11 директоров школ уволили по итогам внеплановой аттестации
- Телефонные мошенники начали представляться сотрудниками почты