В Татарстане и Башкирии начались ликбезы для директоров и родителей по правам на русский язык
Москва, 13 мая, 2011, 14:12 — ИА Регнум. Активисты из интернет-сообществ "Русский язык в школах Татарстана" и "Образование и русский язык в школах Башкирии и России", насчитывающих более 15 тысяч участников, решили провести правовые ликбезы для руководства школ и родителей школьников. С помощью писем они оповещают, как реализовать законное право на изучение русского языка.
Как сообщало ИА REGNUM, до сих пор министерства образования обеих республик не обращают внимания на федеральное законодательство, предусматривающее самостоятельный выбор родителями школьников учебного плана по обучению родному языку. В частности, в Татарстане чиновники настаивают на учебном плане №3 - для школ с родным (не русским) языком обучения. Однако, как показала практика, родители часто просто не знают о своих правах.
На днях активистка сообщества из Казани Екатерина Беляева получила письмо от председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Григория Балыхина, в котором говорится:
"В настоящее время в Думе РФ находится на рассмотрении законопроект, который регулирует правоотношения, которые вы поднимаете в своем обращении. В данном проекте нашли отражение предлагаемые вами поправки о добровольном участии в ЕГЭ по национальным языкам.
Содержание школьного образования регулируется федеральным образовательным стандартом общего образования, который для начальной и средней школы уже принят, а для старшей находится в стадии обсуждения.
Согласно принятым документам - приказам Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 6 октября 2009 г. №373 и "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010 г. №1897, на основе примерной основной образовательной программы образовательным учреждением самостоятельно разрабатывается и утверждается основная образовательная программа начального общего образования и основного общего образования.
Образовательная программа разрабатывается с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы идет с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
Таким образом, решение вопроса изучения того или иного предмета, кроме обязательных для изучения во всех школах Российской Федерации, находится в компетенции образовательного учреждения".
Ответ Балыхина был опубликован на сайтах обоих сообществ. После этого Елена Захарова - член сообщества из Уфы предложила на основании ответа председателя комитета Госдумы РФ рассылать электронные письма с информацией о правах участников образовательного процесса и обязанностях директоров школ. Родители из Татарстана поддержали идею, предложив кроме электронных писем, посылать еще и обычные письма в конвертах. В ближайшее время активисты двух интернет-сообществ намерены оповестить все общеобразовательные школы своих республик о правах участников образовательного процесса.
Как сообщила ИА REGNUM Галина Лучкина (ник "Лина Серегина") - координатор сообщества "Образование и русский язык в школах Башкирии и России", ей довольно часто звонят родители школьников с рассказами о том, как учителя или администрация школ Уфы и других городов республики задают вопросы: "Откуда вы знаете, что школа сама может выбирать план? Ведь планы нам спускает министерство? Дайте нам документы, на основании которых мы можем что-то говорить в нашем министерстве! Мы и сами понимаем, что так больше учить детей нельзя!".
"Я лично знаю несколько директоров и завучей, которые просто ничего не знают о своих правах и обязанностях, - говорит Лучкина. - Смешная ситуация: сейчас родители нашего интернет-сообщества осведомлены гораздо больше, чем администрации школ. Мы часто звоним в МОН РФ, консультируемся. Я не могу утверждать, что министерства образования наших республик саботируют российские законы или скрывают от директоров информацию, я только утверждаю, что учителя и администрации школ часто не знают своих прав, не знают элементарных законов, не знакомы с базисным планом и его вариантами".
Как подчеркивает Лучкина, родителей волнует количество уроков русского языка именно в "общеобразовательных не национальных школах республик". Потому что практически во всех "уроки русского языка и литературы намного сокращены, а дети учатся по программам для школ с русским НЕРОДНЫМ языком обучения, и изучают свой РОДНОЙ русский язык на уровне детей из национальных школ".
ИА REGNUM уже сообщало, что о ненормальности этой ситуации предупредила недавно руководитель Центра национальных проблем образования ФГУ "ФИРО", эксперт Комитета Госдумы по делам национальностей Ольга Артеменко: "Я удивлена тем, что в республике Татарстан применяется только учебный план №3 - для школ с русским неродным языком обучения, а два других учебных плана вообще не используются. В этой связи я рекомендую учителям и родительскому сообществу республики задать вопрос главе Минобрнауки РТ Альберту Гильмутдинову: на каком основании игнорируются остальные учебные планы, утвержденные на федеральном уровне?".