Несмотря на введение таможенных пошлин на экспорт светлых нефтепродуктов из России в Таджикистан, ее стоимость для таджикских поставщиков ГСМ приемлема. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 27 апреля на пресс-конференции в Душанбе заявил министр экономического развития и торговли Таджикистана Фаррух Хамралиев.

Он сообщил, что средняя стоимость российского топлива, завозимого в Таджикистан, составляет с учётом пошлины $885 за тонну. Средняя цена туркменского топлива составляет на сегодня $915 за тонну. Министр считает, что таджикским поставщикам выгоднее завозить ГСМ из России, чем из Туркменистана, Азербайджана или Украины.

Хамралиев сообщил, что Таджикистан ведет переговоры с властями России об отмене экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, но когда они будут завершены, министр не знает. Он также заявил, что правительство Таджикистана не может снизить или отменить таможенные сборы при ввозе ГСМ в страну с тем, чтобы снизить рост цен на них.

По данным министерства, за первое полугодие этого года в Таджикистан было завезено 141 тыс. тонн нефтепродуктов, из которых 112 тыс. тонн было поставлено из России, остальные из Туркменистана, Азербайджана, Казахстана и Украины.

Примечательно, что директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана (ЦСИ) Сухроб Шарипов считает, что монополия России на таджикском рынке ГСМ угрожает национальной безопасности его страны. По его данным, компания-монополист контролирует 70% рынка ГСМ Таджикистана, а 90% нефтепродуктов завозятся в Таджикистан из одной страны. "Это при том, что согласно законодательству Таджикистана, ни одна компания не вправе монополизировать более 35% рынка ГСМ", - отметил Шарипов. Глава ЦСИ считает, что необходимо "разрушить такую монополию". "Антимонопольная служба должна работать серьезно, и выявлять такие случаи, штрафовать виновников. Есть необходимость в диверсификации импорта нефтепродуктов из Ирана, Туркмении и Азербайджана", - подчеркнул Шарипов. С учетом данных, озвученных министром экономического развития и торговли Таджикистана Фаррухом Хамралиевым, получается, что директор Центра стратегических исследований при президенте Таджикистана предлагает диверсифицировать поставки ГСМ в ущерб собственной стране.

Сухроб Шарипов, скорее всего, имел ввиду компанию "Газпромнефт-Таджикистан", которая, по данным антимонопольного ведомства страны, контролирует всего лишь 33% рынка ГСМ. Между тем, в Таджикистане за последние дни вновь подскочили цены на ГСМ. "Причина повышения цен проста и всем известна - это, в первую очередь, увеличение стоимости нефти на мировом рынке, повышение экспортных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты со стороны России и рост тарифов на транзитные железнодорожные перевозки со стороны Узбекистана", - отметили в антимонопольном ведомстве.

Увеличение ставок на топливо стало причиной резкого скачка цен не только на бензин, но и на продукты питания на внутреннем рынке Таджикистана. Всего, начиная с осени прошлого года, цены на ГСМ в Таджикистане повысились на 30%.