В Челябинской области депутатов в территориях будут избирать по-новому. Соответствующие поправки в закон Челябинской области "О муниципальных выборах" прошли сегодня, 28 апреля, первое чтение в Законодательном собрании Челябинской области, передает корреспондент ИА REGNUM.

Согласно поправкам, не менее 50% депутатских мандатов в парламентах численностью 20 народных избранников и более распределяются по партийным спискам пропорционально числу голосов, полученных каждым "списочником". Отметим, что по аналогичной системе проходят выборы в Заксобрание региона. То есть, в таких территориях могут применяться пропорциональная или смешанная избирательные системы.

Для малых территорий их список шире. Выборы в представительный орган власти, насчитывающий до 20 депутатов, могут проходить по пропорциональной, смешанной или мажоритарной системам. Причем органы местного самоуправления сами ее выбирают. Если этот момент не оговаривается Уставом, применяется мажоритарная избирательная система - выборы проходят по одномандатным и многомандатным округам.

Кроме того, поправками предусмотрен минимальный процент голосов, набранных списком, при котором партию допускают к распределению мандатов. Политическое объединение получит хотя бы 1 мандат, если преодолеет 5%-й порог.

Как прокомментировал поправки руководитель ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман, изменение выборного законодательства как на федеральном, так и на региональном фоне являются отголосками хомутининского дела. Суть ее го заключается в том, что внесенные в закон Челябинской области изменения позволили применять на выборах в сельские органы местного самоуправления только пропорциональную избирательную систему. Соответственно, выборы депутатов Хомутининского сельского Совета в октябре 2009 года прошли исключительно по закрытым партийным спискам, что не позволило беспартийным гражданам принять в них участие. В декабре 2010 года Юрий Гурман и Иван Болтушенко (двое из числа тех, чьи права были нарушены) подали заявление в Конституционный Суд РФ.

Также в защиту избирателей Хомутинино выступил Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, обратившийся в Конституционный Суд РФ с самостоятельной жалобой. Кроме того, Общественная палата РФ обратилась к президенту России по поводу "хомутининского эксперимента". А резолюцией 19-й сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВ СЕ) российским властям было рекомендовано "принимать меры для избежание того, чтобы на местных и региональных выборах представлялись закрытые списки". Сейчас жалоба Гурмана и Болтушенко находится на рассмотрении в Конституционном суде РФ.

"Изменение в законе - последствия циркулярного письма ЦИК, в котором четко сказано: если в собрании депутатов меньше 20 человек, пропорциональная система и система "Импереале" не работают, отсюда возникают сложности с распределением мандатов", - пояснил Гурман и уточнил, что письмо за подписью Владимира Чурова появилось как раз тогда, когда разразился скандал с выборами в Хомутинино. И то, что закон наконец-то изменился, означает восстановление здравого смысла. "Попытки затащить муниципалитеты в партийную борьбу преследуют абстрактные интересы. Об этом говорит европейский и мировой опыт. Там пропорциональная система становилась в период отсутствия всеобщего избирательного права. Это архаика, не говоря уже о системе Империале", - заявил Юрий Гурман.

Поясним, что систему "Империале", в соответствие с которой голоса избирателей переводятся в мандаты, разработал бельгийский маркиз Империале. Дольше всего она применялась в Италии, где была внедрена при режиме Муссолини. По методу "Империале" количество голосов, отданных за каждую партию, последовательно делится на ряд чисел: 2, 3, 4, 5, вплоть до общего числа мест в собрании, а результат сводится в таблицу. По ней вычисляются максимальные результаты. Сколько их у партии окажется, столько она и получит мандатов.

Если проще описать ситуацию, то главный минус системы "Империале" такой: преимущество при распределении мандатов получает партия, набравшая наибольшее количество голосов, так как после последовательного деления числа голосов все остатки достаются политическому объединению, занявшему первое место. Иначе говоря, победителю достаются голоса и тех, кто не смог преодолеть минимальный порог. При этом не имеет значения, что избиратели голосовали не за этих кандидатов.