Что стоит за проектами мэрии Казани по охране культурного наследия: мнения
Москва, 19 апреля, 2011, 23:44 — ИА Регнум. На рассмотрение Казанской городской Думы будет вынесен пакет документов, регулирующих блок вопросов по землепользованию и новому строительству, а также содержанию и использованию объектов культурного наследия в Казани. Ключевые положения о новых механизмах по сохранению и развитию исторического центра были опубликованы на сайте казанской мэрии.
Как сообщается, уже в мае будет завершена разработка "Проекта зон охраны объектов культурного наследия Казани", регламентирующего границы зон, режимы использования, параметры разрешенного строительства и т.д. На государственную историко-культурную экспертизу проект будет представлен в июне, а до января 2012 года документ планируется утвердить с последующим внесением изменений в действующие Правила землепользования и застройки города.
Кроме того, в сентябре Казанской городской Думе будет представлен "Перечень исторически ценных градоформирующих объектов (не памятников), рекомендуемых к сохранению". В данный список предварительно вошел 421 объект исторической застройки. По объектам, "рекомендуемым к сохранению", предполагается установить обременения, но значительно менее строгие, чем для исторических памятников. Задача этих обременений - "сохранение и поддержание в надлежащем состоянии внешнего облика главных фасадов". Запрет на модернизацию объектов, включая полную реконструкцию дворовых пространств, не предусматривается.
"После принятия всех этих документов в Казани будет создан эффективный правовой механизм по сохранению и эффективному развитию исторического центра, гарантирующий соблюдение баланса частных и общественных интересов", - утверждают в мэрии Казани.
Однако станет ли этот проект гарантией сохранения памятников? Прокомментировать намерения городских чиновников корреспондент ИА REGNUM попросил независимых экспертов.
По мнению ведущего архитектора проектов ОАО "Казгражданпроект" Сергея Саначина, зона Кремля не является серьёзным инструментом каких-либо регуляций, хотя зоны охраны ансамбля Кремля и распростерлись довольно широко.
Казанский архитектор-реставратор, член научно-методического совета Минкульта РТ Ирина Аксёнова также не уверена в эффективности новых механизмов: "Говоря о сохранении средовых памятников, надо понимать, что если не прописан более жёсткий регламент по их сохранению, собственник по-прежнему сможет поступать с ними, как ему заблагорассудится".
Расширенный комментарий дал директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов (один из создателей нескольких "историко-экономических" проектов в Татарстане, в том числе так называемого "1000-летия Казани" - прим. ИА REGNUM). "Модернизация старых зданий необходима, - считает он. - В Италии я видел дома 14 века, у которых полностью заменена "начинка". В Казани есть здания, где интересен внутренний интерьер, например, гостиница "Казань". Её внутренние интерьеры есть на фотографиях, и можно было бы восстановить один в один даже лепнину - современные технологии позволяют это сделать".
Важно, что начали говорить о сохранении исторической среды, - подчеркнул Хакимов, так как в Казани "трудно найти здание, которое не несло бы исторического значения".
"Архитектурно оно может и не быть привлекательным, а исторически иметь огромное значение, как недавно снесённые номера гостиницы "Булгар", в которых концентрировалась вся татарская культура 20 века. Или дом, в котором родился Федор Шаляпин, - с виду обыкновенный дом, а ведь здесь родился великий певец. Среда важна как облик города. Подлинник есть подлинник, но в Варшаве меня поразил масштаб ее восстановленной старой части после полной разрухи, с гравюр и фотографий. Я был в Осло - там сохранена вся старая часть города, и значимые, и не значимые памятники, - видно, каким был город в 19 веке. Мы же в Казани потеряли это своеобразие. Но можно восстановить некоторые здания, если правильно сделать акцент на сохранение исторической среды. Сейчас ситуация с памятниками в столице Татарстана сдвинулась с мёртвой точки", - надеется Рафаэль Хакимов.
Активисты градозащитного движения, действующие и как инициативная группа, и как общество охраны памятников (ТРО ВООПиК) были не столь оптимистичны.
"Нам не хватает открытости материалов по работе с наследием, и это внушает нам недоверие. Если бы пункты нового документа был открыты, а проект перечня вынесен на общественные слушания, было бы лучше, - заявил корреспонденту ИА REGNUM юрист Андрей Железнов-Липец. - На сайте Минкульта РТ нельзя найти текста охранных обязательств, которые несут собственники, мы пытаемся добиться их получения через прокуратуру. По новым механизмам также есть вопросы - например, там говорится о сроках - "до 2012 года", а есть ли промежуточные графики? Не случится ли так, что граница исторической зоны будет сильно уменьшена и охраняемая зона памятника пройдет по его стене? Например, сейчас идёт реставрация дома Оконишникова (здание Союза писателей РТ), а вокруг него снесены все дворовые постройки. С какой целью это сделано? Информации об этом нет".
Справка ИА REGNUM. В настоящее время в Казани 37% памятников находятся в неудовлетворительном состоянии. С 1996 года утрачено 33 памятника, из них 4 памятника - за последние пять лет. На государственной охране состоят 552 объекта, из них 119 памятников федерального значения, 369 республиканского и 64 - местного значения. В муниципальной собственности находится 223 памятника, из них 178 зданий, 5 памятников монументального искусства, 2 - садово-паркового искусства (Лядской сад и Черное озеро), памятник природы - протока "Булак" и 37 могил на Арском и Татарском кладбищах.
В 2009 году по представлению Горисполкома Министерством культуры РТ в Список выявленных объектов культурного наследия Казани были включены еще 39 зданий.
Примеров, где собственники вложили свои средства в реставрацию памятников Казани, мало: Дом Кекина, гостиница "Совет" (ныне часть отеля "Шаляпин"). Также известно, что за счёт средств городского бюджета за последние пять лет были восстановлены знаменитый Апанаевский дом (Тукая, 67), усадьба Чемезова (Школьный переулок, 4), воссоздан дом-музей Василия Аксенова (К. Маркса, 51).