В Казани начались пикеты в защиту русского языка
Москва, 7 февраля, 2011, 14:14 — ИА Регнум. У входа в Министерство образования и науки Татарстана прошел первый пикет в "защиту русского языка". Житель Казани Эдуард Носов, ребенок которого учится в обычной казанской школе, решил лично потребовать от руководства Минобразования РТ соблюдения законных прав на изучение родного языка, которые, по мнению Носова, в Татарстане нарушаются в отношении почти половины населения республики.
Как пояснил Эдуард Носов корреспонденту ИА REGNUM, выйти на одиночный пикет (несмотря на морозную погоду - прим. ИА REGNUM) его заставила ситуация с принудительным обучением татарскому языку в ущерб русскому и другим предметам, которая сложилась довольно давно, но не имеет даже признаков нормализации. Это беспокоит многих родителей казанских школьников вне зависимости от национальности. По словам пикетчика, в Татарстане уроки русского языка в сравнении с другими регионами значительно сокращены - более чем на 30%.
"По федеральному госстандарту в начальной школе должно быть девять уроков русского языка и литературы, а у нас в казанской школе №123 всего пять-шесть, - рассказал Эдуард Носов. - Я пытался говорить об этом на родительских собраниях, но классный руководитель объяснила мне, что несмотря на попытки поднять этот вопрос на уровне Минобрнауки РТ, он не решается. Остальные родители согласны со мной, но пока стараются молчать".
При этом организатор пикета знает, что в Татарстане татарский язык согласно Конституции Татарстана является государственным и обязательным для изучения в школах. Однако, по его словам, эти нормы принимались 20 лет назад, и "за это время все поняли, что принудительное обучение татарскому не принесло ничего хорошего - русские не заговорили на татарском, да и сами татары не стали лучше его знать". Поэтому сам Эдуард Носов и другие родители в его классе считают, что "не татарам" татарский язык нужно изучать только добровольно, иначе страдает общая грамотность и преподавание других предметов, "ведь учебный план и часы преподавания нельзя "растянуть".
В этой связи Носов намерен и дальше требовать, чтобы дети в Татарстане изучали русский язык в том же объеме, как и на всей территории России, поскольку "это право закреплено законами России и Конституцией РФ". "Если каждую неделю недоучивать русский, то в итоге дети подойдут к сдаче ЕГЭ как недоучки. Собственно, это уже было доказано на примере последних сдач ЕГЭ в Татарстане - в нашей республике количество заваливших русский язык в среднем оказалось выше, чем по России. Мне бы не хотелось, чтобы это случилось и с моим ребенком", - пояснил Носов.
О самой ситуации с преподаванием русского языка в общеобразовательных учреждения республики ИА REGNUM неоднократно рассказывало, предупреждая о ненормальности ситуации и возможных родительских протестах. Однако в беседе с министром образования и науки Альбертом Гильмутдиновым по данной теме, на которой присутствовали активисты интернет-сообщества "Русский язык в школах Татарстана" (объединяющего более 16 тысяч человек), не удалось добиться минимального понимания. Как заявил тогда Альберт Гильмутдинов, никаких проблем с изучением русского языка в школах республики нет, а программа национального образования "Килэчэк" (которую председатель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев назвал шовинистической - прим. ИА REGNUM) будет реализована в республике несмотря ни на что.
Вероятно, подобное упорство министра послужило одной из причин нынешнего пикета, к которому, по словам первого протестующего Эдуарда Носова, вскоре могут присоединиться и другие родители. Следует отметить, что сегодняшний пикет завершился также весьма характерно: через час ожидания на морозе из дверей министерства вышел сам Альберт Гильмутдинов. Однако, увидев пикетчика и собравшихся журналистов, отвернулся и даже не ответил на приветствие. Быстро сев в служебный автомобиль, министр Гильмутдинов развернулся через двойную сплошную линию и уехал по служебным надобностям. Что, в принципе, вполне можно считать ответом руководства Минобрнауки РТ на любые просьбы и требования.