После теракта в московском аэропорту "Домодедово" в Татарстане наметили провести серию семинаров и круглых столов, посвященных проблеме "религиозного экстремизма". Один из них состоялся в исполкоме Казани, где сити-менеджер Алексей Песошин объявил главам городских районов и другим муниципальным чиновникам, что религиозный экстремизм - это зло и с ним нужно бороться.

Как сообщает портал мэрии Казани, Песошин сказал: "Нужно развивать взаимодействие между органами исполнительной власти и религиозными организациями для создания эффективного механизма противодействия религиозному фанатизму, ксенофобии и экстремизму".

Перед собравшимися выступили заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов и ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин. Оба отметили, что существует реальная проблема проникновения нетрадиционных для местного региона радикальных течений зарубежного ислама. Как подчеркнул Рафик Мухаметшин, "для мусульманской молодежи татарская интеллигенция не является авторитетом", а молодые мусульмане больше предпочитают "проповедника, который проучился 1-2 года в Саудовской Аравии и знает арабский язык".

Чтобы узнать, какие реальные меры противодействия радикал-исламизму были намечены вследствие проявления столь тревожных симптомов, ИА REGNUM обратилось за комментариями в исполком Казани. Как выяснилось в ходе общения с руководителем аппарата антитеррористической комиссии при исполкоме Казани Николаем Кузнецовым, для многих муниципальных чиновников сама информация о проникновении в городские мечети радикал-исламизма стала открытием. "Мы не знали, что в Казани есть целые мечети, в которых проповедуют имамы-ваххабиты, обучавшиеся в Саудовской Аравии", - признался руководитель аппарата антитеррористической комиссии Кузнецов.

По его словам, теперь главными мерами, которые должны стать барьером для распространения ваххабизма в Казани, должны стать усиление бдительности правоохранительных органов на вокзале, в аэропорту, и метро, "чтобы не произошло как в "Домодедово". Однако дальше этого весьма своевременного начинания у аналитиков и борцов с экстремизмом из казанской мэрии дело пока не пошло.

Стоит отметить, что аналогичное совещание состоялось и в другом городе Татарстана - Альметьевске, который является, по мнению ряда экспертов, "гнездом салафизма". Там на круглый стол под названием "Противодействие экстремизму и пропаганда патриотизма и интернационализма в Республике Татарстан", организованного республиканским агентством "Татмедиа" (фактически - Минпечати республики - прим. ИА REGNUM) и Общественной палатой РТ, пригласили, в основном, председателей ветеранских организаций. Выступивший перед ними член Общественной палаты Владимир Шевчук в качестве важной меры профилактики экстремизма предложил ввести новые рубрики в местных газетах. Кроме того, по мнению члена Общественной палаты, ситуацию исправит трансляция программ под условными названиями "Ислам - религия мира" и "Слово пастыря" на местных телеканалах.

Несмотря на скорый крах экстремизма вследствие столь мощных инициатив, осталось неясным, почему на само мероприятие не позвали мусульманское духовенство Альметьевска, многие представители которого обучались в Саудовской Аравии? Вероятно, это было связано с тем, что организаторам уже давно и хорошо знаком опыт аравийских монархий по противодействию экстремизму, а слушать лекции про "чистый ислам" им показалось в данной ситуации неуместным.

Заметная активизация татарстанских аппаратчиков в проведении "антиэкстремистских" мероприятий, создающих видимость бурной деятельности, резко контрастирует с другими, действительно серьезными мероприятиями, проведению которых чиновники из Казанского кремля пытаются, как ни странно, откровенно мешать. В частности, как сообщало ИА REGNUM, 2 декабря 2010 года в Казани из-за вмешательства руководителя Управления внутренней политики аппарата президента Татарстана Александра Терентьева чуть не сорвался республиканский научно-практический семинар "Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия", проводимый под эгидой Национального антитеррористического комитета России.

Позднее тот же чиновник фактически запретил организаторам из Центра евразийских и международных исследований (ЦЕМИ) КФУ провести еще одно мероприятие - симпозиум "Татарстан-2010: преемственность политических традиций в условиях смены регионального руководства", намеченный на 14 января. На симпозиуме были заявлены весьма резонансные доклады, в том числе и по проблеме религиозного экстремизма в Татарстане. Однако в последний момент все участники получили уведомление, что "симпозиум не состоится по ряду не зависящих от организаторов причин", а вскоре один из организаторов мероприятия был уволен из ЦЕМИ "по собственному желанию".

Впрочем, это не удивительно. Как сообщил Николай Кузнецов, "он вообще не слышал об этих мероприятиях" (хотя все они освещались в федеральных и местных СМИ). Напомним, что на семинаре "Салафизм в Татарстане..." главными методами борьбы с одним из видов религиозного экстремизма назывались максимальная поддержка традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, немедленное удаление от руководства имамов-салафитов, прекращение обучения мусульман за рубежом (в частности, в Саудовской Аравии) и закрытие салафитских медресе.

Но разве можно сравнить эти жалкие попытки противостоять экстремизму со столь радикальными и проверенными способами как введение газетных рубрик и цикла соответствующих телепередач?