Референдум по продлению полномочий президента Казахстана до 2020 года является наиболее ярким проявлением народного суверенитета - уверен руководитель инициативной группы по проведению плебисцита Ерлан Сыдыков. По его мнению, в стране сложилась ситуация, когда высшие представительные органы не могут взять на себя ответственность за принятие соответствующего решения. Это, уверен Сыдыков, происходит не потому, что у них нет понимания вопроса, не сложилась собственная позиция или они избегают ответственности, а потому, что по смыслу самой проблемы здесь требуется согласие всего народа. Это согласие, напомним, инициативная группа по проведению референдума по продлению полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года обеспечила за новогоднюю неделю, собрав более пяти миллионов голосов в поддержку плебисцита. ИА REGNUM предлагает вашему вниманию эксклюзивное интервью с главой инициативной группы по проведению референдума Ерланом Сыдыковым, который отвечает на вопросы о соответствии вопроса плебисцита правам граждан, закрепленным в Конституции страны.

ИА REGNUM: Ерлан Баташевич, почему именно референдум? Откуда появилась такая идея и почему ее архитекторы настаивают на его скорейшем проведении?

Согласно Конституции Республики Казахстан, народ, являясь единственным источником власти, осуществляет свое волеизъявление через выборы или всенародные плебисциты (референдумы). И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения, а при референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум (закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны либо важная внутриполитическая проблема).

При этом референдум является наиболее ярким, по нашему мнению, проявлением народного суверенитета, которое, как правило, имеет место, когда высшие представительные органы не могут взять на себя ответственность за принятие соответствующего решения. Это происходит не потому, что у них нет понимания вопроса, не сложилась собственная позиция или они избегают ответственности, а потому, что по смыслу самой проблемы здесь требуется согласие всего народа. Нужно, чтобы сами граждане взяли на себя ответственность за решение соответствующей проблемы и собственным авторитетом обеспечили его эффективную реализацию. Добавлю, что я, как избиратель, помню списки кандидатов в президенты на выборах 1999 г. и 2005 г. Эти кандидаты, набрав незначительное количество голосов, практически оказались без электоральной поддержки. И ситуация с альтернативой действующему президенту не изменилась. Сегодня альтернативы Назарбаеву, по-прежнему, нет. Это мое глубокое убеждение. Поэтому к чему натянутые выборы, когда реального выбора кандидатов нет.

ИА REGNUM: Выборы - это борьба мировоззренческих, политических и философских концепций, они для того и существуют, чтобы социальные группы выставляли своих кандидатов и при помощи такого рычага знали, что представлены в политическом поле страны. Наверное, поэтому ряд экспертов, в том числе и российских - заявили о том, что референдум - не слишком выгоден самому президенту, прежде всего с точки зрения сохранения имиджа. И, якобы, элиты специально подталкивают главу государства к закреплению статуса лидера нации. Что вы думаете по этому поводу?

Вы правы, выборы - это борьба политических и мировоззренческих концепций. И с политической концепцией Нурсултана Назарбаева по развитию Казахстана как суверенного государства и как члена мирового сообщества знакомы не только эксперты, но и весь казахстанский народ. Деятельность главы государства получила поддержку как со стороны широких слоев населения, так и государственных деятелей и политиков ведущих государств мира.

Думаю, что глава государства как сторонник демократических принципов выступает именно за проведение выборов. Об этом свидетельствует и отклоненное президентом предложение по внесению изменений в Конституцию РК. Но не учитывать волю большинства казахстанцев, существующее положение вещей (продолжающиеся явления мирового кризиса, масштабность решаемых казахстанским обществом задач и др.) Нурсултан Назарбаев не может. Ведь более 5 млн. человек подписались за проведение референдума о продлении полномочий. К тому же согласно пункту 1-1 статьи 17 Конституционного закона РК "О республиканском референдуме", если президент республики отклоняет предложение парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то парламент вправе большинством, не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из палат парламента, принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае президент республики подписывает этот закон и выносит его на республиканский референдум. Сегодня у главы государства есть выбор, предусмотренный Конституцией страны: либо дать согласие на проведение референдума либо отказаться от него и пойти на выборы с заведомо известным результатом. И не думаю, что какая-либо часть элиты могла бы повлиять на этот выбор. Повлиять может только казахстанский народ! А решение в любом случае - за президентом.

ИА REGNUM: Ряд западных стран - в том числе США и Германия, уже выразили свою озабоченность в связи с отменой президентских выборов. Сам глава государства отправил поправки в Основной закон на экспертизу в Конституционный совет. На Ваш взгляд: ведь поправки в Конституцию уже вносились в 1995 году - насколько оправданно вносить их сейчас?

Во-первых, президентские выборы не отменены. Президент страны не подписал поправки в конституцию о проведении референдума по продлению его полномочий до 2020 года. Своего решения Конституционный Совет еще не вынес. Президент страны, руководствуясь Конституцией и конституционным законом "О Конституционном Совете", может повлиять на дальнейшую судьбу рассматриваемого закона, ознакомившись с результатами экспертизы Конституционного Совета. Что касается внесения поправок в Конституцию, то за годы действия нашей конституции (1995 г.), которая не является заданным на все времена основным законом, поправки вносились по мере качественных изменений в политической, социально-экономической жизни казахстанского общества. И главное, здесь не количество поправок, а их качественная сторона. Важно, насколько эти поправки отвечают духу времени и запросам общества.

ИА REGNUM: Ерлан Баташевич, хотелось бы услышать вашу личную позицию вот по какому вопросу. В Законе РК "О республиканском референдуме", статья 3 гласит, что "не могут быть предметом республиканского референдума вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина и национальной безопасности". Получается, что "реализация предложения парламента посягает на их право выступать субъектами правоотношений, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 41 Конституции РК: то есть в течение двух выборных циклов граждане республики будут лишены права избирать и быть избранными". Как, на ваш взгляд, сочетается вопрос, выносимый на референдум, с правами граждан, заложенными в нашей Конституции?

Известно, что сфера применения референдума в современном мире расширяется, и референдум как конституционно-правовой институт еще не реализовал в полной мере свой политико-правовой и организационный потенциал. Что касается конституционных прав граждан избирать и быть избранным, то уже к сегодняшнему дню более 5 млн. избирателей выразили свою волю, высказавшись за проведение референдума. То есть свое активное избирательное право они хотят выразить через институт референдума. И это не противоречит нашей Конституции. К тому же, свое активное избирательное право наши граждане реализуют через выборы депутатов маслихатов и Мажилиса, которые регулируются Конституцией страны и конституционным законом "О выборах".

ИА REGNUM: Как вы можете прокомментировать тот факт, что ОБСЕ выступила с заявлением о том, что референдум противоречит международным обязательствам Казахстана, а также принятой на прошедшем Астанинском саммите ОБСЕ Декларации?

Во-первых, Конституция Республики Казахстан, ее принципы и нормы полностью соответствуют международным стандартам, в том числе стандартам ОБСЕ. Сегодня вопрос о проведении референдума по продлению полномочий президента до 2020 года в процедурном плане решается в соответствии с Конституцией страны. Как известно, парламент страны, несмотря на возражения президента, принял поправки к Конституции, в соответствии с которыми полномочия главы государства могут быть продлены на референдуме до 2020 года. И тот факт, что Нурсултан Назарбаев своим указом отклонил предложение парламента о внесении изменений в конституцию страны, говорит о сложности самого процесса поиска адекватных сложившейся ситуации решений, но в рамках действующей Конституции.

Во-вторых, если обратиться к истории выборов президента, то 1 декабря 1991 года состоялись первые всенародные выборы президента, когда подавляющим большинством был избран Нурсултан Назарбаев; в 1995 году референдум продлил его полномочия до 1999 года (97%); а на выборах 1999 года президент набрал более 80% голосов, а в 2005 г. - более 91%. Как видно, электоральная поддержка Назарбаева абсолютна. И хотя в период проведения и после референдума 1995 г. немало международных экспертов (в том числе ОБСЕ) и политиков с осторожностью отнеслись к самому референдуму и его результатам, однако последующая практика показала, насколько своевременным и стратегически верным он был. Нурсултан Назарбаев продемонстрировал свои способности сформировать стратегический курс государства, цели и задачи развития с всесторонним учетом внутренних и внешних факторов, выработать обоснованный механизм их реализации и предвидением последствий и результатов деятельности. В период с 1991 года многие программы и идеи, инициированные президентом и в первое время встречавшие достаточно заметное сопротивление некоторой части элиты и населения, получили реальное воплощение в социальной практике, начинали эффективно работать в интересах казахстанского общества и престижа страны в мировом сообществе. Казахстан за годы независимости стал одним из центров международной политической и экономической жизни не только Центрально-Азиатского региона и постсоветского пространства, но и занял лидирующие позиции как авторитетный политический игрок на всем евразийском пространстве. Казахстан достаточно высоко зарекомендовал не только как полноправный член ведущих региональных и мировых международных объединений (ООН, СНГ, ШОС и др.), но и председатель ОБСЕ.

ИА REGNUM: Оппозиционные считают, что собрать более пяти миллионов подписей за две праздничные недели - не вполне реальная задача. Можете ли вы детализировать, при помощи каких методик она была решена? Сколько человек входило в инициативную группу? Как шла работа по сбору подписей? Много ли людей отказались поставить свою подпись? Как вы считаете, если поправки будут приняты, референдум состоится, и большая часть страны поддержит главу государства - нужно ли будет менять Конституцию в 2020 году?

К сбору подписей привлечено огромное количество людей, не только из числа инициативной группы. Это законом разрешается. В инициативную группу мы подбирали известных, авторитетных людей, людей с большим организаторским опытом. Высоким темпам сбора подписей способствовал прежде всего положительный настрой на проводимую политику президента, Астанинский Саммит ОБСЕ, празднование дня независимости государства в декабре, а также предновогоднее настроение казахстанцев. Сборщики подписей имели возможность работать полные рабочие дни.

Проводимые в Казахстане различного рода социологические исследования также показывают, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает осуществляемую Назарбаевым внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому вполне логична и понятна и общественная реакция на нашу инициативу о продлении его полномочий до 2020 года путем проведения референдума. Нашу инициативу поддержали граждане всех регионов Казахстана и институты гражданского общества. По инициативе партии "Нур Отан" была создана коалиция демократических сил "Казахстан 2020", в которую также вошли партия "Адилет", Гражданский альянс Казахстана (объединяющий более 500 НПО), общественный комитет поддержки программы президента по борьбе с коррупцией, ряд молодежных организаций и благотворительных фондов. Все это показывает, что казахстанское общество по-прежнему сплочено вокруг президента Назарбаева. И каждый гражданин сам для себя решал: подписываться под инициативой или нет.

В результате в поддержку референдума было собрано 5 млн. 16 тысяч подписей. Хотя по законодательству страны для проведения референдума достаточно было набрать не менее 200 тысяч подписей граждан, в равной мере представляющих все области, города Астана и Алматы.

Что касается поправок в Конституцию страны, то современное общество, его политическая и социально-экономическая жизнь настолько динамичны, и роль внешнего фактора на казахстанское общество в условиях глобализации все время возрастает, что прогнозировать возможные поправки в Конституцию вряд ли стоит. Но я убежден, что основополагающие конституционные принципы, основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан нашего государства неизменны. Что касается технологий, процедурных и подобного рода вопросов, то они возможно могут корректироваться. К примеру, если вы помните в редакции Конституции 1995 г. срок полномочий президента был 5 лет, позже срок увеличили до 7 лет, а после (2007 г.) вернулись, исходя из тенденций мировой практики, к 5 годам. Так что ничего "застывшего", раз и навсегда данного нет.

ИА REGNUM: Как вы считаете, не ведет ли усиление суперпрезидентской власти и длительное отсутствие выборов к деградации политического поля? Уже сейчас действующий президент находится вне политической конкуренции - система попросту не воспроизводит кадры, способные обеспечить преемственность власти в Казахстане. А что будет к 2020 году при сохранении динамики?

Как показала социальная практика, сильная президентская власть просто необходима для государств, переживающих социально-политическую и экономическую трансформацию. А там, где президентская власть слаба и не сформированы необходимые политические, социально-экономические и культурные предпосылки (к примеру, Киргизия), вполне реальны серьезные конфликты в обществе. Что касается выборов, то в соответствии с Конституцией страны и Конституционным законом "О выборах" у нас путем прямых выборов избирались депутаты маслихатов и Мажилиса, президент (последние выборы в 2005 г.) и путем косвенных выборов - депутаты сената парламента. Поэтому говорить об отсутствии выборов в Казахстане по меньшей мере некорректно.

Беседовал Михаил Пак (Алма-Ата)