В феврале 2011 года Конституционный суд Армении даст оценку подписанному Арменией и Россией протоколу №5 к соглашению о 102-ой российской военной базе, дислоцированной в городе Гюмри.

Пресс-секретарь Конституционного суда Армении Ованес Папикян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM 25 декабря сообщил, что протокол поступил в КС в ноябре 2010 года. Один из 9 судей изучает документ и на заседании выступит в роли докладчика.

Напомним, протокол был подписан 20 августа 2010 года в Ереване, в ходе государственного визита президента России Дмитрия Медведева в Армению. Примечательно, что столь важный с точки зрения безопасности Армении документ все еще не вошел в повестку парламента страны.

Сразу после подписания министрами обороны двух стран, армянские политики заявили, что данным протоколом оговорены новые функции, которые получает российская военная база в Армении. А именно, президент страны Серж Саргсян заявил на совместной пресс-конференции со своим российским коллегой, что если раньше база обеспечивала безопасность внешних рубежей СНГ, то есть армяно-турецкой и армяно-иранской границ, то после подписания протокола в сферу ее ответственности войдет обеспечение безопасности Армении по всему периметру ее границ - то есть с учетом армяно-грузинской и армяно-азербайджанской участков. Кроме того, в Армении акцентировали на том, что документ предполагает снабжение ВС самой Армении новейшими видами российского оружия. В свою очередь российская сторона заявила, что функции базы в Армении остаются прежними - защита региональной безопасности, а подписанный в Ереване протокол вносит изменения лишь в сроки ее дислокации - до 2044 года вместо 2020 года.

Между тем, военный эксперт Теван Погосян не видит политических мотивов в том, что протокол о пролонгации сроков дислокации военной базы РФ в Гюмри все еще не получил юридическую силу. По его словам, нет никаких причин для беспокойства и спешки, тем более, что прежний договор все еще в силе и эффективно работает.

Другой военный эксперт - Арцрун Овсепян считает, что этот вопрос должны комментировать политологи, поскольку причины того, что документ все еще не вошел в повестку парламента он видит в укреплении региональных позиций Турции, а также в самих армяно-российских отношениях. В то же время, вне зависимости от того, войдет ли документ в повестку парламента или нет, Овсепян считает, что соглашение уже действует "в том смысле, что российские войска стоят в Армении", а это, по его словам, является очень важным для безопасности армянского государства.

Ранее, один из представителей армянского депутатского корпуса сообщил корреспонденту ИА REGNUM, что процедура ратификации протокола парламентами Армении и России может быть осуществлена двумя способами: синхронно, то есть в один и тот же день, или сначала Госдумой РФ, а потом Национальным Собранием Армении. В то же время он заметил, что согласно международной практике, когда одна из сторон международного соглашения является более мощным государством, то именно она должна ратифицировать документ первой.

Напомним однако, что у Армении в 2009-2010 году появился негативный опыт, приобретенный в процессе довершения процедуры заключения важного международного договора. Речь идет о протоколах по нормализации армяно-турецких отношений. После парафирования документов и подписания их министрами иностранных дел двух стран в октябре 2009 года в Цюрихе, они так и не были ратифицированы парламентами двух стран, а в дальнейшем и вовсе были отозваны. На позицию Анкары, в частности, повлияла политическая линия Азербайджана, начавшего на фоне армяно-турецких переговоров стремительное сближение с Москвой. Разблокирование государственной границы между Арменией и Турцией не исходило из интересов Баку. Не в интересах азербайджанской стороны и повышение обороноспособности Армении, что и достигается, по заверению армянских политиков, подписанием документа о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Гюмри, регламентирующего также и обязательство РФ обеспечивать армянскую сторону современным вооружением.

В Азербайджане критически оценили итоги поездки Дмитрия Медведева в Ереван. Дело дошло до того, что перед посольством РФ в азербайджанской столице была предпринята попытка сожжения государственных флагов Армении и РФ. Президент России Дмитрий Медведев 2-3 сентября посетил Баку, где высказался на тему подписанного в Ереване соглашения. По словам Медведева, этот документ "не содержит никаких подводных течений" и является "лишь соглашением о пролонгации сроков дислокации базы". В беседе с корреспондентом ИА REGNUM вице-спикер парламента Армении, член правящей Республиканской партии Армении (РПА) Самвел Никоян заявил, что "на пресс-конференции в Ереване, в присутствии президентов Армении и России, была подчеркнута реальность. Тем, что Медведев сказал в Баку, он, по всей видимости, хотел ослабить противодействие азербайджанской стороны".

Но и другая реальность состоит в том, что Баку и Анкара за короткое время подписали и ратифицировали Соглашение "О стратегическом партнерстве и взаимной поддержке между Азербайджаном и Турцией". Армянские эксперты считают, что тем самым в регионе формируется азербайджано-турецкий военный союз. Документ предполагает, что если одна из сторон соглашения подвергается внешней агрессии, то вторая сторона обязана помочь в ее отражении.

Ажиотаж же вокруг армяно-российского соглашения, пока не вошедшего в повестку армянского парламента, несколько спал. Лишь изредка в прессе мелькают сообщения о судьбе российской базы в Армении. Между тем, темпы, в которых Армения рассчитывала внести в парламент и ратифицировать армяно-турецкие протоколы, были заметно активнее. В августе 2009 года произошло их парафирование, в октябре - подписание, 12 января 2010 года - принято решение Конституционного суда, и документы были внесены в повестку парламента. Можно констатировать, что для Еревана разблокирование границы с Турцией было важнее продления сроков дислокации российской военной базы. С другой стороны, не спешит и сама Россия. Очевидно, в Москве уверены, что военная база в Гюмри никуда не денется, а подписанные с Арменией соглашения будут ратифицированы армянским парламентом при любой политической ситуации внутри самой Армении.