Раздутый бюрократический аппарат и сотни штатных сотрудников не мешают госкорпорации РОСНАНО тратить сотни миллионов рублей на услуги внешних консультантов. Подчас известному поставщику, называющему цену в 7 млн. руб., в Роснано предпочитают менее известного, предлагающего аналогичные услуги за 57 млн. руб.

В госкорпорации РОСНАНО работает около 700 штатных сотрудников. Тем не менее, значительный объем работы выполняется сторонними организациями. Госкорпорация тратит сотни миллионов рублей на различные исследовательские и консультационные услуги. Для взаимодействия со сторонними поставщиками в РОСНАНО создан специализированный портал - информационно-аналитическая и торгово-закупочная система Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО). ИА REGNUM Новости проанализировали информацию с данного ресурса.

На сегодняшний день в торговой системе РОСНАНО находится 23 актуальных лота. В частности, госкорпорация собирается потратить 15 млн. руб. на "разработку и апробацию программы профессиональной переподготовки и УМК (учебно-методического комплекса), ориентированных на инвестиционные проекты ГК "Роснанотех" по созданию промышленного производства модификатора дорожных покрытий в регионах РФ". Вероятнее всего, речь идет о производстве модификатора асфальтовых покрытий "Унирем". И это несмотря на то, что стоимость всех активов производителя модификатора не превышает $1,5 млн., а сам проект не имеет ничего общего с нанотехнологическим процессом. Но РОСНАНО так верит в этот проект, что ее готовность потратиться на него не ограничивается $500 тыс. на "разработку и апробацию программы профессиональной переподготовки и УМК". Еще один лот, связанный с производством модификатора - "Анализ состояния и тенденций развития отечественной автодорожной инфраструктуры и разработка предложений по ее дальнейшему развитию с учетом мирового опыта в области применения нанотехнологических решений" - обещал своему победителю те же самые 15 млн. рублей. Но был объявлен несостоявшимся, так как заявку подала всего одна организация.

По всей видимости, цифра в 15 млн. руб. очень полюбилась закупщиками РОСНАНО. В системе есть еще несколько лотов с данной суммой - все те же "разработки и апробации" образовательных программ, "ориентированных на инвестиционные проекты ГК "Роснанотех" в сферах "нанолекарств", "производства коллоидных квантовых точек", "метрологического обеспечения измерений размеров в нанодиапазоне" и пр. После изучения сотен лотов из архива торговой системы РОСНАНО, создается впечатление, что специалисты госкорпорации самостоятельно не могут сделать практически ничего - ни оценить стоимость бизнеса, ни провести маркетинговую экспертизу, ни изучить сбыт - все эти работы выполняют сторонние организации. Все возможные технические оценки и экспертизы также выполняют внешние подрядчики.

Закупщики РОСНАНО готовы щедро платить своим подрядчикам. По многим позициям закупочные цены РОСНАНО превышают рыночные в разы. Например, победителю лота "исследование сбыта в Якутии" госкорпорация готова заплатить 5 млн. рублей. А исполнителю аналогичных работ в Новосибирской и Белгородской областях - 10 млн. рублей, или почти $330 тыс. Даже за "поставку комплектов для формирования бейджей для участников III международного форума по нанотехнологиям" щедрая госкорпорация заплатила 672 тыс. рублей ($22 тыс.)! Такую сумму были бы рады получить многие производители полиэтиленовых футляров и ламинированной бумаги.

Анализ расходов госкорпорации свидетельствует о том, что самые большие суммы РОСНАНО тратит на правовое сопровождение, "консультативные услуги в области налогообложения", "услуги по исследованию сбыта" и выставочную деятельность. Суммы контрактов по этим направлениям составляют миллионы и десятки миллионов рублей. В то же время затраты на патентные и технические экспертизы составляют "всего лишь" сотни тысяч рублей.

В такой "важной" области, как "выставочная деятельность" РОСНАНО не ограничилась 11,6 млн. руб., выделенными "на разработку сценария, концепции оформления, застройку и техническое обеспечение зала пленарного заседания международного форума по нанотехнологиям". Еще 53,6 млн. руб. госкорпорация вложит в создание собственного музея.

Также небезынтересен механизм отбора лучших предложений. Например, в объявлении о покупке № 57752 на "Консультативные услуги в области налогообложения" специалисты РОСНАНО выбрали ЗАО "ЭНПИ Консалт", предложившее свои услуги за 57,7 млн. руб. В то же время конкуренцию победителю составляли заявки от известных аудиторских фирм BDO и "Финэкспертиза", стоимостью "всего" 7,9 и 9,9 млн. руб. соответственно. Какие уникальные навыки сотрудников "ЭНПИ" в области налогообложения заставили менеджеров госкорпорации выложить $2 млн., при наличии предложений не превышавших $300 тыс? Хотя, с другой стороны, при таких расходах дельная консультация в области налогообложения "поважнее нагана" будет...