Пакет конституционных изменений, судьбу которого 12 сентября определяет Турция, в основном направлен на уменьшение роли военных в политической жизни этой страны. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил заведующий кафедрой тюркологии Ереванского государственного университета (ЕГУ), кандидат исторических наук, доцент Александр Сафарян. По его словам, "военная демократия", действующая в Турции, не могла уместиться в рамки европейских стандартов. "Если эту систему заменит более демократическая и проевропейская система, то это усилит позиции правящих исламистов", - отметил он.

По словам эксперта, данный факт теоретически может привести к объединению лагеря противников правящей партии. Однако, в реальной жизни, по мнению Сафаряна, такое объединение, которое может представлять угрозу позициям премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, на предстоящих выборах представить трудно. "На это есть множество причин, и в их числе не последнюю роль играет различие в идеологиях оппозиционных партий и существующая политическая конъюнктура. Когда речь идет о Турции, что-либо утверждать однозначно нельзя. Турция имеет серьезные традиции государственности и ее адаптационные механизмы всегда могут меняться. Следует всегда быть готовыми к запуску механизмов адаптации к современным вызовам", - отметил он.

Что касается фактора религии, то он всегда был важным действенным инструментом в Османской империи и кемалистской Турции, но использование этого фактора в различные периоды имело различное проявление. Так может быть и сегодня, - считает Александр Сафарян. Он уверен, что власть получит все ожидаемые от референдума результаты, то есть инициатива Эрдогана получит поддержку большинства.

Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, сегодня, 12 сентября, в Турции проходит референдум по вопросу принятия пакета конституционных поправок. Законодательные изменения касаются ряда основных статей Конституции, принятой в 1982 году после военного переворота. В случае их принятия поправок в Конституцию, военные лишатся юридической неприкосновенности, потеряют свое привилегированное положение в стране. Радикальные изменения претерпит и система судебной власти. Конституционная реформа также вводит институт омбудсмена и признает за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Премьер-министра Турции в преддверии голосования признал, что следующим шагом станет переход Турции к президентской форме правления. Против конституционного референдума выступают основные оппозиционные партии - Народно-республиканская и Националистического движения, а также прокурдская Партия мира и демократии, которые считают, что правящий режим осуществляет "гражданский переворот".

Поправки предполагают изменения в процедурах назначения судей Верховного суда, часть из которых будет назначаться президентом и законодателями из представителей институтов исполнительной власти. Таким образом, на смену независимой, но идеологизированной судебной власти может прийти зависимая, но не менее идеологизированная структура. Представители правящей партии, в свою очередь, считают, что нововведения позволят судам выносить решения более беспристрастно и не дадут возможности трактовать законы "удобным" способом, ставя государство выше его граждан.