Член правления экс-правящей партии Армянское общенациональное движение (АОД) Ованес Игитян раскритиковал действия властей Армении, указав, в частности, на тот факт, что мнение парламента страны в вопросе пролонгации срока дислокации военной базы РФ в Гюмри не было учтено.

Игитян сравнил протокол о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Армении с армяно-турецкими протоколами. Его сравнение основывалось на том, что содержание обоих документов оказалось по большому счету загадкой для широкой армянской общественности. Однако между ними есть еще одно сходство.

Как разъяснил корреспонденту ИА REGNUM Новости один из представителей армянского депутатского корпуса, на самом деле, мнение парламента Армении в данном процессе будет учтено, поскольку протокол, подписанный в рамках государственного визита президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван министрами обороны Армении и России, должен быть еще ратифицирован законодательным органом Армении. Собственно, как в свое время и проваленные армяно-турецкие протоколы.

"Процедура ратификации протокола парламентами Армении и России может быть осуществлена двумя способами: синхронно, то есть в один и тот же день, или сначала Госдумой РФ, а потом Национальным Собранием Армении", - отметил источник, добавив: "когда одна из сторон международного соглашения является более мощным государством, то именно она должна ратифицировать документ первой".

Стоит отметить, что у Армении в 2009-2010 году появился негативный опыт, приобретенный в процессе довершения процедуры заключения важного международного договора. Речь идет о протоколах по нормализации армяно-турецких отношений. После парафирования документов и подписания их министрами иностранных дел двух стран в октябре 2009 года в Цюрихе, они так и не были ратифицированы парламентами, а в дальнейшем и вовсе были отозваны. На позицию Анкары, в частности, повлияла политическая линия Азербайджана, начавшего на фоне армяно-турецких переговоров стремительное сближение с Москвой. Разблокирование государственной границы между Арменией и Турцией не исходило из интересов Баку.

Не в интересах азербайджанской стороны и повышение обороноспособности Армении, что и достигается, по заверению армянских политиков, подписанием документа о продлении сроков дислокации военной базы РФ в Гюмри, регламентирующего также и обязательство РФ обеспечивать армянскую сторону современным вооружением.

2 сентября, президент России посетит с визитом Баку. В Ереване уверены, что Медведев попытается укрепить механизмы баланса в отношениях России с Арменией и Азербайджаном. Между тем, в Азербайджане критически оценили итоги его поездки в Ереван. Дело дошло до того, что перед посольством РФ в азербайджанской столице была предпринята попытка сожжения государственных флагов Армении и РФ. Нельзя исключать, что азербайджанская политическая элита постарается оказать воздействие на региональную стратегию Москвы, в частности, путем наращивания политического диалога с Турцией. Не случайно, визит российского президента в Ереван совпал с поездкой президента Турции Абдуллы Гюля в Баку. Там турецкий президент подписал соглашение о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, в которой, как утверждают азербайджанские эксперты, наличествует и военно-техническая составляющая.

Примечательно, что системе балансирования Азербайджана - между Россией и Турцией, Армения с некоторых пор не может противопоставить аналогичную гибкость. Комплементарная система внешней политики, которую многие года расхваливал Ереван, оказалась разрушена после смены власти в США. После войны в августе 2009 года Вашингтон очевидным образом пересмотрел систему своих внешнеполитических приоритетов, сконцентрировавшись на проблемах в Афганистане и Ираке, и позиции России в Армении стали практически монопольными.

Информации о сроках ратификации протокола о продлении срока дислокации военной базы РФ в Армении Государственной думой РФ пока нет. Также непонятно, когда будет внесен документ в повестку законодательного органа Армении. Собеседник ИА REGNUM Новости, которому предстоит проголосовать в пользу или против документа, не обладает ни малейшей информацией о судьбе армяно-российского соглашения.