Министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи и глава внешнеполитического ведомства Узбекистана Владимир Норов обсудили в Ташкенте вопросы транзита железнодорожных грузов Таджикистана по территории Узбекистана. Об этом корреспонденту ИА REGNUM Новости сообщили в департаменте информации МИД РТ. Источник сообщил, что встреча состоялась в минувшую субботу 7 августа в рамках совещания министров иностранных дел Диалога "Центральная Азия+Япония", которая прошла в узбекской столице. МИД Таджикистана не сообщает подробности беседы глав МИД Узбекистана и Таджикистана по поводу транзита вагонов, но добавляет, что Х. Зарифи и В. Норов также обсудили ситуацию в Киргизии и Афганистане.

Между тем, как сообщил ИА REGNUM Новости первый заместитель начальника "Таджикской железной дороги" (ТЖД) Владимир Собкалов, уже почти 10 дней, как узбекская сторона вновь приостановила пропуск железнодорожных вагонов в Хатлонскую область Таджикистана через ж/д ветку "Термез-Амузанг". По его словам, в настоящее время более 250 вагонов с грузами для Хатлонской области простаивают на территории Узбекистана. Он также сообщил, что в последнее время вагоны по направлению в Душанбе проходят "нормально", хотя более 800 вагонов в этом направлении также стоят без движения в южных областях Узбекистана. В.Собкалов выразил озабоченность тем, что начиная с 23 марта нынешнего года, когда начались проблемы с транзитом ж/д вагонов Таджикистана по территории Узбекистана, им не удалось отправить из Хатлонской области в зарубеж ни одного вагона с экспортными грузами. Отправители вынуждены свои товары сначала на машинах везти их до Душанбе, а после грузит в вагоны, что сопровождается большими материальными потерями. Собкалов считает такие действия "продолжением экономической блокады Таджикистана".

На это заявление таджикской стороны отреагировало посольство Узбекистана в Душанбе. Дипмиссия считает такие заявления необоснованными и считает, что "они не способствуют нормализации ситуации". По информации посольства, узбекская сторона "предпринимает все необходимые меры для обеспечения полноценного транзита таджикских грузов". Напомним, что в начале июля президенты Рахмон и Каримов договорились о том, что впредь не будет проблем с пропуском таджикских ж/д вагонов по территории Узбекистана, кроме тех, грузы которых предназначены для строительства Рогунской ГЭС. Решение руководства Таджикистана о возобновлении строительства этой гидростанции вызвала недовольство в Ташкенте, где считают что реализация данного проекта негативно скажется на экологической ситуации в регионе, в частности, в вопросах водопользования.