Если до сих пор Иран ратовал за сохранение военно-политического статус-кво в регионе Южного Кавказа, то сейчас он высказывается в пользу возвращения территорий вдоль его границ Азербайджану, поскольку турецко-азербайджанский тандем, по всей видимости, дал серьезные гарантии Ирану на предмет того, что не позволит введения в регион миротворческих сил. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил 27 мая председатель Союза политологов Армении Амаяк Ованнисян.

В связи с этим, считает аналитик, опасность возобновления военных действий возрастает, поскольку Турция и Иран договорились о том, чтобы Азербайджан настаивал на своем контроле над зоной безопасности и выступал против введения туда миротворческих сил. "В этих условиях США и Западная Европа, заинтересованные в том, чтобы взять иранскую границу под свой контроль, будут вынуждены спровоцировать пусть быстротечную, но войну, чтобы, под предлогом проведения операции по принуждению к миру, иметь основания ввести миротворческие силы", - отметил Ованнисян. Таким образом, подчеркнул эксперт, опасность войны существенно возросла, поскольку Иран сегодня договорился с турецко-азербайджанским тандемом. "С другой стороны, Россия также возмущена, поскольку Турция перехватила у нее инициативу по осуществлению контроля над ядерной программой Ирана. Евросоюз и США считали Россию страной, которая в состоянии обеспечить полноценный контроль над иранской ядерной программой путем обогащения урана на своей территории, - отметил Ованнисян. - Иран решил отказаться от российских услуг в пользу Турции, несмотря на возражения Запада, который не доверяет исламскому режиму, возможностям этого режима контролировать ядерную программу". Так, по словам эксперта, возникает парадоксальная ситуация, поскольку у Турции нет соответствующих технологий, и она сама готова заключить с Россией договор по развитию своей атомной энергетики.

Все эти события, подчеркнул Ованнисян, однозначно взаимосвязаны, они все звенья одной цепи: отказ Ирана от услуг России, изменение политики Ирана в вопросах разрешения карабахского конфликта и сохранения военно-политического статус-кво и инициатива ИРИ по посредничеству в переговорном процессе. Он напомнил, что после предложения Ирана сразу же последовал положительный ответ Азербайджана, что свидетельствует о том, что вопрос был изначально обговорен с Баку, а Армения не была в курсе дел.

"Ход Сержа Саргсяна касательно участия НАТО, скорей всего, был сигналом для Ирана о том, что если Тегеран согласится с идеей возвращения зоны безопасности Азербайджану, Ереван будет настаивать на том, чтобы сюда были введены миротворческие силы, и тогда на границе Ирана окажутся американские войска",- считает Ованнисян.

Причину резкого изменения политики Ирана в регионе, по мнению политолога, следует искать в поведении Армении, ее "футбольной дипломатии". "Когда Армения поверила в возможность нового мышления во взаимоотношениях с натовской Турцией, стала демонстрировать готовность обсуждать возможность возвращения Азербайджану прилегающих к границе с Ираном территорий, Тегеран засомневался в способностях Армении отстаивать собственные интересы и, вместе с тем, интересы Ирана, который выступал за сохранение статус-кво",- отметил политолог. По его мнению, власти Армении прекрасно понимают, что Западу не выгодно возвращение так называемых "оккупированных территорий" под контроль Азербайджана без перспективы введения туда миротворческих войск: "Серж Саргсян решил сыграть на этой заинтересованности, потому что это последний шанс, за который он пытается зацепиться, после того, как во время обсуждения Мадридских принципов Азербайджану удалось настоять на том, чтобы вернуть территории под свой суверенитет".

Сдача таких районов, как Агдам и Физули, по словам эксперта, грозит не только безопасности Нагорного Карабаха - за счет этой зоны безопасности Армения обеспечивает военно-стратегическую глубину своего тыла.