Сегодня, 17 мая в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, в рамках которых были обсуждены результаты деятельности и перспективы дальнейшего развития Особой экономической зоны в Калининградской области. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в Министерстве экономики Калининградской области, региональная делегация, которую возглавил губернатор Георгий Боос, выступила с рядом предложений по улучшению социально-экономической ситуации в Калининградской области.

Одной из основных региональных инициатив стало предложение о продлении на пять лет переходного периода для юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, осуществляющих свою деятельность на основании закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в первой редакции (ФЗ№13). По словам представителей Калининградской области, для восстановления экономического потенциала региона и выхода инвестиционных возможностей отдельных предприятий на докризисный уровень потребуется 3-4 года, что потребует продления действия переходного периода, нацеленного на перестройку региональной экономики, которая приостановилась в кризисный период.

Кроме того, было предложено пересмотреть направление перевозок на все виды международных перевозок, в том числе между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории России, при которых транспортные средства, помещенные под режим свободной таможенной зоны (СТЗ) рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей, а также выпустить легковые автомобили, ввезенные на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области в режиме Федерального закона от 22 января 1996 года № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", для свободного обращения на территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов. По сравнению с 2008 годом в 2009 году объем экспортных грузоперевозок автомобильным транспортом сократился на 60%, импортных - на 50%. Ставки фрахта снизились в среднем на 35-40% и формируются исходя не из условий рыночной конъюнктуры, а из сложившейся ситуации в сфере услуг по перевозкам грузов в международных направлениях.

Всего на данный момент в области зарегистрировано порядка 3 тыс. автотранспортных средств, оформленных в таможенном режиме свободной таможенной зоны. Вместе с тем, потребность для удовлетворения заявок калининградских заказчиков, в связи с падением объемов производства и услуг, составляет порядка 1,5 тыс. АТС. Таким образом, более 50% грузовых автомобилей вынужденно простаивает.

Особое внимание парламентариев представители Калининградской области акцентировали на необходимости введения обязательного согласования с правительством Калининградской области внесения изменений в перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны. Причиной данной инициативы стало желание Минсельхоз России без обсуждения с правительством Калининградской области внести предложение об унификации режима ввоза растительных масел на территорию России. При этом не принимается во внимание, что данные действия приведут к утрате доверия инвесторов и негативно отразятся на деятельности более 20 промышленных предприятий региона.

Также, касательно изменений в законодательство об ОЭЗ в Калининградской области было предложено продлить льготный период экспорта рапса, произведенного в Калининградской области, без уплаты вывозных таможенных платежей на срок окончания действия переходного периода Особой экономической зоны и предоставления права индивидуальным предпринимателям применять таможенный режим свободной таможенной зоны в отношении товаров, ввозимых и используемых на территории Калининградской области индивидуальными предпринимателями, а также предоставления права применять положения переходного периода юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Калининградской области до 1 апреля 2006 года вне зависимости от факта осуществления ими внешнеэкономической деятельности до вступления в силу закона об ОЭЗ.

В условиях разработки нормативной базы для фунционирования таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России было предложено разработать и внести изменения в Таможенный кодекс в части распространения положений таможенного режима реимпорта на товары, подвергнутые переработке в Особой экономической зоне в Калининградской области. Кроме того было предложено подписать соглашение о сохрании до 2031 года действия Федерального закона от 10 января 2006 года № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в рамках таможенного союза.

В виде отдельной инициативы предлагалось придать Калининградской областной таможне статус таможни центрального подчинения, что, по мнению представителей региональной делегации, позволит снять лишние административные барьеры, повысить управляемость и оперативность принятия решений.

Для повышения конкурентоспособности региональной туристической сферы Правительству Российской Федерации было предложено разработать и внести предложения по внесению изменений в Федеральный закон о миграционном учете иностранных граждан, отменив регистрацию иностранных граждан, проживающих в гостиницах.

Также Георгий Боос выступил с инициативой о рассмотрении вопроса о приведения тарифа на природный газ для Калининградской области в соответствие со средневзвешенным тарифом европейских регионов Российской Федерации и вопроса о предоставлении скидок на железнодорожный тариф по территории Российской Федерации для продукции, отправляемой из Калининградской области и в Калининградскую область, в размере 20-30%.

Кроме того, было предложено создать в структуре Калининградского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни специализированного отдела, уполномоченного на совершение таможенных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

В заключении выступлении представителей калининградской стороны федеральным органам исполнительной власти было предложено рассмотреть вопрос о начале строительства (реконструкции) и обустройства речных многосторонних пунктов пропуска "Рыбачий" и "Советск" и многостороннего автомобильного пункта пропуска "Советск" на российско-литовском участке государственной границы Российской Федерации.

В целях обеспечения гибкости в региональной миграционной политике прозучало предложение об измении схемы принятия решения о количественных и качественных характеристиках квоты на использование иностранной рабочей силы, делегировав соответствующие полномочия правительству Калининградской области.

Также в рамках слушаний предлагалось разработать порядок отказа от права постоянного бессрочного пользования, формирования земельных участков под объектами, выбывшими из пользования Министерства обороны Российской Федерации и регистрации права собственности на такие земельные участки за собственниками объектов недвижимости.

Кроме того, была озвучена просьба оперативно рассмотреть и согласовать инвестиционный проект "Янтарный берег: яхт-клуб и курорт" с учетом подтверждения Росрыболовством приемлемости оборудования рыболовецкой зоны согласно проекта внутри терминала Пионерский с 500 метрами причальной линии и акватории 29,5 тыс. кв.м., отведенной для базирования рыболовецких судов, или строительства нового северного мола, позволяющего создать отдельный бассейн для рыболовецких судов.