ИнтервьюИА REGNUM Новости с азербайджанским политическим аналитиком Рауфом Раджабовым.

ИА REGNUM: Господин Раджабов, о ядерной программе Ирана не говорят только ленивые, но далеко не все знают, как она появилась и развивалась, какова ее суть. Не могли бы вы вкратце рассказать об этом предмете "головной боли"?

По словам руководителя Организации по атомной энергии Исламской Республики Иран (ИРИ) Али Акбара Салехи, ИРИ с 9 февраля 2010 года инициирует программу по обогащению урана до 20% для функционирования научно-исследовательского реактора. Работы по обогащению урана будут проводиться на территории ядерного центра, расположенного вблизи иранского города Исфахан. Напомню, что до указанной даты иранские технологии позволяли производить уран, обогащенный лишь до 3,5%. С одной стороны, руководство ИРИ настаивает, что ядерная программа ИРИ носит сугубо мирный характер, а с другой, оно подчеркивает, что для Тегерана важны собственные интересы ИРИ. Какие?

В 1970-х годах была разработана иранская ядерная программа. В частности, к 2020 г. планировалось построить значительное число атомных электростанций (АЭС) с водо-водяными реакторами на слабообогащенном уране, электрическая мощность которых должна была превысить 20 тыс. МВт. Позднее программа была скорректирована с учетом экономических возможностей страны в сторону сокращения вырабатываемой АЭС энергии на 70%. Решение об осуществлении военной ядерной программы было принято в начале 1990-х годов. Одновременно начались работы по созданию ядерного оружия на основе как высокообогащенного урана, так и плутония. Для накопления высокообогащенного урана в 1995 году с помощью ученого-ядерщика Абдул Кадир Хана были закуплены в Пакистане и собраны в Иране 500 центрифуг Р-1. Высокий уровень иранских технических специалистов позволил скопировать центрифуги, что позволило начать собственное производство. Сотрудники ЦРУ уже к 1996 году обнаружили признаки военной ядерной программы ИРИ.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились. Так, ИРИ признала факт установки нескольких тысяч центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе. Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тысяч кв. м, которых достаточно для размещения до 50 тысяч центрифуг. В настоящее время Иран планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония. Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа ИРИ, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже налажен.

ИА REGNUM: Согласны ли вы с распространенным мнением, что руководство ИРИ долгие годы фактически занималась прикрытием военных разработок или, проще говоря, пыталось водить МАГАТЭ за нос?

Безусловно, Иран в течение десяти лет вводил мировое сообщество в заблуждение. Он утаивал от МАГАТЭ часть сведений, касающихся иранской ядерной программы. Кроме того, ИРИ занималась ядерными исследованиями, связанными с военной областью. Странно, что внимание мирового сообщества обращено главным образом на работы по обогащению урана и в меньшей степени - на проект строительства Бушерской АЭС и не только. ИРИ участвует в консорциуме пяти государств, построившем в городе Трикастен на юге Франции завод по обогащению урана "Евродиф". А многие ли знают, что 40% акций компании "Софидиф", владеющей 25% капитала этого крупнейшего в Европе завода, принадлежат ИРИ!?

Иран прячет значительное количество ядерных объектов в сети тоннелей и бункеров, расположенных по всей стране. По мнению американских военных экспертов, в ИРИ существуют тысячи крупных тоннелей. При этом даже в МАГАТЭ никто не знает, какая доля иранской атомной программы скрыта под землей. Эксперты уверены в существовании разветвленной сети бункеров и тоннелей даже вокруг первого ядерного завода в Исфахане, который посещали представители МАГАТЭ.

ИА REGNUM: Как далеко, по-вашему, продвинулись иранские ученые в создании ядерного оружия?

Франция, Германия, Великобритания, США и Израиль справедливо убеждены, что ИРИ ведет целенаправленную работу по созданию ядерного оружия в ближайшие два года. По мнению американских и европейских военных аналитиков, Иран располагает уже необходимыми знаниями для создания атомной бомбы, однако насколько далеко продвинулись соответствующие работы - пока неизвестно. Согласно закрытому докладу МАГАТЭ, Тегеран накопил соответствующий опыт благодаря сведениям, полученным от иностранных экспертов, а также собственным глубоким исследованиям и испытаниям.

В докладе МАГАТЭ под названием "Возможные военные измерения иранской ядерной программы" говорится, что в ИРИ реализуется комплексная программа под эгидой Министерства обороны. Ее целью является разработка атомных боезарядов для ракет Shahab, способных достичь территории других стран Ближнего Востока, а также некоторых стран Европы. По данным МАГАТЭ, Иран работает над данной программой уже с начала 2002 года.

В 1995 году между Москвой и Тегераном было подписано соглашение о восстановлении разрушенного во время войны с Ираком реактора в Бушере. В секретном дополнении к договору шла речь о российских поставках исследовательского реактора для производства плутония, применимого и в стратегических целях, а также о строительстве мощностей по обогащению урана. Еще в 1998 году министр ядерной энергетики России Евгений Адамов признался американской администрации в том, что ИРИ работает над созданием ядерного оружия.

С технической точки зрения нет никаких сомнений в том, что Иран стремится в текущем году ввести в эксплуатацию Бушерскую АЭС. Дело в том, что посредством самого ядерного реактора атомную бомбу не создать, но данный реактор способен облучить обогащенный уран и превратить его в оружейный плутоний.

ИА REGNUM: Насколько иранское руководство опасается предупреждений ООН и нынешней администрации США, возобновившей в последнее время угрозы в старой, пусть и в более обтекаемой, форме?

Руководство ИРИ прекрасно понимает, что в условиях продолжающегося финансового кризиса, ведения Соединёными Штатами и НАТО войн в Ираке, Афганистане и Пакистане, Вашингтон не в состоянии развернуть тотальную войну с Тегераном. Вот почему на торжествах по случаю 31-й годовщины исламской революции иранский президент провозгласил ИРИ "ядерным государством". ИРИ в краткосрочной перспективе готовится вступить в ядерный клуб на правах полноценной ядерной державы. Тем более, что ракетное вооружение, имеющееся на вооружении ИРИ и испытанное недавно, доказывает, что Тегеран обладает средствами доставки ядерной боеголовки на расстояние более 2,5 тысяч км.

Совет Безопасности ООН не в состоянии принять очередные санкции в отношении ИРИ. Как известно, Китай и Россия не позволяют Совбезу принять нужную жесткую и конкретную резолюцию. Но проблема в том, что лишь очередные санкции СБ ООН могут убедить Израиль отложить упреждающий удар по стратегическим объектам ИРИ. По этой причине Вашингтон был вынужден принять очередную резолюцию в Конгрессе США, которая позволяет им налагать эмбарго в отношении Ирана.

ИА REGNUM: Получается, что воспрепятствовать дипломатическими мерами созданию Тегераном ядерного оружия способна лишь Москва? И что делать Штатам, если в Кремле решат сохранять паузу?

Напомню, что сегодня Россия и Китай остаются единственными странами в СБ ООН, которые не выразили открытой поддержки попыткам ввести международные санкции против ИРИ, чтобы заставить Тегеран вести более открытую ядерную политику. И здесь Москва может сыграть ключевую роль. Если Россия поддержит СБ ООН, для Китая будет невыгодно оставаться единственной страной, выступающей в поддержку ядерной программы Ирана. Поэтому Китай будет пытаться избежать роли единственного противника санкций.

Основные интересы России по отношению к ИРИ отличаются от интересов США и НАТО. Россия продает оружие и военные технологии Ирану, а тот позволяет Кремлю увеличивать свое влияние на Ближнем и Среднем Востоке, на Южном и Северном Кавказе, в акватории Каспийского моря, а самое главное - противостоять США и НАТО в вышеупомянутых регионах. В обозримом будущем Россия может согласиться с санкциями ООН, не предусматривающими военно-политических мер. В лучшем случае, США и НАТО остается лишь вынудить Иран организовать на его территории процедуру приема-передачи урана для обогащения. Кстати, 20% не позволяет пока производить оружейный плутоний, но если Тегеран в краткосрочной перспективе перейдет данную черту (до 90%), тогда Тегеран будет обладать возможностью производить уже оружейный плутоний.

ИРИ, обладающий ядерной бомбой, преследует цель не создание сдерживающего фактора, как это сделал уже обладающий такой бомбой Израиль, а стремится доминировать в нефтедобывающем регионе Персидского залива, Ближнего и Среднего Востока. Но как только это свершится, ядерная гонка вооружений на Ближнем Востоке примет апокалипсический характер. Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, Иордания - все захотят обзавестись ядерным оружием.

ИА REGNUM: А может ли Израиль остановить Иран превентивными мерами, например, авиаударами по ядерным объектам?

На сегодня Израиль является единственным государством Ближнего Востока, обладающим ядерным оружием. И Израиль является одним из основных гарантов стабильности на всем Ближнем Востоке. Уничтожив ядерные объекты ИРИ, Израиль сможет сохранить регион в стабильности и буквально спасет страны Ближнего Востока от гонки ядерных вооружений. Но реально ли это? По-моему, повтор Израилем сценария ликвидации иракского ядерного реактора в Осираке в 1981 году - сегодня невозможен. Во-первых, потому, что даже с помощью американских бомб, предназначенных для уничтожения подземных целей и имеющихся в наличии у Израиля, многие иранские ядерные объекты будет трудно разрушить. Во-вторых, Иран находится дальше от Израиля, чем Ирак. Американские самолеты F-15 или F-16 без дозаправки не долетят до иранской территории, следовательно, дозаправку израильских самолетов надо проводить на американских базах в Ираке. Но пойдет ли на это Вашингтон?

Остается использовать беспилотные летательные аппараты. Однако есть одно "но". Министр обороны Израиля Эхуд Барак заявил, что Израиль не сможет уничтожить иранский ядерный объект в Куме, применив обычное оружие. Этот объект, как и многие другие, находится глубоко под землей, внутри горы, где иранцы вырыли туннели. На этом объекте ИРИ хранит и обеспечивает деятельность центрифуг для обогащения урана.

Бункеры, вырытые в глубине гор, будут представлять серьезную проблему для израильских военных стратегов. В принципе имеются два варианта решения этой задачи: применение тактического ядерного оружия или направление на ядерный объект войск специального назначения. Однако такие действия в ИРИ малоэффективны и потому маловероятны. Наверняка иранские ядерные объекты созданы с учетом требований по защите от тактического ядерного оружия.