Нагорно-карабахская проблема слишком сложная, следовательно, не исключено, что в ее решении будет применена модель Турецкого Кипра. Об в этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости заявил руководитель отдела Кавказа и Центральной Азии Центра восточных исследований в Варшаве Кшиштоф Страхота.

По его словам, в то же время статус Нагорного Карабаха в обозримом будущем может быть определен по примеру Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. "Естественно, ситуация на Кавказе иная, чем в Боснии, но модель создания Республики Сербской - тот пример, над которым следует подумать при решении карабахской проблемы", - заявил Кшиштоф Страхота.

Отметим, что Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК) признает только Турция, и уже более 30 лет это образование находится в ситуации непризнания международной общественностью. В апреле 2007 года в интервью 1news.az представитель Турецкой Республики Северного Кипра в Баку Заки Газыоглу заявил, что невозможно проводить параллели между Северным Кипром и Карабахом. "Карабах, будучи азербайджанской землей, оккупирован армянами. Единственное решение проблемы лежит на пути возвращения Карабаха его подлинным владельцам - азербайджанцам", - отметил он, добавив, что земли, на которых стоит сегодня турецкий Кипр принадлежат туркам.

Республика Сербская, модель которой Кшиштоф Страхота предлагает взять за основу при решении карабахской проблемы, образовалась в результате Дейтонского соглашения, когда населённые боснийскими сербами территории провозгласили независимость Республики Сербской в начале 1992 года в ответ на инициированный тогда же боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины из состава Югославии. В ноябре 1995 года под давлением НАТО и ООН были заключены Дейтонские соглашения и создано федеративное государство Босния и Герцеговина, в составе двух образований - Республики Сербской и Федерации Боснии и Герцеговины. В принятой 22 февраля 2008 года резолюции парламента Республики Сербской говорится, что боснийские сербы могут выйти из состава Боснии и Герцеговины, если большинство стран-членов ООН и государств Евросоюза признает независимость Косово.