6 октября в Москве проходит XIII ежегодный саммит "Торговля в России" - крупный деловой и инвестиционный форум в области розничной торговли.

Как отметил в своем приветствии директор департамента регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ Олег Сазанов, 1 сентября в первом чтении прошел в Госдуме законопроект об основах госрегулирования внутренней торговли. Сейчас ведется работа над поправками. Тем временем профессиональное сообщество взвешивает за и против этого документа. "Представляется, что сейчас тот момент, когда можно внести предложения, которые улучшат проект, сделают его более сбалансированным", - подчеркнул Сазанов, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Подробнее о законопроекте и тех последствиях, которые закон может иметь для российского ритейла, сообщил главный исполнительный директор X5 RETAIL GROUP Лев Хасис. До сих пор, по мнению Хасиса, существование розничной торговли было подобно жизни в дикой природе: несмотря на то, что бывали ураганы, воздух был все же чистым. Теперь же "антропогенное воздействие" будет ощущаться существенно сильнее, констатировал он. Сегодня сетевая торговля занимает всего около 6% рынка. Остальное - это торговля несетевая, неорганизованная, рынки, а также натуральное потребление. Таким образом, "миф о том, что сетевая торговля все заполонила, доминирует и диктует, культивируется лишь в мозгах некоторых популистски настроенных политиков, которые пытаются найти врага и на него свалить все беды современной экономической жизни", - считает Хасис.

Что касается упомянутого законопроекта о торговле, то, по мнению Хасиса, законопроект, внесенный в Думу правительством, не является совсем неприемлемым, даже несмотря на то, что содержит целый ряд ограничений для сетей, касающихся выплат, бонусов, расширения сети. Но основные негативные моменты связаны с предлагаемыми депутатскими поправками, многие из которых, по мнению Хасиса, просто несовместимы с современными понятиями и правилами в сфере торговли, и остается надеяться лишь на здравый смысл основной части депутатского корпуса. В целом закон сохраняет рыночные принципы игры на рынке ритейла, не вводит жестких административных мер. Но, например, пресловутая 16-я статья является дискриминационной, создавая инфраструктурные ограничения. Это немотивированное ограничение хозяйственной деятельности, прецедентов чему в других странах мира нет, констатировал Хасис. Проблема состоит в том, что адекватную оценку состоянию рынка дать весьма сложно, и так как теперь вопрос об открытии нового магазина будет решаться через чиновничьи инстанции, уже сейчас можно говорить о том. Что эта статья закона является крайне "коррупциогенной", считает Лев Хасис. Не говоря уж о том, что от монополизма она все равно не спасет: легко представить, как на рынке муниципального образования где прежде не было крупных гипермаркетов, приходит некий новый игрок и открывает магазин, который сразу перетянет на себя не 25%, а все 80%. Многие задумаются об открытии магазинов под другим брендом, либо о расширении интернет-торговли (хотя это как раз неплохо). Есть и другие способы обойти эту статью - так что по сути она является бессмысленной, и только зря "потреплет нервы" ритейлерам.

Среди других норм, которые беспокоят участников рынка - ограничение сроков платежей по ряду товаров, которое приведет к повышению издержек и необходимости брать больше кредитов, а также запрет на бонусы, не связанные с объемом продаж (что чревато возрождением серых схем). Запрет торговой наценки на уровне более 25% сможет привести к тому, что самые ходовые товары подорожают, а некоторые вообще пропадут с прилавков - примеры тому в мировой практике имеются. Тем не менее, если законопроект будет принят в том виде, в котором его предлагает правительство, с ним можно будет жить, констатировал Хасис. Если же в дело пойдут популистские поправки депутатов, то для российской торговли "все будет совсем грустно".