Выступление патриарха Московского и Всея Руси в Архангельске: Полный текст
Архангельская область, 25 августа, 2009, 00:26 — ИА Регнум. 23 августа Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл встретился с общественностью Архангельска. Он не только прочитал проповедь жителям города и области, собравшимся в зале областного драматического театра и перед театром. Он также ответил на вопросы присутствующих, хоть их было и немного из-за недостатка времени.
Корреспондент ИА REGNUM Новости побывал на этой встрече и мы публикуем выступление Святейшего Патриарха полностью:
"Уважаемые архангелогородцы! Для меня большая радость встретиться с вами в обстановке не богослужебной, а светской, которая оставляет возможность мне не только говорить, но и услышать вас. Я придаю очень большое значение общению с людьми. И, наверное, без такого живого соприкосновения с людьми я не смог бы осуществлять также эффективно свое служение. Поэтому я говорю всегда, что путешествуя я, прежде всего, учусь. Учусь понимать то, что происходит в стране, в сердцах человеческих. Учение является важной частью моего служения. И поэтому я сегодня скажу какие-то слова, а потом с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Мне хотелось бы начать с того, что Архангельск назван в честь архангела Михаила. Как сегодня во время богослужения сказал Владыка Тихон, никакие силы не смогли изменить его название, хотя потуги такие были. В сознании современного человека ангел рисуется как маленький кудрявый ребенок, либо это юноша особой красоты. Но на самом деле все мы понимаем, что человек изображает сверхчувственный мир так, как он его представляет. Это наши образы, это не божественные. Человек не знает того мира, не знает жизни в том мире. Поэтому мы представляем себе ангелов вот в таком антропоморфическом виде, так же как и бога. На самом деле никто не знает, что такое ангел. Известно, что есть какая-то сила, что эта сила концентрируется в каком-то виде. Архангел Михаил - это архистратиг, предводитель и полководец небесных сил. Опять же, мы рисуем его как воина, закованного в латы. Но это снова человеческие образы. Одно мы знаем точно - архистратиг Михаил участвует в особых моментах человеческой истории, и всегда - в борьбе со злом. Из этого можно сделать вывод, что архистратиг Михаил - это сила, противодействующая злу. Но если повнимательнее посмотреть на всю историю человечества - она вся состоит из борьбы добра со злом. Как правильно сказал Достоевский: Бог с Дьяволом борется, а поле битвы - сердца человеческие. Это космическая борьба добра со злом, которая охватывает всю человеческую историю, и которая является основным предметом человеческой истории, а все остальное - декорации. Смена политической формации, политических элит, политического строя, экономических формаций, а в основе главный предмет человеческой истории - борьба добра и зла. А почему Достоевский говорит о том, что поле битвы - сердца человеческие? Потому что Бог бьется с дьяволом не где-то в космосе, не в параллельном мире, а внутри каждого из нас. Человек является реальной ареной этой борьбы. А кто выигрывает в этой борьбе? Перед тем как попытаться ответить на этот вопрос скажу что-то, может быть, очень странное. Из быта, из жизни, из опыта нам кажется, что добро и зло - это ясно различимые понятия. Например, жизнь - добро, смерть - зло, здоровье - добро, болезнь - зло, добрый и отзывчивый человек - это хороший человек, а эгоист, черствый и невосприимчивый к другим - это плохой человек. Любить родителей - это добро, не любить - зло. Любить отечество - это добро, не любить - зло. Казалось бы, такие ясные, понятные истины. Однако мы с вами живем сейчас в такую эпоху, когда стираются грани между добром и злом в сознании людей. И происходит это не потому, что объективно эти грани стираются, что зло перетекает в добро, а добро - во зло, а потому что основное направление философской мысли, политологической мысли, сегодня направлено на то, чтобы грани между добром и злом были размыты. Мы называем эпоху, в которую мы живем, мы называем постмодерном. И наибольшим достижением этой эпохи считается свобода человека на свободный выбор. Человек сам является автономным носителем окончательных решений, что есть добро, а что - зло.
Время от времени у нас вспыхивают общественные дебаты по поводу значения Великой Отечественной войны. И некоторые утверждают, что выбор тех людей, которые стали сотрудничать с немцами - это правомерный выбор. Это был ИХ выбор, они были свободны. Человек свободен выбирать, вот они и выбрали не защиту Родины, а конфликт со своей Родиной вместе с оккупантами. Люди, воспитанные в традиции, говорят: "Да как же так можно?! Да постыдитесь вы греха!" Но сегодня у нас разные точки зрения, плюрализм мнений. Сегодня считается, что человек самодостаточен, что он и определяет, что такое добро, а что - зло. И происходит это не только в области оценки исторических фактов, но и происходит в нашей современности. Ну скажите, пожалуйста, ведь недавно считалось, что разрушение брака - зло. Если у человека были грехи, связанные с нарушением верности, то это тщательно скрывалось. У такого человека совесть болела, а совесть всегда является показателем того, что мы творим зло. Включите телевизор, посмотрите, чему нас учат сегодня? Нас учат тому, что ничего плохого в этом нет, что каждый человек свободен, что он может выбирать. Если человек вступает в брак и рожает детей, а потом вдруг принимает решение изменить всей этой системе, то сейчас это никем не порицается, а еще и будет оправдано в художественной форме. И то, что вчера считалось грехом, сегодня - просто выбор иной альтернативы. Скажите, пожалуйста, разве можно было себе представить лет 15-20 назад, что в Америке и Европе (слава Богу, не у нас) будут уравнены в правах гомосексуальные отношения и естественные браки? А сегодня все ссылаются на свободу выбора, говорят "А почему нет?". Вот так постепенно размываются границы добра и зла. А почему это происходит? Да потому что человечество утрачивает понятие греха. Потому что в культуру нашу, в том числе и нашу литературу, уже проник грех. Такое яркое различение добра и зла... грех - это зло, а добродетель - добро. И раньше было понятно, что люди грешили, грешат и будут грешить. Но создание греха приводит человека к сознанию или, по крайней мере, должно приводить человека к раскаянию, даже если сил нет изменить что-то. Даже если притяжение греха такое сильное, что невозможно вырваться из его оков, даже само сознание, что ты согрешаешь, было для человека спасительным. И приходил человек в храм и каялся. Он говорил священнику: "Грешен я, и сил нету оставить этот грех". Священник на это отвечал: "А ты помолись, ты попроси у Господа выхода из этого положения". И в какой-то момент находился этот выход.
Сегодня мы, сталкиваясь с этой альтернативой выбора, с поддержкой ее нашей псевдокультурой, мы укрепляемся в сознании того, что человеческий выбор правомерен. Понятие нравственности исчезает: я сам себе голова, я определяю, что нравственно, а что - безнравственно. Вот почему иногда такое странное впечатление производят в беседах преступники. Мне часто приходилось встречаться с людьми в колониях. Некоторые из них сознают, что совершили грех, и каются. А некоторые уверены в том, что поступили правильно, и, выйдя, будут поступать точно также, ссылаясь на свое право жить по своему разумению. Вот это - главная духовная трагедия, переживаемого нами с вами исторического момента. Утрачивается понятие нормы, нравственной нормы человеческого бытия, утрачивается понятие человеческого греха. Кто-то может сказать "Да и бог с ним, пускай утрачивается! Нам-то что? Мы вперед идем, мы современные люди".
Но есть одна загвоздка. Богу было угодно так создать человека, что человек может развиваться как личность и общество может совершенствоваться только в том случае, если законы общества и законы личной жизни человека соответствуют общему закону нравственности. Человек может не знать библии, не прочитать ни одной священной книги, а жить - по этому общему нравственному закону, потому что этот закон заявляет о себе голосом нашей совести. Совесть - это удивительное состояние. Ни одна философская концепция не может внятно объяснить происхождение совести. Все материалистические объяснения совести - абсолютно неудовлетворительны. Потому что совесть - это голос Бога. И совесть - есть показатель того, живет по нравственному, божьему закону, или он по нему не живет.
Вот здесь нужно сказать о значении веры. Вера помогает человеку сохранять этот нравственный закон. Даже если человек его и нарушает, он сохраняет в сознании своем обязательность этого закона. Вера дает возможность человеку жить по Божьей правде. Не всегда это удается, искушения сильны, слабости человеческие... но если в человеке сохраняется этот закон как норма бытия, то у людей есть надежда на будущее. Если зло и добро смешиваются, если человек зло принимает за добро, он начинает служить злу, а зло - нежизнеспособно. Любой криминалист об этом скажет!
Если зло не остановить, оно начинает развиваться. Залезешь к своему близкому в карман, и пошло все - второй раз залез, третий, а почему бы тогда и в квартиру не залезть? Раз залез, второй, а на третий в квартиру неожиданно вернулись хозяева, и проливается кровь. Если зло не останавливают, оно развивается. Вера помогает человеку сохранять понимание того, что есть хорошо, а что - плохо. Великое благословение божие над Россией в том, что вся наша культура, литература, живопись, архитектура пронизаны этим ярким противопоставлением добра и зла. И в советское время, когда голос священников не был услышан, когда никто не мог говорить, так как я могу говорить с вами сейчас, тогда этот художественный голос нёс нашему народу правду о божьем законе! Ведь кто был положительный герой даже в советской литературе? Это был человек, воспитанный в нравственных категориях, соответствующих божьему закону. Вся трагедия советского народа в том, что сохранив этику, Бога исключили. А если Бога исключаете, то и нравственность тоже. Вот сегодня замечательная у нас возможность поддерживать нравственное чувство, поддерживать законодательство страны в соответствии с этой нравственной системой ценностей. Но для этого нужно очень много трудиться. И каждый должен понять на опыте своей жизни, что означает быть на стороне добра или на стороне зла. Потому что Бог с Дьяволом борется на поле человеческих сердец. И мы все включаемся в эту борьбу.
Размышления о том замечательном имени, которое носит город, навели меня на мысль, что борьба добра со злом, в которую каким-то таинственным образом включен архангел Михаил, - это и наша с вами борьба. Сегодня все это имеет абсолютно практическое значение для России. Потому что какую бы должность в общественной жизни мы не взяли, она так или иначе связана с состоянием человеческой личности. Все наши неурядицы и все наши неудачи проистекают от человеческой личности.
Приведу вам элементарный пример. Вот мы говорим об экологическом кризисе, о загрязнении окружающей среды. Это самый опасный признак современной цивилизации. Почему? А потому что у человека сейчас нет понимания того, что загрязнение среды - есть грех. Мы стали нечувствительны к глобальным загрязнениям окружающей среды. Ну сбросил какой-то завод стоки в реку, поплыло это грязное пятно вниз по течению, все об этом знают, волнуются, обсуждают, открываются уголовные дела... Мы очень болезненно воспринимаем грязь на улицах наших городов по весне. Ходят люди в тяжелом состоянии и взирают на пластмассовые бутылки, на коробки из-под сигарет, испытывают чувство дискомфорта. Но все это зависит от нас самих. Могут у нас быть чистые города, если у нас кухни грязные? Не могут. Могут быть у нас красивые улицы и парки, если мы свой собственный палисадник рядом с домом содержать не можем? Все это рождается на уровне нашего сердца, нашего сознания. Мы формируем пространство вокруг себя. Если мы не отличаем добро от зла, то это отражается в том числе и в эстетических категориях. И безобразие в личной жизни, даже в том, как мы организуем свои жилища, я не говорю о богатстве жилищ... Можно иметь самый скромный дом, самую скромную обстановку и это будет замечательный дом, где чистота и порядок. Но если мы не можем содержать свой дом в чистоте и порядке, то как же мы будем содержать города в порядке? И почему мы должны требовать от мэра или губернатора чего-то, если у нас самих порядка нет? А ведь чаще всего все то, против чего мы выступаем в общественной жизни, так или иначе присутствует в нашей собственной жизни.
Но если продолжать тему нравственности и жизни, то особенно поучительным сейчас является то, что происходит в связи с экономическим кризисом. Мы учились жить в богатстве. В нашей стране это движение было болезненным, потому что, ну что греха таить, все жили бедно. А тут вдруг у многих появились деньги и часто от этого голова кружилась, что называется, с цепи сорвались. И ушел на задний план вопрос "а как мы зарабатываем деньги?". И получилось, что значительная часть богатства, которым люди овладели, - из воздуха. Спекуляции на бирже, на курсовой разнице, на торговле акциями. Очень многие заработали огромные, сумасшедшие средства просто из воздуха. Но ведь экономика так существовать не может. Деньги являются эквивалентом реальных ценностей, которые должны использоваться людьми. И если нарастает объем денег, не подкрепленных реальной ценностью, то экономика падает. И то, что произошло сейчас, - это не столько наша болезнь, сколько мировая болезнь. Она показывает, что когда происходит разрыв между экономической деятельностью и нравственностью, тогда экономика начинает идти по нежизнеспособному пути, зло начинает управлять ею.
То же самое с области политики. Там такое буйство человеческих страстей, такая конфронтация и такая борьба, что нужно спасать весь народ. И мы с вами прошли трудности девяностых годов, мы помним все, что происходило. О какой нравственности можно было говорить? Страну можно было потерять. Во многом мы разрушили экономику, науку, образование. Слава Богу, что не до конца разрушили. И происходило это потому что полный разрыв был между реальной деятельностью и нравственным началом человека.
Конечно, перед нами стоит огромная задача сегодня. Несмотря на эти общие тенденции мировой философской мысли, несмотря на огромное политическое влияние, которое оказывается на нашу страну, сохранить Россию способность отличать добро от зла. Сохранить Россию такой - означает сохранить нашу традицию, потому что критерии различения добра и зла содержатся в нашей традиции. И сейчас самое важное, чтобы мы таким образом развивали нашу страну, экономику, политическое устройство государства, чтобы сохранялась наша духовная традиция. Ведь в ней и присутствует тот самый критерий различия добра и зла, без которого ничего быть не может. А православная вера призвана все это поддерживать. Я говорю сегодня о том, что особое значение имеет религиозный фактор в жизни нашего народа. Нравится это кому-то или нет, но это является объективным фактом. Сегодня вера поддерживает нравственные основы жизни людей. Сегодня вера способна поддержать эту способность отличать добро от зла, а значит, вера связана с нашим будущим. Именно поэтому сегодня так много людей обращается к вере".
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- На Украине предупредили о катастрофе при потере Красноармейска
- У США не получится помешать России достичь целей СВО — Рябков
- Нацпроект увеличил прибыль 5,5 тыс. предприятий
- Россия продолжает наращивать эффективность проверок бизнеса