В 2010 году регионам придется принимать меры, чтобы покрыть образовавшийся из-за снижения суммы трансфертов из федерального центра дефицит. Как сообщало ИА REGNUM Новости, сейчас продолжается согласование параметров и федерального бюджета-2010. 10 августа премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что сумма федеральных трансфертов регионов в 2010 году составит один триллион рублей. Даже без учета инфляции, это меньше, чем в 2009 году (1,182 трлн рублей). О том, как проблему дофинансирования бюджета можно будет решить в Свердловской области, корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал депутат Свердловского Заксобрания Евгений Артюх.

"Это вопрос непростой в нынешних экономических условиях, особенно для Свердловской области, - заявил депутат. - Наша монометаллургическая область, наряду с Челябинской и Кемеровской, просела более значительно, чем остальные регионы РФ, из-за резкого падения цен на металлы. О том, как мы будем покрывать образованный дефицит из-за снижения суммы трансфертов из федерального центра, сейчас можно говорить только теоретически. На сегодняшний день нет решений, а приниматься они будут осенью, после депутатских каникул".

У регионов есть несколько способов привлечения дополнительных средств, среди них - заимствования и приватизация объектов. По словам Артюха, на сегодняшний день в Свердловской области нет одобренных решений по заимствованиям, если не считать озвученный в ходе ШОСа китайский займ на инвестпроекты через Внешэкономбанк в сумме 1 млрд. долларов. Нет в области и специальных решений по антикризисной приватизации, включая землю. "Все приватизационные процессы идут в обычном порядке в рамках программы управления государственной собственности Свердловской области. Особенностью этой приватизации является, разве что, принятие в первом полугодии 2009 года решения об исключении ряда объектов (памятники культуры), неподлежащих приватизации. Но и здесь мотивы были не антикризисные", - пояснил депутат.

"Вроде бы все как всегда, как будто бы и кризиса нет. Думаю, что образовавшаяся проблема будет решаться осенью. Но уже сегодня область испытывает трудности с финансированием бюджета и это выливается в экономию и недофинансирование целого ряда статей по бюджету нынешнего года, - считает Артюх. - Это происходит практически по всем статьям бюджета, а проявляется, например, в том, что суды начали испытывать трудности с отправкой корреспонденции, в медучреждениях недостаток средств на обеспечение вверенного им транспорта ГСМ". По его мнению, реализация федерального закона №159 о так называемой "малой приватизации" позволила бы улучшить финансовое положение муниципалитетов, но здесь есть проблема. "В развитие указанного закона областью приняты параметры для льготной приватизации: выкупить можно помещение площадью не более 2000 кв.м. и с рассрочкой 5 лет. Эти параметры были приняты в конце прошлого года областной Думой и являются одними из лучших в стране. Но процесс тормозится на уровне муниципалитетов, которые не хотят расставаться с ролью рантье, который живет на средства от сдачи имущества в аренду и которому абсолютно безразлично, что дальше там на этих сданных в аренду площадях происходит. Муниципалитеты ищут надуманные поводы для отказа малым и средним предприятиям и предпринимателям в их праве на льготную приватизацию, которая, кстати, является льготной по процедуре выкупа, так как дает предприятиям малого и среднего бизнеса - арендаторам выкупить эти помещения в преимущественном без аукционов (конкурсов) порядке, по рыночной цене с рассрочкой", - говорит депутат.

Он напомнил, что на встрече президента Дмитрия Медведева с президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Сергеем Борисовым 5 августа в Звенигороде была озвучена цифра: по всей стране только 500 субъектов воспользовались правом на приватизацию по 159-ФЗ. При этом только в Свердловской области таких объектов, которые подпадают под этот закон, порядка 2 тысяч. "Вот они, резервы. Боюсь, что чиновники так и не осознают этот резерв, ведь поступить так, то есть правильно исполнить закон - значит лишить себя ренты от "правильного управления" сдаваемой в аренду недвижимости. Скорее власти региона, включая муниципальные, пойдут по пути увеличения налогов с населения. Так, в Свердловской области уже в этом году фактически задним числом применили новый подход и начисление налога на недвижимость, суть которого сводится к тому, у если граждан в собственности находятся квартиры, дома на праве общей долевой собственности, то каждая доля рассматривается как отдельный объект недвижимости и, следовательно, сколько собственников-дольщиков, столько раз они и платят налог на недвижимость. При этом местные власти и налоговые органы руководствуются письмом Министерства финансов от 21.04.2008 г., которое, по сути, не является нормативные актом и не может подменить нормы Налогового кодекса", - подытожил Артюх.