Как сообщает корреспондент ИА REGNUM-ВолгаИнформ, Независимый экспертно-правовой совет признал несоответствующими действующему законодательству постановления о производстве "гласного оперативно-разыскного мероприятия" у Ассоциации АГОРА и Казанского правозащитного центра и процедуру их проведения. Совет при Президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека обеспокоен обысками у правозащитников и взял эти дела под свой контроль, а адвокат, правовой аналитик Ассоциации АГОРА после совершенных в ее адрес провокаций попросила Следственный комитет принять меры государственной защиты в отношении сотрудников организаций. Об этом сегодня на пресс-конференции в Независимом пресс-центре, посвященной обыскам, допросам, провокациям, обвинениям в налоговых преступлениях и терроризме правозащитников в Казани, сообщили российские гражданские активисты.

Президент Центра развития демократии и прав человека, член Совета по развитию институтов гражданского общества и правам человека Юрий Джибладзе рассказал журналистам об обеспокоенности членов Совета преследованием двух правозащитных организаций в Татарстане: "Совет высоко ценит работу этих НПО. Они являются важными организациями в сфере защиты гражданских активистов России. У Совета есть основания предполагать, что преследуют организации за их профессиональную деятельность", - резюмировал Юрий Джибладзе итоги прошедшего вчера заседания Совета, - "Последние позитивные действия президента, импульс сверху встречают противодействие на местах".

Еще один член Совета при президенте России по развитию институтов гражданского общества, советник юстиции, председатель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова представила на пресс-конференции два научно-консультативных заключения, подготовленных экспертами НЭПС. Кандидат юридических наук, эксперт НЭПС доцент Московской государственной юридической академии Сергей Насонов отмечает, что в постановлении о проведении у правозащитников Татарстана "гласных оперативно-разыскных мероприятий" допущено смешение правовых режимов двух разных ОРМ", перечень подлежащих изъятию у гражданских активистов документов не конкретизирован, изъятие носителей личной электронной переписки без решения суда является незаконным, как и незаконен весь представленный на экспертизу правоприменительный акт. Аналогичное заключение о нарушениях и незаконности действий сотрудников милиции НЭПС вынес и по процедуре прошедших гласных ОРМ.

Член правления Международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" Ян Рачинский на пресс-конференции заявил, что прискорбно видеть, как под предлогом возможных налоговых нарушений изучаются источники финансирования неправительственных организаций. "Вместо обсуждения конкретных фактов, предъявляемых правозащитниками региональными властями, власти начинают рассуждать о мировой закулисе, то есть о том, что не относится к претензиям общественности. Противно, неприлично и опасно для страны, когда чиновники пытаются использовать идеологию", - заявил Рачинский.

Поддержал Яна Рачинского о внедряемых необоснованных стереотипах о правозащитниках председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации АГОРА, кандидат юридических наук, доцент Павел Чиков. "Необходимо начать работу по реабилитации иностранного финансирования для неправительственных организаций. Пусть сложившаяся в Татарстане ситуация станет отправной точкой для совместных действий в этом направлении. Ведь миллиарды долларов и евро получают от иностранных доноров российские государственные органы. Все это официально, законно и подконтрольно, также как финансирование российских НПО", - подчеркнул Павел Чиков. Он отметил, что в отличие от налоговиков и Минюста Татарстана, которые спокойно делали свою работу и не парализовали работу правозащитников в Татарстане, запросив и изучив всего пару документов, представители МВД устроили массированную атаку с привлечением всего штата Управления по налоговым преступлениям МВД, которое вот уже вторую неделю работает исключительно по делам правозащитников.

Председатель Совета Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов рассказал на пресс-конференции об истории сложных взаимоотношений правозащитников с МВД Татарстана и о своем видении причин прошедшего обыска: "Мы стали привлекать к уголовной ответственности не рядовых, а высокопоставленных сотрудников МВД и добились признания незаконной практики ГИБДД по получению дополнительных денег от водителей". На это специально приехавшая из Казани начальник отдела информации и общественных связей МВД Татарстана подполковник милиции Ирина Нижельская заявила, что без помощи правозащитников за последнее время были осуждены заместитель начальника того самого Управления по налоговым преступлениям, а также бывший начальник Советского и Муслюмовского РОВД Татарстана.

В заключение пресс-конференции адвокат, правовой аналитик Ассоциации АГОРА Ирина Хрунова сообщила журналистам о выявленных 25 нарушениях закона при проведении обысков в Казанском правозащитном центре и Ассоциации АГОРА, а также о совершенной в ее адрес провокации. В минувший четверг, 23 июля, сотрудники ГИБДД лишили адвоката прав из-за нарисованной кем-то маркером на номере ее автомобиля цифры "4" вместо "1". Ирина Хрунова обратилась в Следственный комитет при прокуратуре России по Татарстану с просьбой принять в отношении сотрудников правозащитных организаций меры государственной защиты. "Теперь можно ожидать обнаружения у правозащитников в Татарстане и ящика гранат, и изъятия самой большой в истории партии героина", - объяснила свою позицию Ирина Хрунова.

В целом с момента начала обысков в Ассоциации АГОРА и Казанском правозащитном центре в поддержку гражданских активистов выступили 25 международных, российских и региональных неправительственных организаций России, включая Amnesty International, Human Rights First, Международное общество "Мемориал", Международное Молодежное правозащитное движение и Московскую Хельсинкскую группу. Председатель последней Людмила Алексеева обратилась в Совет при президенте России по развитию институтов гражданского общества и правам человека с просьбой экстренно вмешаться в ситуацию в Татарстане.