Абсолютное большинство россиян полагают, что воспитание детей - дело, которым должны заниматься оба родителя (72%). Еще 12% считают, что в этот процесс также должны включаться бабушки и дедушки, 9% опрошенных отводят ключевую роль в воспитании семье и школе.

Реже всего россияне склонны считать, что воспитанием следует заниматься преимущественно матери (4%), отцу (2%) или же семье совместно с профессиональными нянями (1%).

Россияне, уже являющиеся родителями, более склонны считать, что детей должны воспитывать мать и отец (73% против 69% среди тех, у кого нет детей), а также родители вместе с бабушками и дедушками (13% против 9%). Те, кто не имеют детей, чаще отводят роль воспитателя семье и школе (12% против 8% среди тех, у кого есть дети).

Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 42 регионах России.

Главным в воспитании детей россияне считают хорошее образование (53%). На втором месте - приобщение к здоровому образу жизни (39%), на третьем - воспитание честности и доброты (34%). 24% россиян считают главным воспитание мужества и стойкости, 20% - прививание самодисциплины, трудолюбия. Наименее значимым считается формирование гражданской позиции и убеждений (4%), а также приобщение к демократическим ценностям (3%).

За прошедшие годы мнение россиян о приоритетах в воспитании детей несколько изменились. Снизилась актуальность приобщения к здоровому образу жизни (38-39% в 2008-2009 годы против 52% в 2006 году), воспитания мужества и стойкости (24% против 28% в 2008 году), самодисциплины и организованности (20% против 24%). Напротив, выросло внимание к честности и доброте (с 28% до 34%), а также хорошего образования (с 47% до 53%).

Мужчины и женщины имеют различные приоритеты в воспитании подрастающего поколения. Так, для женщин более значимо хорошее образование (57% против 47% среди мужчин), воспитание честности и доброты (37% против 30%). Мужчины более склонны отдавать приоритет воспитанию мужества и стойкости (29% против 20% среди женщин). Высокообразованные россияне в воспитании детей основном придают значение хорошему образованию (58%) и здоровому образу жизни (43%). Приоритетом для малообразованных респондентов является воспитание мужества и доброты (42%).

Самой животрепещущей проблемой детей в современном обществе наши сограждане считают алкоголизм и наркоманию (45%). На втором месте по значимости - детская и подростковая преступность (38%). Далее следуют беспризорность (21%), низкий уровень жизни в семьях, имеющих детей (20%), проблемы детского досуга (18%). 11% полагают, что в фокусе общественного внимания должно оказаться насилие в отношении детей, 10% наиболее острой проблемой считают проблемы воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях. Наименьшее значение наши сограждане придают таким проблемам, как усыновление детей российскими и иностранными гражданами (5% и 3% соответственно), эгоистичность современного общества, нежелание иметь детей и плохие жизненные условия детей сирот в специализированных детских учреждениях (по 5%).

За прошедшие несколько лет некоторые проблемы детей в современном обществе стали казаться россиянам более острыми. Это касается проблемы детского досуга (18% против 13% в 2005 году), детской и подростковой преступности (38% против 35%), насилия в отношении детей (11% против 6%), воспитания детей в дошкольных и школьных учреждениях (10% против 6%). Зато менее остро, чем прежде, стоит проблема низкого уровня жизни в семьях, имеющих детей (20% против 29% в 2005 году).

Россияне, имеющие несовершеннолетних детей, придают большее значение таким проблемам, как алкоголизм и наркомания среди детей и подростков (46% против 42% среди тех, у кого нет детей), преступность среди подрастающего поколения (40% против 34%). Респонденты, не являющиеся родителями, чаще указывают на проблему беспризорников (26% против 19% среди тех, у кого есть дети) и насилия в отношении детей (14% против 10%).

В опросе приняли участие 1600 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.