Около 62% руководителей петербургских предприятий главным "симптомом" экономического кризиса называют снижение спроса на свою продукцию или услуги. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 19 марта, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге рассказала старший аналитик городского Агентства социальной информации Анастасия Кинчарова, комментируя результаты проведенного социологического опроса.

По словам специалиста, всего в опросе участвовали руководители 200 городских предприятий в 12 отраслях: пищевая промышленность, машиностроение, металлургия, химическая отрасль, деревообработка, легкая промышленность, торговля, транспорт, связь, финансы, строительство и консалтинг. "Телефонный опрос проводился по инициативе самого агентства в феврале-марте 2009 года среди государственных и частных предприятий и компаний, - рассказала Кинчарова. - Однако, среди 200 опрошенных предприятий только около 10 государственных, а на наши вопросы соглашалась отвечать только каждая пятая-шестая компания".

Говоря о результатах исследования, социолог отметила, что после "симптома" в виде снижения спроса на продукцию, второе и третье места занимают соответственно рост цен на сырье и ресурсы и задержки выплат за продукцию или услуги - 44,8% и 40,6%. При этом, почти 10% опрошенных руководителей "не заметили признаков кризиса на своих предприятиях". "Около 44,5% респондентов заявили, что положение их отрасли ничем не отличается от положения в других отраслях, 20,5% - что положение ох отрасли хуже, а 24% - что лучше, - рассказала Кинчарова. - Вместе с тем, только 8,5% руководителей сказали, что положение именно на их предприятии хуже, чем на других, а 31,5% посчитали свое положение лучшим, в сравнении с остальными компаниями сектора".

Специалист сообщила, что половина опрошенных в рамках первоочередных мер по преодолению кризиса назвали сокращение средств на цели, не связанные с производством, - закупка оргтехники, канцтоваров, связь и так далее. Около 30% руководителей назвали первоочередными антикризисными мерами сокращение персонала, сокращение объема производства и уменьшение зарплат своим сотрудникам. Около 13,8% опрошенных пока не намерены предпринимать никаких мер по борьбе с кризисом. "То есть первая реакция предприятий - это простая экономия, желание меньше тратить", - отметила Кинчарова.

По словам социолога, наиболее необходимыми мерами поддержки со стороны государства опрошенные назвали финансовую помощь и кредиты на доступных условиях, государственный заказ, налоговые льготы и предоставление помещений на доступных условиях. "Интересно, что за поддержкой правительства Санкт-Петербурга чаще обращаются частные предприятия и компании", - добавила она.

Рассказывая о влиянии кризиса на городские отрасли экономики, Кинчарова подчеркнула, что наиболее тяжелая ситуация сложилась в металлургии: согласно исследованию, все руководители предприятий данной отрасли отмечали, что спрос на их продукцию снизился, 85,5% пожаловались на задержки выплат со стороны клиентов, а 50% - на невозможность получить кредит. "Лучше всего свое положение в отрасли оценили руководители предприятий в области связи - 63,6%, а хуже всего - 75% - металлурги, - сказал она. - Положение непосредственно своего предприятия наиболее худшим сочли 25% опрошенных металлургов, а наиболее выигрышным - более половины опрошенных руководителей компаний строительной отрасли".

В заключение Кинчарова добавила, что все опрошенные представители пищевой промышленности отрасли связи заявили, что они не нуждаются в поддержке со стороны Санкт-Петербурга. "При этом, 66,7% руководителей предприятий транспортной отрасли заявили, что и такая поддержка необходима", - сказала социолог.

Напомним, по данным Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, более 80 предприятий города и области вошли в число пострадавших от кризиса. Среди них - предприятия пищевой промышленности, машиностроительной отрасли, радиоэлектронной промышленности, текстильной промышленности и другие.