"Мы с "Севмашем" обречены на кооперацию": Интервью с генеральным директором Центра Судоремонта "Звездочка"
Архангельская область, 30 января, 2009, 11:34 — ИА Регнум. Отечественное судостроение переживает эпоху реформирования. Созданная Указом Президента "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) вобрала в себя практически все государственные активы в отрасли. Цель реформы - повышение эффективности отечественных судостроителей и укрепление их экономической состоятельности. Оборонные предприятия Северодвинска стали основой одного из структурных подразделений ОСК - Северного Центра Судостроения и Судоремонта. Путь бывших ФГУПов в Корпорацию лежал через смену организационно-правовой формы, все они преобразованы в акционерные общества. Однако наиболее сложным этот путь стал для северодвинской "Звездочки". Помимо акционирования верфь превратилась в Центр Судоремонта, присоединив к себе в качестве филиалов восемь профильных предприятий: судоремонтные заводы "Нерпа" (г. Снежногорск), "СРЗ-35" (г. Мурманск), "СРЗ-176" (г. Архангельск), "СРЗ-5" (г. Темрюк), "Астраханский СРЗ", "1-я судоверфь" (п. Лазаревское), а также московское научно-производственное объединение "Винт" с опытным заводом "Вега" в калужском Боровске.
Повышенное внимание к освоению арктических территорий России привело к пониманию того, что потенциал "Звездочки" будет востребован и в этой сфере. Тем более что предприятие уже участвует в нефтегазовых проектах - ведет строительство самоподъемной буровой установки "Арктическая".
О том, что значит для предприятия преобразование в акционерное общество, какие задачи стоят перед предприятием в 2009 году, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с генеральным директором Владимиром Никитиным.
ИА REGNUM: ФГУП "ЦС "Звездочка" с 12 ноября 2008 года преобразовано в открытое акционерное общество "Центр Судоремонт "Звездочка". Означает ли это, что предприятие со временем может стать частным?
Акционирование предприятия проводилось в соответствии с Указом Президента о создании "Объединенной судостроительной корпорации". Мы этот процесс завершили два с половиной месяца назад, несколько позже, чем к примеру "Севмаш" и "Арктика", которые преобразовались в акционерные общества к лету 2008 года. "Звездочке" была поставлена более сложная задача - до акционирования мы должны были присоединить в качестве филиалов еще 8 предприятий. Вопрос о переходе предприятия в частные руки при приватизации, так или иначе, должен был возникнуть, но в случае с северодвинской оборонкой, мне кажется, налицо некоторая путаница в терминах. Правильно было бы использовать слово "акционирование", а не "приватизация". Ни в одном из преобразованных в ОАО северодвинских ФГУПов нет ни рубля частного капитала. 100% акций всех предприятий принадлежит государству. "Звездочка" вместе с "Севмашем" и "Арктикой" вошла в Северный Центр Судостроения и Судоремонта. Присоединение филиалов и акционирование в установленные сжатые сроки дались нам непросто, но, тем не менее, задача решена. Нам даже потребовалось создать отдел, который вел эту объемную бумажную работу. Сегодня, когда процесс уже практически завершен, это подразделение полностью переключится на совершенствование системы отношений внутри "Звездочки", которая имеет десяток филиалов, разбросанных от Баренцева моря до Каспия. Точка в этом процессе будет поставлена к 1 апреля, когда мы завершим процедуру оценки акций и передадим их в собственность Северного Центра. Курирует всю работу по созданию корпорации вице-премьер правительства и председатель Совета директоров ОСК Игорь Сечин. Что касается того, как акционирование отразилось на работе предприятия, то тут вопрос надо рассматривать в двух плоскостях. Естественно, смена правового статуса предприятия предоставила ему ряд новых полномочий, в основном имущественного характера, и возложила ряд новых обязанностей. Но это заботы и тяготы заводских руководителей, а что касается подавляющего количества работников верфи, а всего у нас работает около 14 тысяч человек, то для них этот процесс прошел незаметно. К этому мы стремились и с задачей справились. Несмотря на реорганизацию, мы дважды в течение 2008 года повышали заработную плату. В среднем за прошлый год она выросла на 20%, а, к примеру, для мастеров в стапельных цехах ее рост был еще более существенным.
ИА REGNUM: Какие-то шаги в рамках этого процесса вы уже можете назвать?
На сегодня мы провели уже три заседания совета директоров, где рассматривались наиболее острые на сегодня вопросы - снижение издержек, эффективное использование имущества, развитие производства, то без чего мы не сможем без опаски смотреть в будущее. Можно привести примеры государственной поддержки, адресованной нашей отрасли. Принята концепция развития гражданской морской техники, пошли деньги по соответствующей федеральной целевой программе. До 2016 года только бюджетное финансирование по этой программе составит свыше 90 миллиардов рублей. Наш завод в этой ФЦП участвует, и мы ожидаем, что с 2010 года государство начнет финансирование и наших проектов, в частности модернизацию винтообрабатывающего производства. Но, в целом, более интенсивно эта работа будет вестись уже в рамках ОСК, создание которой, как я уже говорил, должно завершиться к 1 апреля. Сегодня подавляющая часть господдержки отрасли направлена на исследовательские работы, институтам и конструкторским бюро, а не заводам. Однако, внедрение этих технологий все же ляжет на плечи производственников, которые сегодня подбирают лишь крохи с этого стола. Из 136 миллиардов рублей, предусмотренных ФЦП по развитию гражданской морской техники, капитальные вложения составят всего 20%. Этого, конечно, недостаточно. Мы рассчитываем на то, что внутри Корпорации это процесс будет более сбалансированным, и развиваться будут не только технологии, но и те мощности, которым эти технологии предстоит реализовывать на практике.
ИА REGNUM: Сейчас в направления деятельности предприятия входят судоремонт, гражданское судостроение, утилизация атомных субмарин, винтообрабатывающее производство, военно-техническое сотрудничество, огранка алмазов, ювелирное производство и производство судовой мебели. Начинается этап превращения "Звездочки" в эффективную верфь. Влечет ли это за собой необходимость избавления от вспомогательных и непрофильных производств? Планируете ли вы часть производств выделить в отдельные предприятия?
Вы правильно упомянули слово "верфь". По сути своей верфь - это место, где сходятся усилия сотен контрагентских организаций. Где, как в конструкторе, каждый ставит свой кубик на должное место, чтобы получить итоговый результат. Разработчики и изготовители корабельных систем, реакторов, комплексов вооружения, другого оборудования и материалов - именно верфь соединяет труд десятков тысяч людей в корабле, и именно верфь несет ответственность за конечный результат. Не буду углубляться в историю вопроса, но приведу две цифры, которые пояснят историю наших непрофильных производств. В 1980-м году более 90% процентов оборудования корабля восстанавливалось вне верфи силами изготовителей, а сегодня, к примеру, при ремонте АПЛ "Карелия" тот же объем оборудования восстанавливается уже силами самой "Звездочки". Потому что один производитель после развала СССР оказался за границей, другой обанкротился в 90-е, третий стал частным предприятием и перепрофилировался под торговый центр, а четвертый установил такую цену на свои работы, что разумнее их выполнять самостоятельно. Сейчас все больший объем гособоронзаказа выполняется в условиях фиксированной цены и нам очень непросто удерживаться на границе рентабельности, когда контрагентская организация регулирует цену своих работ по принципу "только вверх, все одно они никуда не денутся". Поэтому большая часть вспомогательных и непрофильных производств быть может и не приносят желанной прибыли, но, как минимум, позволяют нам хоть снижать риски и по срокам поставок и по их цене. На аутсорсинг мы эти производства переводить не собираемся. Во-первых, в самостоятельном плавании они вряд ли выживут, а во-вторых, они являются элементами, обеспечивающими комплекс ремонтных работ на кораблях, и сокращать их было бы неразумно. Речи о сокращении сотрудников на этих производствах мы тоже не ведем, хотя определенной реорганизации они подвергнутся. "Звездочка" должна использовать свой потенциал и свои ресурсы более эффективно.
ИА REGNUM: А как же быть с одинаковыми производствами на "Севмаше" и "Звездочке"? Есть ли смысл их объединять?
Да, определенное дублирование производств имеется и вопросы интеграции таких "дублеров" обсуждать необходимо. К примеру, мы могли бы объединить корпусное производство обоих заводов, производство судовой мебели, интегрировать цеха, обеспечивающие работу водно-транспортных служб, железнодорожные и автомобильные участки. Есть и у нас и на Севмаше производства с большими накладными расходами - гальванические. Если их выделить в отдельную структуру, то существовать они не смогут, а вот объединение гальваники обоих заводов я считаю возможным. Требования по такой интеграции производств уже ставятся нам Корпорацией. Говорить о том, что завтра мы эту работу уже начнем - преждевременно. Вопрос требует изучения и технологического и экономического анализа. Но то, что такая кооперация будет существовать - несомненно. Это одна из задач, с которыми создавалась ОСК и именно в рамках корпорации эти вопросы и необходимо решать. Объем заказов и оборонного характера и гражданского у нас значительный, работы хватает обеим верфям, и чем теснее мы будем взаимодействовать, тем эффективнее будет наша работа.
ИА REGNUM: Вопросы подготовки кадров для северодвинских судостроительных и судоремонтных предприятий становятся все более актуальными - предприятиям не хватает квалифицированных кадров. Но сейчас вузы переходят на двухуровневую систему образования. По словам заместителя директора "Севмашвтуза", из-за этого может совершенно исчезнуть наработанная система подготовки кадров, когда студенты могут и учиться, и работать. Что же делать?
"Севмашвтуз" оказывает нам огромную поддержку в обеспечении северодвинских предприятий инженерами. Я думаю, что многие родственные заводы нам в этом смысле даже завидуют. Не выходя из города мы обеспечиваем себе специалистов в различных отраслях - кораблестроение, ядерные силовые установки, электрооборудование судов и других. В нашем вузе реализована уникальная система обучения "завод-втуз". Она позволяет студентам в одном семестре только учиться, в другом - и учиться и работать, и в таком чередовании получать образование. Эта система свою эффективность доказала уже не однажды и многочисленные комиссии, изучавшие ее, это раз за разом подтверждали. Может система "завод-втуз" и не во всех деталях соответствует министерским программам обучения, но в ее действенности мало кто сомневается. Многие заводские специалисты совмещают основную работу с преподаванием в Севмашвтузе, читают лекции, ведут практику, являются руководителями дипломных работ и членами аттестационных комиссий, то есть имеют возможность познакомиться с будущим работником задолго до того, как он появится в дверях заводского отдела кадров. И будущий специалист, обучаясь по системе "завод-втуз", тоже не просто корпит над теорией, а сразу же получает и определенную практику. Сегодня Севмашвтуз обеспечивает кадрами не только "Звездочку" и "Севмаш", но и другие предприятия отрасли. Заводы Мурманска или Комсомольска-на-Амуре заключают договора на подготовку специалистов и Севмашвтуз этих специалистов готовит. Конечно, внедрять болонскую двухуровневую систему вместо существующей - это нерационально. Против этой идеи выступают не только руководители предприятий и профессура Севмашвтуза. Предложение сохранить в северодвинском вузе сложившуюся систему "завод-втуз" включено и в утвержденный губернатором план мероприятий по обеспечению кадрами оборонных предприятий города.
Кстати, об областной власти. Мы встретили самую серьезную поддержку наших предложений, направленных на стабилизацию кадровой ситуации на предприятиях. Причем касается это не только инженерных, но и рабочих специальностей. Будем надеяться, что сообща нам удастся изменить положение к лучшему. Ну и в завершение о Севмашвтузе: нам очень важно, чтобы вуз продолжал работу по дополнительному образованию уже работающих у нас специалистов. Для поддержания многочисленных лицензий, имеющихся у предприятия, одним инженерным дипломом специалисту не обойтись, необходимо постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми знаниями. Сегодня такая работа Севмашвтузом ведется, что экономит предприятиям значительные средства, избавляя их от необходимости отправлять обучающихся в недешевые столичные командировки. Этой работе необходимо придать новый статус и создать на базе Севмашвтуза институт повышения квалификации.
ИА REGNUM: Согласны ли вы с поговоркой "Где родился, там и пригодился"?
Конечно, согласен. Только нам предстоит немало сделать, чтобы с этим согласилась нынешняя молодежь. Сейчас мы находимся в нижней точке демографического провала. Проще говоря, в трудовой возраст вступает крайне немногочисленное поколение родившихся в 90-91 годах. Заставить их "пригодиться" в Северодвинске, при кажущейся перспективности жизни в столицах, задача непростая. Но мы стараемся ее решать. Сегодня завод возвращается к традициям 40-летней давности, когда ответственную работу не боялись доверять молодежи. Только за прошлый год более полутора десятков молодых специалистов были назначены на должности начальников цехов и отделов, их заместителей, и процесс этот продолжается. В ближайшее время мы готовим еще ряд подобных назначений.
ИА REGNUM: Надо ли начинать подготовку специалистов для предприятия еще со школы?
Среднее образование системе профориентации сегодня уделяет недостаточное внимание. При доступности платных вузов выбор в пользу профтехучилища делают совсем немногие выпускники. Поэтому сегодня восполнять дефицит учащихся ПУ только за счет северодвинских школьников не получится. Профориентационную работу среди ребят в районах области ведет и наш отдел кадров и органы службы занятости. В нашем базовом училище всегда было много иногородних учащихся, поэтому что-то новое мы не изобретаем. А специальности слесарей-судоремонтников, токарей, электромонтеров и газорезчиков сегодня наиболее востребованы на рынке труда. Так что молодежи надо задумываться о том, что полезнее - быть хорошим дефицитным рабочим или посредственным безработным экономистом.
ИА REGNUM: В прошлом году вы ездили в Китай. Не могли бы вы рассказать о том, какое именно сотрудничество будет развивать предприятие с КНР?
Два года назад "Звездочка" открыла представительство в Пекине и мы рассматриваем китайский рынок, не только как очень перспективный, но и как достаточно сложный. Для сравнения, представительство в Индии, с которой предприятие работает уже больше 10 лет, мы планируем открыть только в этом году. Во время поездки в Китай я участвовал в работе заседания межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, которое проводилось на уровне министров обороны. Накануне этого совещания мы подписали с китайской стороной соглашение о том, что "Звездочка" будет проводить комплексное послепродажное техническое обслуживание экспортных модификаций эсминцев проекта 956 советской и российской постройки, стоящих на вооружении КНР. В ближайшее время мы направим в Китай группу специалистов для решения этих задач. Это говорит о том, что наш опыт судоремонта не остается невостребованным. До настоящего времени наши контакты с Китаем ограничивались небольшими контрактами на поставку отдельных видов сложного оборудования для судоремонта. Сегодня это сотрудничество будет расширяться.
ИА REGNUM: Во время прямой линии Путин пообещал загрузить "Звездочку заказами. Насколько велика необходимость в дополнительных заказах? Возможно ли, что среди них будет заказ на строительство авианесущего крейсера?
Да, поддержка государства для судостроения очень важна. Редко где, даже в мировой практике, государство так или иначе не является для судостроя опорой и страховкой. Судостроение, особенно подводное, сродни космонавтике. Даже, наверное, сложнее. На высоте почти 400 километров космонавты месяцами на МКС живут, а создать такой же обитаемый аппарат для моря и прожить неделю-другую на глубине даже несколько километров - сегодня задача недостижимая. Поэтому господдержка, которая нам оказывается, это не плоды работы каких-то лоббистов, а объективное требование и экономической, и военной безопасности государства. Сейчас, когда в экономике страны обозначились симптомы неблагополучия, мы, тем не менее, чувствуем себя достаточно уверенно. Уже в октябре начали работу комиссии в Минфине и Минпромторге, основной задачей которых стала поддержка таких предприятий как "Звездочка". Верфь вошла в перечень трех сотен системообразующих предприятий. И в целом, серьезных рисков и угроз при сегодняшней поддержке государства мы пока не усматриваем. Госзаказ, который нам предстоит выполнять, сокращения не претерпел и сопоставим с цифрами прошлого года. Снижения загрузки не произошло, так что работа у нас есть. Что касается авианесущих крейсеров, то вопрос этот надо адресовать нашему соседу - "Севмашу". Если Северодвинск станет местом их строительства, то такой крупный заказ будет размещен именно там. Хотя, конечно, строить эти корабли придется "всем миром" и работа здесь найдется всем, в том числе и "Звездочке". Мы с Севмашем обречены на кооперацию, причем не только в сфере военного судостроения. Наши специалисты работают на строительстве и гражданских заказов Севмаша - ледостойкой платформе "Приразломная", полупогружной платформе "MOSS". Вообще, нефтегазовое направление в судостроении является серьезным подспорьем не только в загрузке производства, но и в освоении новых технологий. При строительстве самоподъемной буровой установки "Арктическая" нам пришлось осваивать и новые технологии сварки, и модернизировать мощности, и осваивать новые материалы, и совершенствовать систему менеджмента качества. Словом, опыт накоплен огромный. Надо признать, что строительство гражданских заказов дается нам непросто, но шишки, которые мы тут набиваем, в будущем обернутся в достаток. Нефтегаз - это не только платформы. У нас на предприятии не раз бывали представители высшего руководства "Газпрома" и наши возможности по строительству судов технического флота были оценены ими весьма высоко. Рассчитываем еще и на эти заказы. Десять лет назад мы запустили серийное строительство морозильных траулеров и достаточно быстро его освоили. Но возможности рыбаков достаточно скудны и без квоты на вылов новое судно становится экономически неподъемным, потому что стоимость квоты на период его окупаемости сопоставима с ценой самого судна. Тем не менее, строительство этой серии мы готовы возобновить в любой момент. Без "гражданки" нам не удастся полностью загрузить мощности и мы это прекрасно понимаем. Оставшись только с оборонным заказом, мы столкнемся с недозагрузкой корпусного и сварочного производств, поэтому гражданский заказчик сегодня для нас не менее важен, чем военно-морской флот. Хотя, лукавить не буду, оборонный заказ составляет около половины всей загрузки предприятия, поэтому военным кораблям - первая очередь. Кораблям свойственно стариться и, спустя десять лет после ввода в строй, каждый из них должен пройти заводской ремонт. К сожалению, многие атомоходы третьего поколения - "Антеи", "Граниты", "Барсы" - из этого режима выбились уже на годы. Сейчас нам предстоит интенсивно готовить верфь к ремонту этих субмарин с тем, чтобы с 2010 года уже начать на них работы.
ИА REGNUM: Предприятие реализует много проектов - это и строительство буровой установки, и модернизация ДЭПЛ "Калуга", и ремонт АПЛ "Карелия", и другие. Все проекты - очень длительные. Будут ли какие-то из них завершены в 2009 году?
2008 год мы отметили, как раньше говорили, "знаменательными трудовыми победами". В январе передан флоту после ремонта и модернизации стратегический ракетоносец "Брянск", после завершения работ вернулась в строй АПЛ "Рязань", сданы заказчику конструкции космического ракетного комплекса для космодрома Куру во Французской Гвиане. 6 августа подписан акт о передаче индийским ВМС дизельной подлодки "Синдувиджай", которая своим ходом выполнила трехмесячный поход к месту постоянного базирования в Мумбаи. В ноябре мы вывели из цеха и спустили на воду АПЛ "Карелия" и сейчас на ней ведутся достроечные работы. Приступил к испытаниям построенный нами морской транспорт вооружения "Звездочка", заложенный в год 50-летия предприятия. Осенью этого года мы планируем передать его военно-морскому флоту. Это будет одним из подарков ко дню рождения завода. Цикл производства в судостроении длительный и измеряется годами, а стоимость работ - миллиардами рублей. Поэтому каждый сданный корабль - это веха и огромное событие для завода. В 2009-м году мы завершим ремонт "Карелии", будет продолжаться ремонт стратегического ракетоносца "Новомосковск", ДЭПЛ "Калуга" и АПЛ "Воронеж". Мы ожидаем, что в течение 2009 года решится вопрос о ремонте на "Звездочке" очередной индийской субмарины - "Синдуракшак". К концу года мы планируем завершить строительные и монтажные работы на самоподъемной плавучей буровой установке "Арктическая" и передать ее заказчику - "Газфлоту" - для начала испытаний. Так что год для "Звездочки" предстоит напряженный и свой 55-летний юбилей предприятие встретит, образно говоря, "на рабочем месте".