В январе-октябре сего года объем внешней торговли Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая составил $18,26 млрд. Как сообщает "Тяньшаньнет", объем экспорта достиг $15,5 млрд с приростом на 81%. Значительный прирост - 54% - достигнут в торговле с Киргизией.

Предполагается, что по итогам 2008 года объем внешней торговли Синьцзяна достигнет $20 млрд.

Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) расположен на северо-западе Китая. Имеет сухопутную границу протяженностью 5 600 км с восьмью государствами: Монголией, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Афганистаном, а также Северными территориями индийского штата Джамму и Кашмир, контролируемыми Пакистаном. Население района - 20,9 млн человек.

Отношения СУАР с российской Западной Сибирью, с которой граничит Синьцзян, практически не развиваются и характеризуются крайне низкими показателями по сравнению с приграничными территориями России и Китая на востоке. Как уже сообщало ИА REGNUM, внешнеторговый оборот между СУАР и Россией в 2007 году составил $600 млн (при общем товарообороте между РФ и КНР в $48 млрд).

По мнению губернатора СУАР Нур Бакри, потенциал развития отношений между Россией и СУАР огромен, но практически не освоен. Препятствует дальнейшему развитию отсутствие дороги между Урумчи и российским Горным Алтаем. Власти Китая считают, что, если не решить вопрос о строительстве автомобильной и железной дорог через пограничный перевал Канас, то говорить об интенсификации отношений между Синьцзяном и Западной Сибирью бессмысленно.

Однако проект строительства этой дороги, впервые озвученный в 1998 году, имеет немало противников в России. Одним из главных аргументов противников строительства дороги является опасение якобы неизбежной после строительства дороги неконтролируемой миграции китайцев. Кроме того, в 1998 году российское плато Укок, по которому должна пройти проектируемая дорога, было внесено в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем резко против этого проекта выступают экологи и западная общественность.