Как исполняется законодательство о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проверила прокуратура Республики Дагестан. Проверка проведена с участием представителей контрольных и надзорных служб, в том числе с привлечением специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, территориальных служб Роспотребнадзора, а также других контрольных и надзорных служб городов и районов республики, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры республики 21 ноября.

В результате, в органах подведомственных министерству образования и науки республики выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства. Установлено, что руководители образовательных учреждений не всегда в полной мере выполняют требования федерального закона по предоставлению льгот детям указанной категории. При этом руководители министерств ссылаются на скудное финансирование на эти цели либо полное их отсутствие.

В уставе управления образования (УО) г. Каспийска не отражено возложение функций по опеке и попечительству на конкретное лицо, на заседаниях не рассматриваются вопросы, связанные с проблемами защиты прав детей-сирот. Нет банка данных на усыновление, нет журнала регистрации усыновленных детей.

В Сулейман-Стальском районе, городах Южно-Сухокумске и Каспийске усыновление детей, лишение родительских прав осуществляются судами без ведома и участия инспекторов по охране прав детства. В ряде районов республики не соблюдается установленный п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ трехдневный срок первичного исследования обстоятельств отсутствия у несовершеннолетних родительского попечения и постановки их на первичный учет. Допускаются переплаты денежных средств опекаемым. Не на должном уровне ведется работа по контролю над деятельностью опекунов, не проводятся своевременно обследования жилищных условий детей-сирот, не обновляются справки из образовательных учреждений на детей, которым исполнилось 16 лет. Не проводится на должном уровне работа по социальной адаптации детей-сирот - выпускников школ, их трудоустройству.

Также, 30 % специализированных учреждений в городах Буйнакске, Кизилюрте, Дербенте, Табасаранском районе недостаточно обеспечены мягким и твердым инвентарем. Повсеместно ученическая мебель не соответствует возрастным показателям учащихся. Отмечается недостаточное финансирование для приобретения одежды, обуви, мягкого и твердого инвентаря.

На продукты питания отсутствуют необходимые документы, не соблюдаются требования к санитарному содержанию помещений, обработке оборудования, инвентаря и посуды, технологии приготовления блюд, нарушаются нормы питания по основным продуктам (молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты).

Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан изъяты и переданы посторонним лицам земельные участки из части земель, находящихся в пользовании социальных учреждений для размещения и содержания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Такие факты выявлены в отношении Дербентского детского дома № 2, школы-интерната муниципального образования "город Дербент", ГУ "Республиканский Дом ребенка".

Проверкой, установлено, что в нарушение порядка выделения из республиканского бюджета Дагестана средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средства, запланированные на приобретение жилья, предусмотрены не на всех нуждающихся детей.

Прокурором Цумадинского района опротестованы два постановления главы районной администрации об установлении опеки и попечительства. Протесты прокурора удовлетворены. Прокурором Левашинского района также выявлен факт незаконного установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними. По протесту прокурора района постановление главы администрации района об установлении опеки (попечительство) над несовершеннолетними отменено.

Как установлено прокурорскими проверками, органами опеки и попечительства, в большинстве своем, не используются средства массовой информации для распространения сведений о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью.

В некоторых случаях допускается нарушение сроков установления опеки и попечительства ( Докузпаринский, Рутульский районы). Например, в нарушение требований п. З ст. 122 Семейного кодекса РФ комиссия по опеке и попечительству РУО Рутульского района опека над несовершеннолетними установлены спустя длительный промежуток времени.

Факты незаконной выплаты опекунских пособий установлены прокурорами Цумадинского, Хунзахского и других районов. В мировой суд Ленинского района г. Махачкалы прокуратурой этого района направлено заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ. По результатам рассмотрения жалобы Алидадаевой о невыплате опекунских денежных пособий, о взыскании с Даггоспедуниверситета причитающихся ей денежных средств.

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и социальном приюте для детей подростков Министерства труда и социального развития РД выявлены дети, оставшиеся без попечения родителей, которые длительное время содержатся в этих учреждениях без установления их правового статуса. По результатам настоящей проверки внесено 43 представления в адрес глав администраций, руководителей управлений образования, министру образования и науки РД, опротестовано семь незаконных правовых актов. Возбуждено четыре дела об административных правонарушениях. В суд направлено 16 исков в защиту прав и интересов детей указанной категории. О недопустимости нарушения закона предупреждено два должностных лица. Один материал для решения вопроса об уголовном преследовании направлен в Следственное управление СКП России по Дагестану.