В ближайшие несколько дней столица Киргизии Бишкек станет центром евразийской политики, в которой на поверхность выйдут разногласия вокруг Грузии и водно-энергетических проблем Средней Азии.

Как уже сообщал ИА REGNUM 9 октября президент России Дмитрий Медведев начнёт официальный визит в Киргизию. 10 октября в Бишкеке пройдет саммит СНГ, на котором (без присутствия президентов Грузии, Украины и Азербайджана) будет обсуждена процедура выхода Грузии из Содружества. Также 10-го президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана проведут саммит ЕврАзЭС. После этого на отдельную встречу соберутся президенты Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. 11 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко там же в Бишкеке начнёт свой официальный визит в Киргизию.

Впервые за многие годы во встречах примет участие президент Туркмении. По сведениям "Времени новостей" из дипломатических источников, лидеры центральноазиатской пятерки обсудят две основные проблемы: это водно-энергетический комплекс и события на Кавказе, включая вопрос признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Обозреватель газеты Аркадий Дубнов пишет: "Киргизия, в горных ледниках которой берут свое начало почти все основные реки Центральной Азии, настаивает на том, что вода является таким же товаром, как и другие природные ресурсы. Для Ташкента подобная позиция является неприемлемой, поскольку долины Узбекистана орошаются водами, спускаемыми в том числе с киргизских водостоков (еще и с водостоков, берущих свое начало в Таджикистане). Во времена СССР эта проблема худо-бедно решалась в Москве, но после обретения независимости страны Центральной Азии оказались пока не способны сами договориться о "водном перемирии". Последним свидетельством тому, как стало известно газете, стали острые споры между министрами иностранных дел Киргизии и Узбекистана во время встречи Евросоюз - Центральная Азия в Париже в середине сентября. В итоговой декларации встречи этой проблеме посвящено всего несколько общих слов о том, что стороны "высказываются за развитие сотрудничества в целях совместного освоения гидроэнергетических ресурсов с учетом интересов всех стран региона". Компромисс по конкретным вопросам оказался невозможен.