Инициатива Турции о создании платформы безопасности и стабильности на Кавказе не могла найти энтузиазма в Тегеране, поскольку из-за свойственной иранской внешней политике осторожности и фундаментальному подходу, Иран пока не может представить, кто в действительности стоит за этой инициативой, и как она будет реализована. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM отметил заместитель директора аналитического центра "Нораванк" Севак Саруханян.

По словам эксперта, Иран находится вне рамок модели, предлагаемой Турцией, так как в нее входят страны, непосредственно имеющие конфликты друг с другом, в частности, здесь присутствует российско-грузинское противостояние в вопросе Южной Осетии и Абхазии, армяно-азербайджанский конфликт по поводу Нагорного Карабаха, а также армяно-турецкие политические проблемы и отсутствие дипломатических отношений. Саруханян отметил, что в данном контексте Тегеран, не будучи также стороной конфликта, избегает вовлекаться в эту инициативу. "Объективно, Иран должен находиться вне этой зоны, хотя и граничит с территорией, контролируемой Нагорным Карабахом, и имеет свою оценку процессов в регионе", - уточнил он. Саруханян заметил, что вряд ли в Анкаре решились на подобную инициативу без ведома США. "Вашингтон не приветствовал бы участие Тегерана и его отрицательная позиция не заставила бы себя ждать", - пояснил эксперт.

Замдиректора аналитического центра исключил также возможность нанесения ударов со стороны Вашингтона или Тель-Авива по Ирану в ближайшее время, тем более на пороге президентских выборов в США. Он заметил, что Израиль также не заинтересован в начале боевых действий, несмотря на возможность создания Тегераном собственного ядерного оружия. Саруханян подчеркнул, что не правильны суждения, которые связывают события вокруг Южной Осетии с возможными бомбардировками Ирана, и что Москва не допустит таких действий в отношении Ирана, тем более, если учесть, что Россия имеет минимальное воздействие на Иран. По его словам, исламская республика может гарантировать свою безопасность сама, крепко стоя на ногах, благодаря своей собственной армии, вооружению, поддержке организаций наподобие "Хезболах", своей ролью в мусульманском мире.

Саруханян заметил, что Тегеран старается найти военно-политического партнера, каковым является Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Однако, по словам эксперта, в самой организации настроение ее участников на возможность вступления Ирана также не однозначно, в частности, против вступления Ирана в ШОС выступают Казахстан, осторожно настроены Россия и Китай. Аналитик отметил, что, по всей вероятности, Иран в ШОС не примут, поскольку члены организации не захотят брать на себя также его проблемы.

Эксперт подчеркнул, что, несмотря на кажущуюся пассивность, Тегеран остается одним из важных игроков в регионе, и его позиция влияет на будущее энергетических процессов. В связи со сложной ситуацией на Южном Кавказе, по его словам, все энергетические программы, соединяющие Среднюю Азию с Западом, будут перестроены так, чтобы не проходить через закавказские страны, а проходить через территорию Ирана в Турцию. В данном контексте, как заметил Саруханян, в некоторую зависимость от Тегерана попадет Ашхабад, так как поставки на запад туркменского газа будут осуществляться через территорию Ирана.

Напомним, что премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания платформы мира и стабильности на Кавказе, объединяющей пять стран, и провел предварительные переговоры с Грузией, Россией и Азербайджаном. "В формате "пятерки" будут проведены обсуждения и с Арменией. Впервые свою инициативу он озвучил в Москве, куда прибыл для встречи с президентом РФ Дмитрием Медведевым.

МИД Армении положительно оценил инициативу Турции. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян 20 августа заявил, что Армения всегда была сторонницей диалога и переговоров, особенно по тем вопросам, которые относятся к сотрудничеству и безопасности в регионе.

Отметим, что вопрос реализации "Кавказской пятерки" присутствовал почти с первых дней после распада СССР и формирования независимых государств на Южном Кавказе. В первый раз инициативу создания кавказской платформы безопасности проявил президент Турции Сулейман Демирель, однако в связи с достаточно натянутыми отношениями с Ереваном по карабахскому вопросу, инициатива Анкары не увенчалась успехом. Затем, в период правления Хатами, эстафету у Анкары перенял Тегеран, который также обратился к государствам Закавказья и Москве с подобной инициативой в формате "3+3", однако также безуспешно.