Вопрос о референдуме или голосовании населения Нагорного Карабаха напрямую чреват обретением независимости, что в Баку отчетливо понимают. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM отметил председатель Армянской атлантической ассоциации Теван Погосян.

Эксперт заметил, что любые действия Азербайджана в итоге все равно приведут к независимости Карабаха. "Вопрос референдума или плебисцита должен обязательно быть уточнен во время переговоров. Но главная мысль заключается в том, что если Нагорный Карабах должен самостоятельно избирать свою судьбу, то это обязательно должно быть принято Азербайджаном", - отметил Погосян, напомнив, что уже имеется Косовский прецедент. По мнению Погосяна, в заявлениях американского сопредседателя МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию Мэтью Брайза мало нового, и в них можно усмотреть некоторые положения, что были сделаны и в Рамбуйе, с той лишь разницей, что тогда предлагалось сохранение Лачина и Кельбаджара в составе Нагорного Карабаха как сухопутная связь с Арменией. Эксперт отметил, что любой документ, по своей сути, состоит из многих положений, которые имеют определенное значение. Он добавил, что, так как до сих пор не ясны подробности Мадридских договоренностей, то могут звучать разные комментарии, тем более, на фоне ожидаемых в Азербайджане выборов.

Погосян подчеркнул, что три основополагающих положения, предъявляемые армянской стороной, не являются для Азербайджана настолько новыми. "Армянская сторона в течение последних 10 лет не раз заявляла, что Нагорный Карабах не может стать частью Азербайджана; должна гарантироваться безопасность его населению, в том числе и международными организациями, Нагорный Карабах и Армения должны иметь общую сухопутную границу",- пояснил он. Председатель Армянской атлантической ассоциации отметил, что все решения о статусе Карабаха и все достижения переговорного процесса должны быть обсуждены и приняты общественностью Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха либо референдумами в этих странах, либо решениями парламентов. "Но последнее слово непременно должно быть за народом Нагорного Карабаха",- подчеркнул он.

Комментируя заявление Мэтью Брайзы о необходимости возвращения азербайджанских беженцев на территорию Нагорного Карабаха и контролируемых им районов, Погосян заметил, что правильно было также отметить о судьбе армянских беженцев из Баку и других населенных пунктов Азербайджана, тем более из Шаумяновского и Геташенского районов. По мнению эксперта, в работе Минской группы ОБСЕ есть несколько пропусков. "Сопредседателям группы стоило бы работать напрямую с населением стран, вовлеченных в карабахский конфликт, для того, чтобы привлечь все слои населения в мирный процесс, однако до сих пор этого не делается", - отметил он. Погосян заметил, что у всех дипломатов существуют определенные сроки миссии, как и сумма выплат на их работу, добавив, что у Минской группы также есть свои сроки, а ее дипломаты не незаменяемые. Он заметил, что разрешением вопроса могут заниматься многие поколения дипломатов, но, так и не достигнуть результата. "Тем не менее, несколько дипломатов не стоят жизни одного солдата", - отметил он.

Напомним, что 1 августа в Москве состоялась встреча глав МИД Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова. Организаторами встречи были сопредседатели Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялась также встреча министров с тремя посредниками. Отметим, что после встречи глав МИД двух стран сопредседатель Минской группы помощник заместителя секретаря Госдепартамента США Метью Брайза сделал заявление о том, что в ходе переговоров глав МИД Армении и Азербайджана обсуждены вопросы, касающиеся освобождения прилегающих районов Нагорного Карабаха, размещения в регионе миротворческих сил, проведения голосования по статусу Нагорного Карабаха.

Нагорно-Карабахский конфликт начался в 1988 г., когда в ответ на требование населения НК на самоопределение, азербайджанские власти под видом осуществления паспортного режима попытались решить вопрос путем осуществления этнических чисток посредством советских сил безопасности (спецподразделения КГБ) и инициировали широкомасштабные военные действия, которые привели к многотысячным жертвам и значительным материальному ущербу. В 1994г. было установлено перемирие. На данном этапе переговоры по урегулированию конфликта продолжаются при посредничестве Сопредседателей Минской Группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) на основе представленных ими в ноябре 2007 г. мадридских предложений. Отметим, что в 2007 году в Мадриде сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили президентам Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования карабахского конфликта, названные "мадридскими соглашениями". Ереван и Баку пока не представляли суть этих соглашений общественности двух стран.