Оргкомитет "Новая Молдавия": Переучреждение молдавского государства
Молдавия, 10 июня, 2008, 03:36 — ИА Регнум. В редакцию ИА REGNUM 9 июня 2008 года поступил текст программы оргкомитета "Новая Молдавия" ("План действий "Новая Молдавия"), подписанной представителями оргкомитета - гагаузским политологом, советником башкана (главы) Гагаузии Вячеславом Крачуном, молдавским писателем и журналистом, лауреатом "Русской премии" за 2008 год Владимиром Лорченковым, молдавским журналистом и политологом Евгением Шоларем. ИА REGNUM публикует "План действий" полностью:
"Что такое "Новая Молдавия"? Это не только страна, которая должна появиться здесь, на месте провального унитарного проекта "Республика Молдова". "Новая Молдавия" - еще и качественная гражданская альтернатива всему современному политическому классу Республики Молдова. Причем альтернатива как нынешней власти РМ, так и ее оппозиции, которая ничем не отличается от власти.
Национальным проектом "Новой Молдавии" по сохранению и возрождению молдавского государства является СОЗДАНИЕ МОЛДАВСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ (ПОЛИТИЧЕСКОЙ) НАЦИИ. Создание этой нации на базе этнического равноправия и молдавско-русского билингвизма. Этой стратегической задаче подчинено все. Потому что только выполнение этой задачи сохранит Молдавию как страну, и нас - как ее народ.
1. Национальный вопрос
На данный момент ни единого молдавского народа, объединяющего ВСЕХ жителей страны, ни состоявшейся молдавской нации, не существует. Без решения фундаментальной задачи - консолидации молдавского народа в единую общность, объединенную едиными целями - у молдавского государства нет будущего. Поэтому "Новая Молдавия" считает необходимым вернуться к фундаменту молдавской государственности. Мы предлагаем создание новой Молдавии на основе согласия различных общественных и этнических групп по правилам общежития в стране. Итогом станет разработка "дорожной карты" укрепления межэтнического согласия, которая будет основана на следующих принципах:
- принцип добровольного этнического самоопределения граждан;
- принцип гражданской нации ("молдаванин" = гражданин Молдавии);
- принцип равноправных государствообразующих общин вместо разделения на "титульную нацию" и подлежащие ассимиляции "национальные меньшинства";
- принцип юридического и фактического равноправия и равенства шансов для всех этнических групп;
- принцип возможности для ВСЕХ граждан быть включенными в политическую и социально-экономическую жизнь страны;
- принцип неизбежности наказания в соответствии с законодательством Республики Молдова за разжигание межнациональной розни и публичные высказывания нацистского характера.
2. Языковой вопрос
Важнейшим фактором проекта молдавской гражданской нации является реальный русско-молдавский билингвизм. Именно он делает Молдавию уникальным государственным образованием и сводит на нет притязания соседей на ее территорию. "Новая Молдавия" считает необходимым фактическое и юридическое закрепление данного положения на основе следующих принципов:
- принцип равноправия двух государственных языков - русского и молдавского (официальный статус гагаузского языка в Гагаузской автономии);
- принцип всемерной поддержки языков государствообразующих общин со стороны государства;
- занятие любой государственной должности возможно при знании, как минимум, одного из государственных языков;
- внедрение государственной программы бесплатных экспресс-курсов для госслужащих по изучению молдавского и русского языков;
- принцип доплаты госчиновникам за знание двух государственных языков по результатам аттестации;
- принцип равноправного использования латинской и кириллической графики молдавского языка.
3. Смена политических элит
Помимо нового стратегического общественного консенсуса, - этого мирного договора между всеми нами, - Молдавия должна обрести новую политическую культуру и новый политический класс. Механизм смены политических элит "Новая Молдавия" видит в реализации следующих принципов:
- принцип коллективной ответственности молдавского политического класса 90-х - начала 2000-х годов за крах молдавского государства (с возможностью поражения в политических правах);
- принцип денацификации, принятие мер по привлечению к ответственности без учета срока давности лиц, причастных к развязыванию агрессии против Приднестровья, организации похода "волонтеров" на Гагаузию, нагнетанию нацистской истерии и русофобии в РМ;
- отмена закона о запрете для лиц, имеющих двойное гражданство, занимать государственные должности или быть депутатами парламентов различного уровня;
- дебюрократизация, сокращение численности чиновничьего аппарата, урезание привилегий и льгот для чиновников.
4. Приднестровское урегулирование
"Новая Молдавия" выступает за мирное, поэтапное, политическое урегулирование приднестровского конфликта на основе равноправного диалога сторон. Конечной целью урегулирования является создание нового государства в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 года. Механизм урегулирования конфликта заключается в последовательной реализации Республикой Молдова следующих шагов, позволяющих сделать проект создания общего государства привлекательным для жителей Приднестровья:
- отмена закона 2005 года "Об особом правовом статусе Приднестровья";
- подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Приднестровьем, разработанного на основе проекта, предложенного приднестровской стороной 11 апреля 2008 года в Бендерах;
- реформирование молдавской политической системы на основе принципов демократизации, декриминализации, демилитаризации и денацификации Республики Молдова;
- законодательное обеспечение гарантий признания и неприкосновенности собственности на территории Приднестровья, включая собственность иностранных граждан;
- признание равенства экономических, трудовых, социальных, пенсионных и иных гуманитарных прав жителей Республики Молдова и Приднестровья;
- равноправные переговоры между Кишиневом и Тирасполем (при участии гагаузской стороны) о формировании общего государства, о его формате и разграничении полномочий с учетом справедливого представительства в центральных органах власти всех государствообразующих субъектов;
- проведение на обоих берегах Днестра всенародного референдума о создании нового общего государства.
5. Государственное устройство
"Новая Молдавия" выступает за отказ от унитарного принципа устройства молдавского государства. На первом этапе мы считаем необходимой реализацию преобразований, основанных на следующих принципах:
- полное и безусловное выполнение закона "Об особом правовом статусе Гагаузии";
- квотирование представительства в центральном законодательном органе для Гагаузской автономии;
- восстановление права на создание региональных партий;
- восстановление механизма выборов президента всенародным голосованием;
- принцип решения всех стратегических вопросов молдавской внутренней и внешней политики с помощью всенародных референдумов.
В перспективе приднестровского урегулирования "Новая Молдавия" выступает за выработку приемлемой формы федеративных отношений Республики Молдова, Приднестровья и Гагаузии на основе следующих принципов:
- принцип права вето субъекта в отношении вопросов национальной безопасности, обороны, внешней политики, нейтрального статуса или вхождения в международные политические, военно-политические или экономические организации;
- принцип обеспечения свободы внешнеэкономической деятельности, международных коммуникаций, внешних гуманитарных и культурных связей для субъектов;
- принцип права субъекта на выход из состава государства в случае утраты им международной правосубъектности;
- принцип квотирования представительства субъектов в центральном законодательном органе по территориальному принципу;
- перспектива перехода к двухпалатному парламенту, верхняя палата которого представляет интересы субъектов и формируется путем квотированного представительства от каждого субъекта (50% мест - Республике Молдова, 25% - Приднестровью и 25% - Гагаузии);
- рассмотрение возможности придания муниципию Кишинев статуса субъекта федерации, а также создания других государственно-территориальных образований в качестве субъектов федеративного государства (Тараклийский район, "Северный", "Южный" и "Центральный" районы со своими региональными центрами).
6. Экономика
Мы считаем, что экономика Республики Молдова представляет собой гибрид, в котором скрещены наихудшие черты капиталистической и социалистической систем. В то же время, государство - обкрадывая трудовых мигрантов - не использует огромный потенциал средств мигрантов, благодаря которым эта страна еще существует. Мы предлагаем необходимый и срочный комплекс мер, основанных на следующих принципах:
- легализация доходов мигрантов, зачет рабочего стажа мигранта при его выходе на пенсию;
- практическая отмена взимания налогов со средств мигрантов (поскольку государство, не сумевшее обеспечить своего гражданина работой, не имеет никакого права облагать его заработок налогами) и ограничение ВСЕХ налогов до 2-3% от суммы;
- льготная налоговая политика государства для гастарбайтеров, решивших заняться бизнес-проектами в РМ, введение принципа "три к одному" (если мигрант вкладывает 1 евро в производство у себя на родине, государство добавляет три);
- отказ от бесплодных попыток абстрактной "интеграции в ЕС" взамен на реальное признание странами Евросоюза прав рабочих из РМ;
- упрощение системы налогообложения, сокращение числа налогов для бизнеса, связанного с производством товаров, услуг, снижение НДС до 15%, введение единого подоходного налога в размере 13%;
- борьба со спекулятивным ростом цен;
- создание условий для обеспечения экономических агентов "дешевыми" кредитами, создание фондов гарантирования кредитов, снижение процентных ставок коммерческих банков;
- диверсификация производства, ориентация на конкурентоспособные товары, для которых есть несколько рынков сбыта;
- продвижение отечественных производителей на внешнем рынке и отстаивание их интересов, защита местного производителя, создание условий для доступа малого бизнеса к внешним рынкам;
- помощь государства в международной сертификации товаров, налоговые льготы для производителей сертифицированной продукции;
- прямые и государственные инвестиции в общую инфраструктуру (в первую очередь - дороги и телекоммуникации), налоговое стимулирование частных компаний, работающих в данных областях;
- развитие системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования.
7. Внешняя политика
Мы видим Молдавию нейтральным и демилитаризованным государством с прагматичной, последовательной и предсказуемой внешней политикой, ориентированной на выстраивание партнерских отношений со странами-соседями, а также с традиционными внешнеполитическими партнерами республики на основе следующих принципов:
- принцип гарантирования государственного единства и нейтралитета Молдавии со стороны России;
- принцип всестороннего анализа и пересмотра перспектив членства Молдавии в международных организациях, пребывание в которых не способствует реализации стратегических внешнеполитических приоритетов государства;
- принцип объективности, реализма и прагматизма при оценке перспектив европейской интеграции Республики Молдова вместо пустого популизма и политических спекуляций.
Заключение
Мы отдаем себе отчет в том, что ни одна из нынешних молдавских политических сил не способна ни провозгласить, ни, тем более, реально выполнить эти условия.Мы также осознаем, что для кого-то они могут показаться непривычными и даже пугающими.
Да, речь действительно идет, ни больше, ни меньше, о переучреждении молдавского государства.
Мы готовы взять на себя эту ответственность, объективно понимая, что других способов преодоления кризиса молдавской государственности, сохранения молдавского государства и обретения им смысла своего существования просто нет.
Только Новая Молдавия станет родным домом для всех своих граждан".
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Командующий дальней авиацией Кувалдин рассказал о «воздушных хулиганах»
- Для ВСУ захлопнулась «мышеловка» на времевском направлении — военкор
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО