Чувашия: Память о войне застыла в камне и в бронзе памятников
Москва, 8 мая, 2008, 19:18 — ИА Регнум. Война напрямую не задела Чувашию и ее столицу, лишь однажды, осенью 1941, Чебоксары были подвергнуты бомбардировке. Но и здесь были приметы военного времени: люди в форме, штабы формирующихся стрелковых дивизий, эвакогоспитали. Память о войне осталась в Чувашии в улицах, названных именами героев, в монументах и обелисках, передает корреспондент ИА REGNUM. Монумент воинской Славы в Чебоксарах появился 28 лет назад, однако за это небольшое время о нем уже успели возникнуть легенды, в том числе, что этот Монумент создавался совсем для другого города, а у нас оказался по воле случая. Слух опирался на то, что якобы лицо и костюм Матери-Родины не вполне чувашские. Игорь Кугураков, искусствовед, много лет исследующий историю монументов г. Чебоксары, заявляет, что данный слух не имеет под собой никаких оснований. Он рассказал об уже забытых этапах его сооружения.
"Долгое время местом, где собирались горожане в день Победы, была гранитная стела на кладбище по улице Богдана Хмельницкого, на месте захоронения бойцов умерших от ран в чебоксарских госпиталях в годы войны. Но у чебоксарцев было желание возвести в память воинов величественный монумент на высоком берегу Волги.
Разработать проект поручили скульптору Д. Народицкому и архитектору Г. Саевичу. В 1971 году газета "Молодой коммунист" сообщала: "Работа над комплексом близится к концу. Готова скульптурная группа - женщина-чувашка держит на колене голову раненого солдата. В готовом виде высота ее будет более 25 метров". Тогда среди руководства городом появилось мнение, что монумент погибшим воинам-чебоксарцам не следует трактовать столь буквально, к тому же в Чебоксарах уже есть монумент, созданный этим авторским коллективом (просветителю Ивану Яковлеву) и хорошо бы иметь памятник, созданный другими столь же известными московскими мастерами. В конце концов, исполнение заказа было поручено скульптору Александру Щербакову и архитектору Григорию Захарову.
Вдова и дочь Щербакова вспоминают, как однажды в мастерскую скульптора заглянул его знакомый и поинтересовался, над чем он сейчас работает. Узнав, что это эскизы памятника для Чебоксар, сказал, что слышал об этом городе и, более того, сам женат на чувашке. - "А есть ли у Вашей жены национальный костюм? И сможет ли она мне позировать?", - спросил Щербаков. На следующий день в его мастерской стояла модель в чувашском наряде, который своими вышивками и национальным колоритом произвел впечатление не только на Щербакова, но и на многих его коллег.
Однако, костюм и черты лица Родины-матери в окончательном варианте не должны были быть делом случая. Вопрос о том, кто, и в каком наряде должен позировать скульптору для окончательной рабочей модели памятника решался в Чувашии со всей ответственностью. Министерство культуры командировало в Москву актрису Чувашского театра, заслуженную артистку ЧАССР Анфису Смелову. Головной убор и платье взяли в театре, все остальное было подобрано в краеведческом музее. Актриса вспоминает, что головной убор ей был особенно памятен и дорог - именно в нем она в течении 24 лет выходила на сцену в образе Василисы в "Кай, кай Ивана" Эйзмана.
Окончательная отливка готовой композиции в металле и комплекс гранитных работ выполняли специалисты ленинградского завода "Монументскульптура". В декабре 1979 года они приступили к монтажу скульптурной композиции на высоком волжском холме в Чебоксарах. Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 1980 года.
По поводу монумента Славы существует еще одно заблуждение, будто "решение установить скульптурную группу на искусственный холм местные власти принимали вопреки замыслу авторов". Родственники же скульптора утверждают, что Щербаков неоднократно признавался, что ему и архитектору Захарову, работая над заказом для столицы Чувашии, удалось практически полностью воплотить свой замысел в граните и бронзе и создать монумент достойный памяти павших, что такое желание помочь и пойти на встречу, какое было со стороны районных, городских и республиканских властей в Чебоксарах, он редко где встречал, включая родную Москву".
Памятники воинам-землякам павшим в годы Великой Отечественной стоят не только в областных и районных центрах, но и почти в каждом селе и деревне. Как отметил искусствовед Игорь Кугураков, "по всей России таких монументов тысячи, и тем не менее содержательно-образных и композиционные решения неисчерпаемо многообразны. При этом все они имеют свою неповторимую историю создания? связанную с различными событиями из жизни края, душевным порывом жителей, инициативой местных властей и наконец, конкретными именами ваятелей и зодчих".
На фронтах Великой Отечественной воевали 208 тысяч жителей Чувашии, 106 тысяч из них погибли. 54 тысячи фронтовиков отмечены боевыми орденами и медалями. 71 воин Чувашии удостоен звания Героя Советского Союза. 19 из них - посмертно.
Одним из них был Григорий Алексеев, уроженец села Изедеркино Моргаушского района Чувашской Республики, погибший в битве за Днепр. Шесть немецких танков уничтожил он в последнем своем бою и Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза. На этой войне погибло еще три его брата - Иван (в первые дни войны, под бомбежкой аэродрома, который защищал), Егор (в 1943 году под Житомиром, бросившись на вражескую амбразуру, повторив подвиг Матросова) и Павел. Еще два брата Флор и Родион умерли от тяжелых ран. И только два его брата: Александр и Михаил, пройдя всю войну, прожили долгую жизнь. А 9 мая 1984 года, в селе Изедеркино открыли памятник их матери - простой труженице, вырастившей восьмерых сыновей. Татьяна Николаевна Николаева умерла в 1971 году в 90-летнем возрасте, а 1978 посмертно занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР. Памятник матери - медная фигура женщины, стоящей у ворот в ожидании своих сыновей - появился в селе по инициативе работников колхоза им.В. Чапаева. Татьяна Николаева пользовалась большим уважением односельчан и ей ежегодно предоставлялось почетное право сжать первый сноп нового урожая. Автор памятника - скульптор Евгений Бондарь. Сейчас готовятся документы по включению данного памятника в Единый государственный реестр культурного наследия народов РФ в качестве памятника регионального значения.
Среди трех тысяч алатырцев, награжденных орденами и медалями - 14 стали Героями Советского Союза. Среди них - штурман 9-го гвардейского мино-торпедного авиационного полка гвардии лейтенант Михаил Боронин и командир противотанкового орудия Валентин Ветвинский. Михаил Боронин был призван в армию в первые дни войны, окончив курс специальной подготовки, получил специальность летчика-наблюдателя. Гвардии лейтенант Боронин к январю 1944 года совершил 22 боевых вылета. Его экипажем потоплены 2 транспорта и танкер врага, в группе - один транспорт и сторожевой корабль. Звание Героя Советского Союза присвоено 22.02.44 года. 11 мая 19 44г. при выполнении боевого задания погиб в районе мыса Хибергнесет. Валентин Ветвинский прибыл на фронт незадолго до начала Курской битвы. За геройство, проявленное при форсировании Днепра, за укрепление плацдарма на западном берегу реки 13.10. 43 года ему было присвоено звание Героя. Погиб Валентин Ветвинский на районе Тернополя 2.04.44 года.
С инициативой установить в г. Алатырь памятник героям-землякам вышли жители города уже в 1946 году. На памятник перечислили средства более 30 коллективов и предприятий, было собрано 19, 5 тыс. рублей. 7 ноября 1949 года памятник из железобетона, созданный скульптором Михаилом Нефедовым (племянник известного скульптора Степана Эрзи) был установлен в сквере города.
В поселке Ибреси стоит памятник Неизвестному летчику. Дело в том, что в годы войны в поселке находилась летная школа первоначального обучения. Здесь обучали азам летного дела на "кукурузниках" и "утятах" будущих пилотов. Здесь заново учился летать после ампутации ног легендарный Алексей Маресьев
За годы войны на фронт ушли 6560 женщин - почти дивизия. А первая группа из 36 добровольцев-медсестер отправилась на фронт уже 23 июня 1941 года.
Память о войне хранится не только в железе и камне, она хранится на хрупкой фотобумаге. Эта фотография была найдена лет пятнадцать назад в бумагах, в доме по адресу К. Маркса, 13 (ныне - бульвар купцов Ефремовых, 10), где располагался Дворец пионеров. Фотография сделана в конце войны - об этом говорит форма не с петлицами, а с погонами, введенными в 1943 году. Судя по форме, женщина на фотографии - офицер, старший лейтенант. На правой стороне груди - орден Отечественной войны, а в военные годы он был одним из самых почитаемых фронтовиками орденов. С левой стороны - орден Красного Знамени и две медали. Попытки выяснить, кто изображен на фотографии пока не увенчались успехом. ИА REGNUM публикует это фото и просит тех, кто что-либо знает об этой женщине, отозваться: info@regnum.ru
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Кадыров опубликовал видеозапись о бойце спецназа «Ахмат» с позывным Хохол
- ЦБ опубликовал видео с котом, произносящим популярные фразы мошенников