"Причин выдвижения материальных претензий к России несколько. Одна из них - это политическая и социально-экономическая несостоятельность режимов, которые уже идут или намереваются пойти по этому пути", - так корреспонденту ИА REGNUM прокомментировал отчёт латвийской комиссии по подсчету ущерба от "советской оккупации" и в целом проблему выдвижения соседними с Россией странами различного рода материальных претензий политический аналитик Михаил Демурин. По его словам, Латвия уже практически переступила порог серьёзного экономического кризиса, да и внутриполитическая ситуация далека от стабильной; в этих обстоятельствах, по мнению Демурина, отвлечь внимание общественности на внешний конфликтный вопрос и "потенциальные поступления в бюджет - самое милое дело". "Присутствует здесь и элемент чистой провокационности: как собственной, так и инициированной западными патронами соответствующих политических сил. В этой связи выдвижение "встречных претензий", о чём в последние годы заговорили некоторые российские политики и политологи, для России было бы делом контрпродуктивным. Этим мы, с одной стороны, поставили бы себя на один уровень с ущербными политиками будь то в Прибалтике, Грузии или на Украине, а с другой, Россия таким своим шагом как бы узаконивала саму возможность применения подобных методов в современной политике. Что же касается вопроса об "обоснованности" претензий, то не вызывает сомнений, что претензии к России Западом сегодня будут если не поддержаны, то встречены "с пониманием", а все претензии России к кому бы то ни было - отклонены как неправомерные", - отмечает политолог.

По оценке Демурина, Латвия является весьма показательным примером не просто нашей неспособности вовремя "давать по рукам", но необъяснимого попустительства недружественной России политике. "Началась эта линия три с небольшим года тому назад с разговоров о необходимости "отделить экономику от политики" и "работать на позитив", а закончилась, как хочется надеяться, недавним предельно недружественным поведением президента Латвии Затлерса на натовских мероприятиях в Бухаресте, где латвийский президент задавал тон дискуссии о необходимости дать Украине и Грузии "зелёный свет" для вступления в Альянс, а также лидировал в критике внешней политики России собственно на встрече Россия - НАТО. Примечательно, что западные наблюдатели особо отметили "ценный" аргумент Затлерса о том, что отношения между прибалтийскими странами и Россией начали улучшаться как раз после их вступления в НАТО", - считает Демурин.

Россия, по мнению Демурина, должна, во-первых, воспринимать выдвижение претензий спокойно, но не легкомысленно, во-вторых, заранее ясно предупреждать, что произойдёт, если разговоры о компенсациях различного рода "ущербов" начнут обретать практическое оформление, и жёстко в этом случае реагировать ассиметричными мерами - экономическими и политическими. "Вспоминается в данной связи принятие в 2000 году сеймом Литвы закона "О возмещении ущерба от оккупации Союзом ССР". Тогда литовской стороне было чётко заявлено, что ответом на попытку начать осуществлять этот закон в отношениях с нашей страной станет замораживание деятельности двусторонней комиссии по сотрудничеству. И этот закон на долгие годы был положен под сукно. Возвращение же литовцев к теме реализации этого закона произошло некоторое время тому назад на фоне расширения экономического сотрудничества", - подчеркивает Демурин.

"Не думаю, что эти претензии в здравом уме официально поддержат руководители ЕС и США. Тем не менее, для формирования их позиции важна наша реакция: они должны понимать, что ущерб от поддержки чьих-либо материальных претензий к России значительно перекроет выгоды от конструктивных отношений с Москвой. И ещё один немаловажный момент. Стоит задуматься, почему эти претензии выдвигаются сегодня к России. Почему мировые СМИ не пестрят заголовками о том, что Мексика, например, выдвинула претензии к США за имевшие место в прошлом оккупацию и отторжение значительной части её территории, что Вьетнам требует от Вашингтона возмещения ущерба, нанесённого ему в период известной агрессивной войны? Почему, наконец, подобные претензии не выдвигались к Советскому Союзу, хотя, смею полагать, желающих сделать это было немало? Думаю, ответ будет очевиден: причина в том, что Россия сегодня, если объективно смотреть на ситуацию, находится не в лучшей форме. Соответственно и направление наших действий понятно: делать всё, чтобы быть в политическом и военном плане сильнее, сплочённее, самостоятельнее. И одновременно - становиться за счет своих экономических показателей более интересным партнёром для наших соседей с тем, чтобы они были заинтересованы не в обострении отношений с нами, а в конструктивном сотрудничестве, учёте наших интересов и - в перспективе - во вхождении в экономическую и политическую орбиту России", - подчеркнул в заключении Демурин