Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) в конце ноября 2007 года приостановила реставрационные работы в Ростове Великом (Ярославская область). Как стало известно ИА REGNUM, специалисты этого ведомства были направлены в Ростов в связи с обращением ростовского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), Фонда "Возрождение Ростова Великого" и Некоммерческого партнерства "Наследие без границ", обеспокоенных искажением исторического облика одного из памятников Ростовского кремля - церкви Воскресения Христова (1670 г.), которые происходили в ходе реставрации. Возмущение общественности вызвала покраска храма в необычный ярко-розовый цвет и изменение цвета и фактуры его глав в результате покрытия их современным кровельным материалом.

Воскресенская церковь после приостановки реставрационых работ. Февраль 2008 г.

"Ростовский кремль является объектом культурного наследия федерального значения, поэтому подходы к реставрации его памятников, включая выбор материалов и технологии ведения работ, требуют особой тщательности", - подчеркнула в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заместитель начальника отдела регулирования реставрационной и градостроительной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Россвязьохранкультуры Людмила Страхова.

Напомним, что Ростовский кремль, как принято его называть, а точнее ансамбль митрополичьего двора, построенный 60-90-х гг. XVII века по заказу митрополита Ростовского Ионы Сысоевича, приобрел привычный для нас вид после комплексной реставрации, проведенной в 1950-60-х гг. под руководством Владимира Баниге. Неслучайно эта работа, санкционированная ведущими специалистами страны, считается хрестоматийным примером научной реставрации. Парадоксальным образом ее успеху способствовали серьезные разрушения кремля в результате смерча в 1953 году. В течение нескольких лет были проведены тщательные натурные обследования памятников - архитектурные обмеры, исследования технических особенностей каждого здания, выявление подлинных архитектурных форм, скрытых позднейшими искажениями, архивные и археологические исследования. Особенный акцент был сделан на использовании аутентичных материалов кровель (тёс, лемех и так называемое "белое", т.е. лужёное железо) и на воссоздании первоначального колористического решения ансамбля. При специальном исследовании покрасок всех зданий был выявлен исходный "розовато-молочный", по определению Баниге, цвет, оттенки которого различались на разных зданиях. В результате памятники Ростовского кремля получили известково-цемяночную обмазку, выполненную в соответствии со старинной технологией, и достаточно сложное цветовое решение. Стены и башни были побелены эталонным тоном, храмам Воскресения и Григория Богослова был придан розоватый оттенок, церкви Иоанна Богослова - разбеленный, церкви Спаса на Сенях, Белой палате, звоннице - наиболее разбеленный, Красной палате, Часобитной башне - наиболее яркий розовый оттенок.

В результате Владимиру Баниге удалось не только восстановить здания Ростовского кремля в их исторических формах, но и возродить наиболее тонкую и трудно уловимую составляющую культурного наследия прошлого - красоту и гармонию облика целостного ансамбля - одного из вершинных достижений древнерусской архитектуры.

"Резиденция Ионы Сысоевича, созданная простыми и скромными строительными средствами, имела сияющий и, можно сказать, блистательный вид: зеркальные поверхности тридцати лучезарных маковиц, атласный блеск лемеха на кубовых башнях (т.е. имеющих завершение сложной формы - прим. ИА REGNUM), кольчужный тон тесовых покрытий, розовато-молочная воздушная покраска стен и зданий - все эти оттенки соединялись в единую гамму серебристо-серых и светло-розовых тонов, составляя чудесное, насыщенное светом оформление архитектурного ансамбля", - писал о Ростовском кремле Владимир Баниге.

Восстановленный в подлинном историческом облике Ростовский кремль стал одной из жемчужин Золотого кольца России и одной из визитных карточек Ярославской области.

Однако XXI век принес памятникам Ростова Великого новые проблемы. Грубые нарушение действующего законодательства были отмечены после передачи Церкви ряда объектов бывшего митрополичьего двора. Так, при приспособлении Звонницы Успенского собора (1690 г.) под действующую церковь в 2005-2006 гг. в интерьере памятника без проектной документации и без разрешения органов охраны культурного наследия были заменены подлинные кирпичные полы и растесана кирпичная кладка внутренних проходов. Эти нарушения не исправлены и по сей день.

Начатые во второй половине 2007 года ремонтно-реставрационные работы на Воскресенской церкви - покраска фасадов и замена кровельного материала глав - велись по заказу музея-заповедника "Ростовский кремль" подрядной организацией из Ярославля - высотной строительно-ремонтной фирмой "Вершина". Авторский надзор осуществлял архитектор-реставратор первой категории Александр Рыбников - руководитель научно-производственной реставрационной мастерской "Яблоко" из пос. Борисоглеб.

В августе 2007 года работники фирмы "Вершина" с помощью моечных аппаратов высокого давления, действующих жесткой водяной струей, очистили большую часть фасадов от остатков прежней обмазки, выполненной десять лет назад. Затем стены были покрыты шпатлевкой ярко-розового цвета. Одновременно велись работы по замене покрытия глав на новое, выполненное из оцинкованной стали с матовым полимерным покрытием серого цвета.

Как сообщила ИА REGNUM Людмила Страхова, проведенная проверка установила, что разрешение на производство работ было выдано Верхневолжским управлением Россвязьохранкультуры на основании проектной документации, разработанной в 1956 - 1960 гг., однако реальные действия реставраторов оказались далеки не только от духа, но и от буквы классического проекта Владимира Баниге. Несоответствие утвержденной в установленном порядке проектной документации и стало формальным основанием для приостановки работ на Воскресенской церкви. Реставраторы успели покрыть новым материалом центральную главу храма и почти закончили покрытие одной из малых глав; отделка фасадов была остановлена на середине. К работам на храме Иоанна Богослова, главы которого также планировалось покрыть аналогичным современным материалом, приступить не успели.

"После приостановки работ мы затребовали на рассмотрение проектную документацию, которой в действительности руководствовались реставраторы, и не утвердили ее, - сообщила Людмила Страхова. - Использованный кровельный материал не соответствует историческому облику памятника. Кроме того, не были выполнены пробы и лабораторные исследования, необходимые для обоснования применения выбранных фасадных материалов".

Согласно представленным на рассмотрение Россвязьохранкультуры технологическим рекомендациям к поведению реставрационных работ по фасадам и кровельным материалам куполов, разработанным ООО "Вершина", выбор материала для покрытия глав храма объясняется следующим образом: "В настоящее время кровельное луженое железо вышло из употребления и не изготовляется. (...) Наиболее подходящим современным материалом является оцинкованное железо с нанесенным полимерным покрытием. Такой материал обеспечивает долговечность (40-50 лет) и сохраняет свой цвет, совпадающий с цветом луженого железа, в течение 15 лет". "Высококачественную покраску" фасадов храма предполагалось выполнить с использованием современных известковых материалов и в два этапа - сначала нанести шпатлевку, а затем произвести окончательное окрашивание.

Как сообщила Людмила Страхова, на фирму-подрядчика, которая вела работы, не соответствовавшие утвержденной проектной документации, наложен административный штраф в сумме 30 тыс. рублей - максимальный из предусмотренных законодательством. "Кроме того, мы предупредили фирму "Вершина", что в случае повторения подобного нарушения приостановим действие ее лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. Что касается архитектора, осуществлявшего авторский надзор, то Россвязьохранкультурой рекомендовано отстранить его от реставрации объектов Ростовского кремля; при аттестации ему будет отказано в подтверждении квалификационной категории, - сказала она. - Надо отметить, и то, что большую отрицательную лепту во все это внесла дирекция музея, которая согласилась с предложениями реставраторов".

"К нам можно предъявить претензии по поводу того, что мы утвердили те предложения, которые сделали подрядчик и надзирающий архитектор", - признал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM директор Государственного архитектурно-художественного музея-заповедника "Ростовский кремль" Андрей Леонтьев.

"Нынешним главам уже 50 лет, они созданы в 1956 - 58 гг., - рассказал он. - Частично они были покрыты лужёным железом - материалом, который употреблялся для кровельных работ в XVIII - XIX столетии. Уже тогда пришлось его изготавливать специально, поскольку технологии уже уходили, а сейчас лужёного кровельного железа просто нет. Ближайший аналог - знакомое всем нам оцинкованное железо, оцинкованная кровельная сталь, однако, по мнению нашего надзирающего архитектора, покрывать оцинкованной сталью и потом красить ее "серебрянкой" - это был не самый привлекательный вариант. Поэтому был предложен современный материал, который применяется уже не один год, в том числе и для памятников XVII века. В частности, он был использован в Кирилло-Белозерском монастыре; правда, там покрыли не маковицы, а кровлю братского корпуса. А теперь мы, видимо, вернемся к оцинкованному железу".

Комментируя ситуацию с неудачным колористическим решением фасадов храма, Андрей Леонтьев согласился, что "цвет, действительно, получился немножко ярковатым". "Это была пробная попытка. Все будет приведено в порядок; нынешнее покрытие стен будет счищено. Каким образом - вручную или струей воды под напором - решит комиссия с участием специалистов. Кроме того, для всех памятников кремля будут сделаны колористические паспорта, и все цветовые решения будут определены раз и навсегда. Мы постараемся сделать все так, как нужно", - заверил он.

Учитывая высочайшую культурную значимость ансамбля Ростовского кремля и ответственность решений, принимаемых по его реставрации, ИА REGNUM обратилось за комментарием к одному из ведущих специалистов, заместителю директора Центральных научно-реставрационных проетных мастерских (ЦНРПМ), инженеру-реставратору высшей категории Борису Сизову.

По его словам, сами по себе материалы, использованные при отделке фасадов Воскресенской церкви - современные сухие смеси финского производства, не могут нанести вреда памятнику, однако выбранная технология не соответствовала задаче реставрации памятника XVII века.

"Особенностью памятников этого периода является очень тонкая обмазка, выполняемая вручную в технике затирки. Такое покрытие не скрывает пластику кирпичной кладки, а напротив выявляет ее фактуру. Фасад приобретает особую светотеневую игру, которая создает ощущение воздушности, зрительно облегчает поверхность стены, - пояснил он. - В данном случае реставраторы допустили сразу несколько ошибок. Во-первых, они решили использовать двухслойное покрытие - шпатлевку и покраску. Но шпатлевка - это материал, который предназначен именно для сглаживания неровностей поверхности, то есть его использование прямо противоречит эстетике древнерусской архитектуры. Во-вторых, шпатлевка, скорее всего, наносилась кистью в полужидком состоянии, причем довольно небрежно, слоем неравномерной толщины. В результате поверхность стены приобрела заглаженный характер, сходный со штукатуркой, а многие мелкие детали просто теряются под наплывами раствора. Возможно, такая покраска будет достаточно долговечной, но прежняя пластика фасада будет утрачена. Бросается в глаза и то, что изменен модуль и рельеф карт - ромбовидных элементов покрытия глав. В результате новая глава получила более сглаженную поверхность, нехарактерную для покрытия такого типа, когда чешуйчатое металлическое покрытие имитирует черепицу".

"Что касается эстетических качеств выбранных материалов - их цвета и фактуры, то они, на мой взгляд, не требуют комментариев. Просчет совершенно очевиден, - констатировал Борис Сизов. - Для древнерусской архитектуры всегда были характерны приглушенные оттенки, достигаемые за счет самого природного материала - извести, дерева или металла, а не за счет введения искусственных пигментов".

"Этих ошибок можно было бы избежать, если бы была проведена грамотная подготовка и согласование проектной документации, - подчеркнул он. - При всем уважении к работам реставраторов 50-х годов, территориальный орган Россвязьохранкультуры должен был потребовать обновления документации, в соответствии с современными требованиями, особенно в технологической части как наиболее подверженной изменениям в ходе технического прогресса. Как мы видим, сейчас наибольшие нарекания вызывают не вопросы архитектурной реставрации, а именно проблемы, возникающие под влиянием технического прогресса. Если бы материалы и технологии, которые реставраторы решили применить на Воскресенской церкви, заранее были бы представлены на утверждение, их можно было бы скорректировать и таким образом избежать нанесения вреда облику памятника".

"То, что работы были приостановлены, федеральным органом охраны памятников это, безусловно, правильно, - заявила ИА REGNUM председатель правления Некоммерческого партнерства "Наследие без границ" архитектор Ирина Маркина. - Но хотелось бы увидеть и более серьезные результаты. Я полагаю, что такая приостановка должна сопровождаться серьезным десантом в Ростов специалистов Россвязьохранкультуры и Федерального агентства по культуре и кинематографии, в подчинении которого находится музей-заповедник "Ростовский кремль". Пока ФАКК никак не задействовано в этой ситуации, хотя именно оно финансирует музей. Основную ответственность за произошедшее несет заказчик, а в данном случае служба заказчика состояла из ФАКК и дирекции музея".

"Ростовский кремль требует к себе очень серьезного внимания, и очень важно, чтобы была произведена оценка ущерба, и чтобы нарушители были наказаны", - подчеркнула она.