"Истерия" по поводу слияния области и округа нагнетается искусственно, считает глава администрации Ненецкого автономного округа Валерий Потапенко. По словам губернатора, при осуществлении администрацией Архангельской области полномочий в Ненецком округе никто не собирается ущемлять интересы жителей округа.

Как сообщили в ответ на редакционный запрос ИА REGNUM в пресс-службе администрации округа, Валерий Потапенко обратился к жителям округа с просьбой воздержаться в дальнейшем от инициатив по организации референдума, так как они не могут быть реализованы по объективным, не зависящим от региональной власти, причинам. "В настоящее время ввиду отсутствия соответствующих федеральных законов неизбежно наступят неопределенные правовые последствия принятого на референдуме решения, что согласно статье 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недопустимо и препятствует назначению референдума Собранием депутатов Ненецкого автономного округа. По этим вопросам Конституционный Суд России дал разъяснения, что изменение статуса автономного округа может быть осуществлено в порядке, предусмотренном статьей 66 Конституции Российской Федерации - по взаимному согласию между Российской Федерацией и ее субъектом в соответствии с федеральным конституционным законом о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. При этом в целях обеспечения конституционного порядка стороны обязаны принять все необходимые меры для достижения согласия. В отсутствие же согласия должен быть принят федеральный закон, гарантирующий права и интересы Российской Федерации и её субъектов, в том числе и автономного округа, входящего в состав области. До настоящего времени таких законов нет, поэтому проведение референдума Ненецкого автономного округа о выходе его из состава Архангельской области и непосредственном вхождении в состав Российской Федерации невозможно", - сообщил Валерий Потапенко.

Напомним, что референдум в Ненецком АО пытались инициировать трижды. Первая группа подала документы в окружной избирком 4 декабря 2007 года, но документы не прошли проверку. Вторая группа подавала документы на согласование - 24 декабря 2007 года и 9 января 2008 года, ей отказали по причине выхода из группы нескольких человек, в результате чего численность стала меньше 20, минимального допустимого количества инициаторов.

Справка:

Статья 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Вопросы референдума

1. Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

3. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

4. Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум.

5. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

6. Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

7. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

8. На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

9. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.