НАТО, ГУАМ и Россия: приоритеты внешней политики Грузии на 2008 год
Грузия, 28 декабря, 2007, 22:11 — ИА Регнум. Департамент прессы и информации МИД Грузии распространил комментарий министра иностранных дел Гелы Бежуашвили относительно основных приоритетов и направлений внешней политики Грузии на 2008 год, передает корреспондент ИА REGNUM.
"Сегодня Грузия находится на историческом перекрестке. Амбициозная программа наших реформ преследует целью преобразование нашей страны в полноценное, либерально-демократическое государство европейского типа. Вызовы, стоящие перед нами, еще более осложняет то обстоятельство, что Грузия, которая на протяжении двух веков - вплоть до 1991 года была лишена государственности, имеет небольшой опыт существования в качестве независимого государства. Исходя из этого, важнейшей задачей внешней политики Грузии является использование опыта и советов развитых демократических государств, что даст нашей стране возможность эффективной и быстрой реализации внутренних реформ.
Сегодня все ветви власти тесно сотрудничают друг с другом в достижении высшей цели Грузии - формирования хорошо организованного, успешного, либерального государства, которое будет основано на верховенстве закона, принципах демократии и свободного рынка.
Европа - это наша естественная среда, от которой мы были вынужденно оторваны до последнего времени. Несмотря на это, мы сохранили европейские ценности, лежащие в основе нашего государства. Исходя из этого, интеграция Грузии в европейские институты путем тесного сотрудничества с Евросоюзом останется краеугольным камнем внешней политики в 2008 году. Основными рамками этого партнерства будет план действий в рамках Европейской соседской политики. Одним из хороших результатов тесного сотрудничества с Евросоюзом будет упрощенное перемещение между странами ЕС и Грузией людей и товаров. Одним из важнейших аспектов сотрудничества Грузии и ЕС является торговая сфера. Поэтому мы надеемся, что, в ближайшем будущем между Грузией и Евросоюзом будет достигнуто соглашение о режиме свободной торговли. Наряду с либерализацией торговли, мы также ставим целью упрощение с ЕС визового режима. Учитывая растущее сотрудничество между Грузией и Евросоюзом, а также наши твердые усилия в обеспечении соответствия европейским стандартам, мы верим, что достигнем такого соглашения в кратчайший период.
Особую актуальность упрощению визового режима с Евросоюзом придали те негативные результаты, которые повлекло в конфликтных регионах Грузии оформление аналогичного соглашения между Россией и Евросоюзом. Соглашение вступило в силу в июне 2007 года, и в результате жители сепаратистских регионов, имеющие российские паспорта, получили возможность относительно более легкого перемещения в странах Евросоюза, что дало им несправедливое преимущество в сравнении с владельцами грузинских паспортов.
С точки зрения защиты общеевропейских ценностей, решающее значение придается международному сотрудничеству. Соответственно, главнейшей целью внешней политики Грузии остается интеграция в те организации, которые содействуют этим ценностям и защищают их. С этой точки зрения вступление в НАТО - один из важнейших приоритетов внешней политики и политики безопасности Грузии. У нас было плодотворное партнерство с Альянсом на протяжении 15 лет. В течение этого времени Грузия завершила этап, когда она была только потребителем безопасности. Участием в различных миротворческих операциях мы смогли доказать, что Грузия может быть важной стороной в содействии международной безопасности. Наряду с успешными внутренними реформами, это подтверждает нашу готовность поднять на более высокий уровень наше сотрудничество с НАТО, что должно быть осуществлено путем присоединения к плану действий по вступлению в НАТО (MAP). С этой точки зрения в 2008 году важнейшей целью внешней политики Грузии остается обеспечение выгодного политического решения по вопросу присоединения Грузии к плану действий по вступлению в НАТО.
Значительным содействующим фактором интеграции Грузии в европейские и евроатлантические структуры является помощь Новой Группы друзей Грузии. Со дня создания Группы (в 2005 году) это неформальное объединение европейских государств выполняло важнейшую роль с точки зрения обмена опытом и оказания консультаций. Хочу с удовлетворением отметить, что наше сотрудничество со странами Южного Кавказа и Черноморского региона развивается успешно и приобретает беспрецедентную динамичность. По нашей глубокой убежденности, добрососедские отношения имеют огромное значение для безопасности страны. Подобные отношения не формируются сами по себе, они нуждаются в бережном отношении и углублении. Исходя из этого, отношения с соседними странами остаются главным фокусом внешней политики Грузии в 2008 году.
Мы стремимся к улучшению отношений с Россией путем открытого диалога и взаимного уважения интересов друг друга, что предусматривает создание благоприятных условий для проведения переговоров по политическим, экономическим вопросам и вопросам безопасности. Мы готовы выслушать и учесть жизненные интересы наших соседних стран, в том числе России. С этой точки зрения мы считаем, что достижение безопасности, стабильности и благоденствия в регионе невозможно без осознания жизненных и совпадающих интересов обеих стран. Грузия готова формировать подобные отношения с Россией, но, в то же время, мы ждем от России встречных шагов, что подразумевает уважение жизненно важных факторов государственности Грузии - суверенитета и территориальной целостности. Исходя из принципов внешней политики Грузии, мы хотим иметь прогнозируемых, стабильных, демократических и успешных соседей, и готовы сотрудничать в этом направлении.
Одной из наших главных целей остается участие в последующем процессе демократической трансформации. Внешняя политика Грузии ставит целью содействие созданию общего ареала свободы и безопасности, охватывающего всю историческую Европу - от Черноморского и Балтийского регионов до побережья Атлантического океана. С этой целью мы активно участвуем в таких региональных форумах, как Содружество демократического выбора, Организация за демократию и экономическое развитие -ГУАМ, а также Черноморский форум, которые укрепляют демократию, верховенство закона и права человека. Мы твердо верим, что укрепление демократии и ее институционализация являются наилучшим путем укрепления мира, безопасности и благоденствия.
Экономическая дипломатия будет еще одним важнейшим направлением внешней политики Грузии в 2008 году. На глобальном уровне экономика превратилась в определяющий элемент международных отношений. Это особенно касается Грузии, которая пытается преодолеть последствия экономического кризиса последних десятилетий. Масштабное эмбарго со стороны России создает дополнительные препятствия для нашей экономики, которая, несмотря на это, все же смогла сохранить темпы устойчивого развития. Экономические вопросы будут одним из главных определяющих факторов наших двухсторонних и многосторонних отношений - чтобы способствовать экспорту грузинской продукции, привлечению зарубежных инвестиций и полному задействованию транспортных и энергетических коридоров Грузии.
Особое значение придается развитию двухстороннего и регионального сотрудничества на Южном Кавказе и в расширенном регионе Черного моря. Стабильность соседства является важнейшим для всего пространства Евразии. Это важно не только с экономической точки зрения, но и в срезе содействия демократии и укрепления безопасности.
Необходимость в обеспечении энергобезопасности повышает значение нашего региона. Исходя из благоприятного геостратегического расположения Грузии, она может развивать энергокоридор, который превратится в основной альтернативный путь снабжения Европы. Здесь же отмечу, что энергобезопасность Грузии является значительным компонентом национальной безопасности и суверенитета. С этой стороны, целью нашей внешней политики является обеспечение эффективного использования и расширения существующих транснациональных энергопроектов, и закладывание основ для новых энергопроектов. Транспорт и энергетика являются теми сферами, в рамках которых результаты последовательного и эффективного регионального сотрудничества - наиболее реальные и заметные. Проекты, реализованные в Черноморском регионе, какие как Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзерум, а также осуществляемый ныне проект Баку-Тбилиси-Карс, беспрецедентно сблизили между собой страны региона.
Грузия и в будущем усилит региональные отношения, как в двусторонних форматах, так и в рамках региональных и межрегиональных экономических организаций и форумов - Организации Черноморского экономического сотрудничества, ГУАМ, Черноморского форума и так далее. В 2008 году мы используем председательство Грузии в ГУАМ для институционального усиления этой организации, для роста ее оперативности и эффективности. Но даже самые заметные результаты Грузии на пути строительства демократического государства затеняют существующие в стране два растянутых сепаратистских конфликта. Исходя из этого, восстановление территориальной целостности Грузии остается главнейшей целью нашей страны. С этой точки зрения, позитивное включение России в процесс мирного решения конфликтов и консолидация поддержки международного сообщества - крайне важны. Острой проблемой остается достойное и безопасное возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц. Это было основной задачей миротворческих сил СНГ (реально только российских), которая по сей день остается нерешенной. С этой точки зрения наши усилия должны быть направлены на защиту прав человека (включая права на собственность) в регионах конфликта и обеспечение содействия международному мониторингу. Следует отметить последнюю резолюцию Совбеза ООН в связи с ситуацией в Абхазии, в частности, тот пункт, которым впервые придается особое значение фундаментальному праву на возвращение беженцев и вынужденно перемещенных лиц в Абхазию, и которым подтверждаются их права на жизнь и собственность в Абхазии. Меры безопасности в процессе решения конфликтов должны соответствовать существующим реалиям. Необходима оценка существующих правовых и переговорных форматов, а также соответствующих соглашений и деятельности, осуществляемой на местах - чтобы миротворческий процесс стал более ориентированным на результат.
С целью осуществления этого курса мы предложили ООН провести в Абхазии всеобъемлющую и глубинную ревизию миротворческого процесса, в ходе которой должны быть проанализированы изъяны действующих миротворческих форматов и представлены необходимые изменения. В начале декабря объединение ГУАМ официально представило Генеральной Ассамблее ООН резолюцию "Существующие в регионе ГУАМ замороженные конфликты, и их влияние на международный мир, безопасность и развитие". Этот факт указывает на то, что международное содружество придает особое значение тем рискам, которые могут создать эти конфликты во всем регионе Черного моря и за его пределами.
Мы приложим усилия для усиления роли международного содружества, в особенности ОБСЕ и ООН в миротворческих процессах, и обеспечения поддержки в деле восстановления территориальной целостности Грузии. Мы будем работать над более активным подключением к миротворческим процессам Евросоюза. В деле решения конфликтов на территории Грузии была бы важной позитивная роль России. К сожалению, до сегодняшнего дня мы не видели конструктивного участия России в этом процессе. Рост вооружения сепаратистов при помощи России, нелегальная паспортизация и нарушения прав населения Грузии в зонах конфликта, агрессивная риторика российских высокопоставленных чиновников о признании независимости сепаратистских регионов служат лишь обострению ситуации и абсолютно неприемлемы. Мы готовы к конструктивному сотрудничеству с Россией с целью мирного урегулирования конфликтов и создания соответствующих условий для достижения выигрышных результатов для всех сторон. Решение существующих конфликтов крайне важно не только для Грузии, но и для стабильности всего кавказского региона, да и самой России. Существующее в зонах конфликтов статус-кво является неустойчивым, контрпродуктивным и опасным.
Низкий уровень информированности международной общественности о современной Грузии, ее богатой истории и культурном наследии является одним из тяжелейших результатов того исторического наследства, которое досталось нам, как составной части империи. С этой точки зрения позитивному представлению Грузии за ее пределами придается огромное значение. Мы продолжим предоставление своевременной и объективной информации международной общественности по событиям в Грузии. Несовершенство отражения ноябрьских событий в некоторых западных средствах информации еще раз подтверждает необходимость работы в этом направлении.
Усилия внешнеполитического ведомства Грузии, по-прежнему, будут направлены на строительство демократического и успешного государства и укрепление роли Грузии как достойного члена международного содружества. Внешняя политика, по-прежнему, будет основываться на таких значительных принципах, как последовательность, прогнозируемость и устойчивость. Эти принципы, как и наша твердая воля строительства демократического государства, помогут нам лучше служить интересам грузинской нации и грузинского государства", - говорится в комментарии Гелы Бежуашвили.
- В Сети появилось видео удара ракеты Patriot, убившей 8 человек в Одессе
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО
- В Сети завирусилось видео с Байденом, который уходит в джунгли Амазонки
- ВСУ через левый берег Днепра хотели пробиться к Крыму, сообщило СМИ