Накануне, 26 октября, исполнилось полгода с момента начала в Эстонии так называемых "бронзовых событий" - массовых акций протеста, связанных с решением правительства о демонтаже памятника павшим во Второй мировой войне "Бронзовый солдат" в Таллине. Корреспондент ИА REGNUM попросил представителей русскоязычной общины Эстонии рассказать о том, как они оценивают эти события спустя полгода.

Председатель ветеранской организации Еврейской общины Эстонии Михаил Гершович (город Таллин):

"Я остаюсь при прежнем мнении: сам перенос памятника был сделан некорректно, с обманом, с тайнами - получилось нехорошо. Можно было проявить больше уважения к мнению людей, а также к памяти погибших. Считаю, что в"апрельских событиях" виноват, прежде всего, премьер-министр Эстонии, лидер Реформистской партии Андрус Ансип, а за ним потянулись все остальные. Все это было связано с парламентскими выборами, а сама история с демонтажом была продумана и спланирована. Не случайно вся полиция стояла против антифашистов на площади Тынисмяги, а рядом хулиганы били стекла и поджигали магазин, и никого из сил правопорядка вокруг не было. Зато потом выяснилось, что все это время чуть ли не двадцать сотрудников госбезопасности и полиции все это хулиганское отребье снимали на видео, чтобы показать миру - вот они, антифашисты. Но это же ложь! Тому, кто все это затеял, надо стать умнее. Разве эстонское общество хочет, чтобы было плохо? Нет. Поэтому нужно любыми путями искать способы сближения двух общин. А политиков, которые спровоцировали "бронзовые события", нужно менять".

Председатель Русского филармонического общества Александр Некрасов (город Маарду):

"Я по-прежнему негативно оцениваю то, что было сделано правительством, и как это было сделано. Не следовало переносить памятник, тревожить покой захороненных воинов. Главный вывод, который надо сделать русской общине после этих событий, это то, что ей надо объединиться для того, чтобы научиться отстаивать свои интересы через политические структуры власти".

Председатель Общества славянских культур в Тарту Нина Бурлака:

"В целом мое отношение к апрельским событиям осталось прежним - в массовых беспорядках виновато правительство, которое не умеет слушать собственный народ. Я на недавней встрече с министром народонаселения Урве Палло и министром культуры Лайне Янес прямо задала вопрос: "Эстония - это многонациональное или национальное государство?" Палло отвела глаза, засмущалась. Но, позвольте, если Эстония - многонациональное государство, то почему у русскоязычной общины страны так упорно отбирают право говорить и учиться на родном языке? Ведь в советское время у эстонцев были эстоноязычные детские сады, школы, вузы, и все это было бесплатным. Сейчас же у русскоязычной общины отняли высшее образование, начато планомерное превращение русской школы в эстонское учебное заведение.В ответ власти предлагают организовывать на собственные деньги платные воскресные школы. Поскольку эстонские политики отказываются слышать наши просьбы, то пусть не удивляются, если "бронзовые события" будут повторяться и повторяться. В разрабатываемой правительством новой интеграционной политике Эстонии совершается прежняя ошибка: упор делается исключительно на знание эстонского языка. Это совсем не интеграция. Выход из раскола в обществе Эстонии в воспитании у русских и эстонских детей уважения к соседней культуре и языку, в стремлении понять и полюбить многообразие и многоязычие Эстонии, нашей общей родины".

Историк-фалерист Александр Толбин (город Таллин):

"Я лично стоял в цепи антифашистов на площади Тынисмяги 26 апреля до восьми часов вечера и видел, как полиция намеренно провоцировала толпу. Я видел мирный митинг, люди возлагали цветы. Я отошел на пару минут для того, чтобы перепарковать свой автомобиль, а в это время полицейский спецназ бросился на людей. Началась рукопашная, людей стали травить газом, бить, стрелять в них, хватать всех подряд. Виновник апрельских событий - правительство Ансипа. И лучшим выходом для Эстонии был бы добровольный уход в отставку всего кабинета. Ансип оскорбил миллионы людей своими словами о красноармейцах - мародерах и пьяницах. Он меня лично оскорбил: у меня родня воевала, два деда прошли всю войну. Эстонии повезло, что русские - терпеливые и великодушные люди. Если бы Ансип так намеренно и демонстративно оскорбил, скажем, южан, уверен, без массового кровопролития не обошлось бы. За прошедшие полгода раскол между эстонской и русскоязычной общинами страны только вырос. Напряженность, к сожалению, не спадает, просто общины еще больше замкнулись на себя, помалкивают. Недавно мой сын пришел и сказал, что на него наехал велосипедом эстонский мальчик и сказал, что "так тебе и надо, русский". А эстонская воспитательница в детском саду, где параллельно существуют несколько эстонских и одна русская группа, постоянно говорит русским детям: "Не ходите на эту половину игровой площадки, она для эстонцев". То есть мой пятилетний сын уже знает, как к русским относятся в Эстонии, и он это, безусловно, запомнит на всю жизнь".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, вечером 26 апреля полиция Эстонии с применением силы разогнала людей, собравшихся в Таллине на площади Тынисмяги с протестом против начала работ по демонтажу памятника советскому Воину-освободителю "Бронзовый солдат". В ночь на 27 апреля правительство Эстонии приняло решение о немедленном демонтаже памятника, и на рассвете он был снесен. Вечером 27 апреля в Таллине вспыхнули новые массовые беспорядки, 27-28 апреля акции протеста прошли в городах Северо-Востока Эстонии. 28 апреля на площади были начаты раскопки останков захороненных советских воинов. Сразу после "бронзовых событий", 30 апреля, "Бронзовый солдат" был открыт на Военном кладбище в Таллине. 3 июля сюда же перенесены останки красноармейцев, обнаруженные в ходе раскопок на площади Тынисмяги. По официальным данным полиции Эстонии, с 26 апреля по 3 мая в Эстонии задержано около 1 250 человек. Травмы и повреждения получили более 200 человек, включая 29 сотрудников правоохранительных органов. Погиб гражданин России, 20-летний житель Эстонии Дмитрий Ганин. Были собраны многочисленные свидетельства о жестоком обращении с протестующими и задержанными, однако официальные власти Эстонии опровергли эти данные. В свою очередь эстонское правительство и национальные СМИ в освещении "бронзовых событий" сделали акцент на актах хулиганства и уличных грабежах этого периода, а также на сопротивлении демонстрантов силам правопорядка.