Во вторник 23 октября правительство Москвы рассмотрит проект целевой среднесрочной программу восстановления и модернизации трамвайных путей в Москве на 2008-2010 годы. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от общественного движения "Москвичи за трамвай", эксперты "Москвичей за трамвай" рассмотрели проект программы. По мнению экспертов, эффективность программы может стать заметно выше, если при реконструкции приблизить трамвайные пути к стандартам железной дороги и обеспечить скоростное движение.

Целевое выделение средств на ремонт путей необходимо, подчеркивают эксперты. К началу 2007 года 121 километр одиночного пути из 416 (29% путей) нуждался в срочной модернизации. Последний раз пути трамвая в Москве приводили в порядок в 1992-1996 году силами железнодорожных войск, в результате к началу 1997 года все пути находились в нормативном состоянии. Однако с тех пор правительство Москвы не выделяло средств на ремонт путей, и восстановление приходилось проводить собственными средствами ГУП "Мосгортранс" - в среднем по 11,3 километров пути в год. Учитывая, что срок службы путей - 15 лет, для поддержания нормального состояния существующей сети (416 км) необходимо ремонтировать по 27,7 километров пути в год (в 2,5 раза больше), констатируют эксперты. Если отставание от нормативных объёмов сохранится, к 2010 году уже 160 км пути будут находится в неудовлетворительном состоянии.

Целевой программой предполагается выполнить восстановление и модернизацию 160,3 километров трамвайного пути и полностью ликвидировать отставание в сроках ремонта. Однако, учитывая, что столь масштабные работы по трамвайным путям предпринимается впервые за 15 лет, необходимо не просто привести пути в порядок прежними методами, а провести работы с учётом современных требований к трамваю и тяжёлой транспортной ситуации. В проекте Целевой программы содержится немало нововведений: строительство посадочных платформ для пассажиров, чтобы уровень платформы находился на уровне нижней ступеньки вагонов (на уровне пола в новых низкопольных вагонах); использование современных конструкций стрелок и крестовин; покрытие трамвайных путей газоном (пока лишь в виде эксперимента - 0,78 километров пути); требование повышения средней скорости трамвая на обособленном от автомобилей полотне до 30 км/ч, что соответствует современным показателям европейских трамвайных систем.

Движение по рельсам плохо сочетается с автотранспортом, считают эксперты. В то же время трамвай может перевезти до 25 тысяч пассажиров в час по одной полосе, в отличие от автобусов и троллейбусов, перевозящих максимум 7 тысяч пассажиров в час. Учитывая специфику трамвая, для него предусматривают так называемое обособленное полотно - пути, уложенные отдельно от проезжей части (сбоку или по оси улицы). В этом случае трамвай беспрепятственно и безопасно движется по своей полосе, обеспечивая максимальный объём перевозок с максимальной скоростью. Фактически, обособленное полотно - это выделенная полоса для общественного (трамвайного) транспорта, пояснили эксперты. Сегодня трамваи зачастую движутся крайне медленно, даже когда на путях нет ни одной машины. Причина - покрытие путей плиткой, удобной и для пешеходов, и для автомобилей. В этих условиях вагоновожатые вынуждены снижать скорость с 60 до 30 км/ч, чтобы избежать столкновения. На отдельных участках обособленных трамвайных линий (Шоссе Энтузиастов, Проспект Мира у Северянинского путепровода, Волоколамское шоссе и ряд других мест) автомобилисты выезжают на полотно, специально предназначенное для трамвая, и полностью блокируют движение вагонов, добавили эксперты.