Военная прокуратура Тамбовского гарнизона прекратила уголовное дело по факту гибели 21-летнего военнослужащего срочной службы Андрея Нестерова, призванного из Читинской области. Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM 18 июля пресс-секретарь Забайкальского правозащитного центра (ЗПЦ) Анастасия Коптеева, по версии следствия, ефрейтор сам надел на шею веревку, наклонился через перила и повесился на лестничной площадке казармы воинской части.

Труп Нестерова 4 февраля 2007 года обнаружен сослуживцем. Отец погибшего ефрейтора Геннадий Нестеров с версией прокуратуры не согласен, считая, что его сына насильно затолкали в петлю. По информации пресс-службы ЗПЦ, на трупе судмедэксперты обнаружили синяки и ссадины, которые получены незадолго до смерти: "По неясным причинам у парня свёрнут на бок нос, зато позвоночник при повешении остался абсолютно целым и невредимым".

Судмедэкспертиза подтвердила, что смерть военнослужащего наступила от механической асфиксии. Сомнений в самоубийстве, по версии военных медиков и командования части, не могло быть. Военная прокуратура Тамбовского гарнизона с этим согласилась. Сначала возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ "Доведение лица до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего". Вскоре его прекратили за отсутствием события преступления.

По информации Коптеевой, тамбовские офицеры и прокуроры мешали отцу погибшего солдата провести повторную судебно-медицинскую экспертизу в областном бюро Читы. Во время похорон в посёлке Вершино-Дарасунский Тунгокоченского района на теле Нестерова родственники нашли многочисленные повреждения: "Ногти на руках у него были изгрызены до основания, нос свернут на бок, под глазом, на руках, ногах, лопатке - синяки и ссадины". Судебные эксперты подтвердили, что синяки и ссадины образовались "прижизненно, незадолго до смерти ефрейтора", а не в результате повешения. На трупе не обнаружено переломов или разрывов шейного отдела позвоночника и органов шеи.

Коптеева, ссылаясь на слова Геннадия Нестерова, сообщила, что командир воинской части в Тамбове Виктор Прокопьев в беседе с отцом погибшего предположил, что его сын мог повеситься "из-за полнолуния". "Правда, потом тамбовские офицеры дружно говорили следствию, что Андрей мог покончить жизнь самоубийством из-за проблем по службе", - отметила пресс-секретать ЗПЦ.

При этом, как отмечает Коптеева, у ефрейтора, который был водителем-механиком, действительно отмечены некоторые проблемы по службе: "В декабре 2006 года вместе с сослуживцами он праздновал 100 дней до приказа и за употребление спиртных напитков был снят с должности водителя. В январе 2007 года он ушёл из части в самоволку. За самовольную отлучку ему объявили строгий выговор, после чего Нестеров попал в медсанчасть с фурункулёзом ноги, оттуда за нарушение распорядка дня его досрочно выписали на амбулаторное лечение".

К делу гибели Нестерова по просьбе его отца подключились специалисты Забайкальского правозащитного центра. Ими проводится общественное расследование. Родственникам солдата предоставлен бесплатный адвокат Тамбовской городской коллегии адвокатов.