Как уже сообщало ИА REGNUM, по результатам переговоров с лидерами Евросоюза в Самарской области 18 мая Владимир Путин сообщил, что Россия и ЕС договорились о предварительном обмене информацией в электронном виде о перемещаемых во взаимную торговлю товарах. Данное решение призвано облегчить ситуацию на границе России со странами ЕС.

Отметим, что в Калининграде с начала 2006 года уже действует система электронного декларирования транзитных грузов, идущих через Литву в Калининград и обратно. При этом ее эффективность является предметом постоянной полемики в региональных СМИ. В теории таможенная декларация на грузы, отправляемые в Калининградскую область, например, из Москвы, немедленно передаются по электронной системе литовским таможенникам, которые заранее узнают о количестве и качестве перевозимых товаров. Однако на практике выходит, что, несмотря на "знание товара", российские таможенники досматривают грузы также долго и тщательно, поскольку через раз случаются попытки контрабанды либо провоза груза, по массе ранее не заявленной в декларации. Калининградские таможенные брокеры говорят, что в Европе при наличии электронного декларирования давно действует система, основанная на доверии грузоперевозчикам. Аудит перевозимых грузов делается всего раз в год, но если грузоперевозчик перевез на "одну канцелярскую скрепку" больше, то компанию лишают лицензии.

Вторая "пограничная" проблема, известная жителям Калининграда - автомобильные пробки на российско-польской границе. Ежедневно на трех погранпереходах скапливаются десятки машин, в основном с польскими номерами. Поляки везут из Калининградской области водку, сигареты и бензин, которые затем продают у себя (в три раза дороже). В этой связи страдают калининградцы, которые едут в Польшу, например, на выходные за покупками в строительные гипермаркеты (в них цены существенно ниже, чем в Калининградской области). Такие граждане вынуждены стоять в пробках в среднем по 5 часов.

За последний год беспрецедентно тяжелая ситуация с пропуском грузовых автомобилей неоднократно скалывалась и на российско-эстонской границе. Очереди с эстонской стороны насчитывали до 500 грузовиков. По мнению эстонских чиновников, проблемы на границе вызваны растущим потоком грузов из стран Евросоюза, хотя некоторые из них считают, что ограничения проезда грузовых автомобилей созданы Россией искусственно. Российские таможенники, со своей стороны, называют ряд причин, по которым возникают очереди на границе, в частности - устаревший пропускной пункт в Ивангороде (Ленинградская область). Представители Северо-Западного таможенного управления настаивают на необходимости технической модернизации пропускных пунктов. В настоящее время средствами электронного декларирования грузов и транспортных средств оснащено всего 16 из 131 пропускного пункта на территории округа.

В конце апреля 2006 года были зафиксированы очереди из автомобилей на границе России и Финляндии. Большинство из машин в очередях - легковые автомобили с транзитными номерами. Сложившаяся на границе ситуация была связана с введением новых правил государственной регистрации въезжающих в Россию иностранных транспортных средств. Затор на границе объяснялся также тем, что на пропускных пунктах работало только по одной кассе. Тем не менее, в сутки на КПП "Брусничное" и "Торфяновка" обрабатывалось не менее 800 автомобилей.

Каким образом повлияют переговоры в Самарской области на ситуацию вокруг границ, покажет ближайшее будущее.