Проблемы системы обеспечения льготников лекарствами, по-видимому, не будут решены в ближайшие три года. Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)на 2008-2010 гг., который продолжает неуклонно сокращаться с 123,2 млрд руб. в 2008 г. до 104,5 млрд руб. в 2010 гг. (в этом году он составляет почти 140 млрд руб.), предусматривает выделение средств на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО) для территориальных фондов обязательного медицинского страхования, но механизм реализации программы не ясен. Об этом 17 мая на заседании комитета Госдумы по охране здоровья говорили не только депутаты, но и представитель Счетной палаты РФ, сообщает ИА REGNUM.

Стоит отметить, что объем средств, направляемых на ДЛО из федерального бюджета в бюджет ФФОМС, не указан вовсе. Минфин рекомендовал включить эти средства в общую сумму ежемесячных денежных выплат льготным категориям граждан, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда. "Цифра-то есть в Пенсионном фонде, но не ясно, как все это будет происходить", - заметила представитель Счетной палаты РФ. И.о. руководителя фонда Дмитрий Рейхарт заявил, что "параметры финансирования ДЛО будут определены в октябре", пояснив, что до середины октября объемы и не могут быть известны, так как информация о численности людей, оставшихся в программе ДЛО, появится после 1 октября. "В 2007 г. норматив по ДЛО равен 396 руб. Думаю, такие же пропорции с учетом индексации будут соблюдены в последующие три года", - сказал Рейхарт.

"Полагаю, программа составит не менее 35 млрд руб.", - сообщил глава ФФОМС, а позже добавил, что "объем программы будет никак не ниже 50 млрд руб. на 2008 г.", учитывая, что, помимо непосредственно бюджета ДЛО, будут задействованы средства нормированного страхового запаса (18,3 млрд руб.), который в Думе сочли завышенным - по сравнению с 2007 г. он будет увеличен почти в 3 раза. Этот запас предлагается расходовать по трем направлениям: на выравнивание условий реализации территориальных программ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (не менее 10 млрд руб.), на ликвидацию долгов перед поставщиками и производителями лекарств за 2007 г. (если не хватит предусмотренных на эти цели средств - остатков средств на счетах ФФОМС на 1 января 2008 г. и сверх того 15 млрд руб.), а оставшееся - на текущее финансирование дополнительного лекарственного обеспечения.

Новый глава ФФОМС заверил парламентариев, что задолженности по 2008 г. не будет, а для завершения расходов по текущему году средств у фонда достаточно. Между тем, председатель комитета Татьяна Яковлева обратила внимание, что если по 2007 г. ситуация с финансами более-менее ясна, то вопрос расчетов за 2008 г., а также 2009 г. в проекте бюджета не урегулирован. "По 2009 г. и 2010 г. мы не выходим даже на уровень инфляции", - добавил первый заместитель председателя комитета Александр Чухраев (фракция "Единая Россия").

Депутат Сергей Колесников (фракция "Единая Россия") считает недопустимым возможность передачи регионам средств на ДЛО вместе с долгами. "Регионы рухнут, в большинстве своем у них нет таких денег. Федеральный центр должен сам рассчитаться с долгами. Если они думают, что им удастся избежать расчетов с поставщиками и производителями, я вас уверяю, что так не будет. Это коснется их прямым образом", - подчеркнул он в беседе с корреспондентом ИА REGNUM. Колесников отметил, что минимальный уровень финансирования программы должен быть не менее 45 млрд руб. в год.

Нерешенной остается одна из главных проблем системы дополнительного лекарственного обеспечения, из-за которой средств на ее реализацию в последнее время катастрофически не хватало. Это то, на чем в марте на правительственном часе с участием главы Минздравсоцразвития Михаилом Зурабовым настаивали думские единороссы и с чем согласился министр - выделить из программы льготников, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах, и перевести их на отдельное финансирование. Несмотря на то, что 16 мая Зурабов вновь заявил депутатам о возможности решения этого вопроса и выделении отдельно около 20 млрд руб. на лекарства от рассеянного склероза, гемофилии, онкологических заболеваний и ряда других, Рейхарт подчеркнул, что проект бюджета не содержит реализации этой инициативы. "Дорогостоящие лекарства выделять в отдельную программу не требуется", - заявил он.

Глава ФФОМС рассказал, что он предложил Минздраву изменить структуру соцпакета, установленную Законом о замене льгот денежными компенсациями. В поправках к нему вводится "немонетизированная" часть социального пакета, например, 100 из 600 руб., которые при выходе льготника из системы ДЛО он не будет получать. "Мы не можем запретить людям выходить из программы ДЛО, но можно закрепить часть соцпакета, которая останется в системе для поддержания тяжело болеющих людей. Тогда индексировать можно будет не весь соцпакет, а только эту часть ", - объяснил глава ФФОМС. Законопроект пока находится на рассмотрении Минздрава, уточнил он.

Нерешенным остается и вопрос о том, будут ли аукционы по закупкам лекарств проводиться в субъектах РФ, отметила Яковлева, ссылаясь на разговор с Зурабовым, состоявшийся во время его последнего посещения Госдумы. Рейхарт подчеркнул, что этот вопрос уже урегулирован, и в условиях, когда деньги будут направляться федеральным фондом в территориальные фонды ОМС, другого выхода у ФФОМС практически нет. "Регионы сами вправе определять дистрибьютора", - сказал он. Стоит заметить, что территориальные фонды не подчиняются ФФОМС, они находятся в ведении регионов.

"Система, в том числе закупок, должна меняться", - считает Колесников. "Мы говорим: включите местные власти в эту систему, иначе она выйдет из-под контроля, потому что никто на местах не заинтересован в экономии средств. Ведь все устанавливается сверху: поставки, ассортимент, деньги идут сверху. Мы предлагали по подушевому нормативу передать регионам средства, и пусть они проводят тендеры, рассчитывают, насколько хватит лекарств. Сегодня они даже не могут добавить своих денег - механизма нет", - сказал депутат.

По мнению директора департамента маркетинговых исследований "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, если аукционы будут проводиться в регионах, это позволит минимизировать бюджетные затраты. "Субъекты будут проводить аукционы и выбирать поставщиков более тщательно. У каждого есть определенный круг поставщиков, и будут отбираться те, кто смогут предложить наименьшую торговую наценку", - сказал он ИА REGNUM. Эксперт обратил внимание на то, что в следующем году торговая наценка будет рассчитываться не в процентном отношении к упаковке, как было до сих пор, когда лекарство за $4 тыс. в каком-нибудь отдаленном регионе получали по цене в $7-8 тыс., а в денежном выражении. "Это значит, что единицей поставки будет не регион, а препарат, и кто сможет предложить наименьшую надбавку, тот и выиграет", - объяснил он.

Рейхарт выразил уверенность, что полномочия по проведению таких аукционов вместе с соответствующим финансированием будут переданы регионам. "Провести конкурс можно за 1,5 мес. Если в октябре численность (льготников, оставшихся в программе ДЛО - ИА REGNUM) будет известна, то мы объявляем конкурс и лекарства поступят с 1 января. Например, последний госконтракт нами был заключен 28 декабря, но лекарства были с января", - отметил он. Хотя в комитете его оптимизма не разделяют. Яковлева считает, что с аукционами будет также, как с финансированием обязательных территориальных программ: оно должно было начаться с 1 января, а постановление о выделении средств правительство выпустило лишь в конце февраля этого года.

Помимо состояния системы ДЛО беспокойство Счетной палаты и Госдумы вызывает реализация базовой программы ОМС. В заключении комитета на проект бюджета ФФОМС обращается внимание на то, что общий объем дотаций за три года территориальным фондам предусмотрен на том же уровне, что и в 2007 г. - 41,8 млрд руб. "Этого недостаточно для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС", - полагают депутаты. Отмечается и сохраняющийся дефицит финансирования базовой и большинства территориальных программ.

"При погружении ДЛО в базовую программу ОМС страдают другие программы, и мы не видим никакого внимания Минфина в этой проблеме. Поэтом наибольшую озабоченность вызывает само оказание медицинской помощи. Цены на лекарства растут, а финансирование остается на том же уровне. К нам поступает масса писем о том, что в стационарах нет лекарственных препаратов. К сожалению, больше рассуждений о ДЛО, а все остальное функционирование медицинских учреждений остается в тени, а там вообще и окна надо мыть", - отметила представитель Счетной палаты. Заместитель председателя комитета Николай Герасименко (фракция "Единая Россия") заявил, что "никто не знает, как будут покрываться программы госгарантий, никто не гарантирует населению выполнять ее, то есть оказывать медицинскую помощь".