ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов эксперта Аналитического центра "Кавказ" Эдуарда Абрамяна об истории, текущих проблемах и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Первая работа эксперта была посвящена истории и проблематике кварельских аварцев - национального меньшинства, проживающего на территории Грузии. В этом материале автор анализирует историю вайнахских народов Грузии (вайнахская, или нахская группа нахско-дагестанской семьи включает чеченцев, ингушей и ряд родственных им малочисленных народов). "Пропагандируя грузинско-вайнахское братство, Тбилиси на своей территории с оружием в руках борется со "своими" вайнахами, у которых с грузинской точки зрения два пути: грузинизация, или же уход из земель своих предков", - пишет Абрамян, резюмируя свою работу.

Вайнахские народы Грузии: этнополитический анализ

Бацбийцы

Бацбийцы (самоназвание "бацав", "бацбо-нах"), или цова-тушины, как их называют грузины, являются одним из древних этносов, принадлежавших к народам нахской языковой группы. Испокон веков они проживали в горном регионе исторической Тушетии.

Бацбийцы являются частью вайнахского социума и представляют один из 135 его тейпов.(1) До XVIII в., т.е. до времени выхода на равнину, вайнахские союзы занимали горную часть исторической Чечни, которая именовалась Ичкерия. Они в основном переселялись отдельными тейпами.(2) Подобное произошло и с предками бацбийцев, которые начали переселяться еще с XI века по причине малоземелья и густонаселенности горных районов, а также из-за гонений со стороны аварцев. Хронологически этот процесс определить трудно, однако известно, что в Тушетии уже в XVI в. были известны Батцкие гребни, которые сопоставляются с областью поселения бацбийцев. Вполне возможно, что этот топоним имеет древнее происхождение, и горные вайнахские племена переселялись к своим сородичам. Сородичами вайнахских новых поселенцев были иные нахские общества, которые проживали неподалеку от древних Албанских Ворот Кавказа и часто попадали в поле зрения многих античных и средневековых путешественников, картографов и историков. Ареал обитания древних бацбийцев включал в себя основную часть исторической Тушетии, которая на сегодняшний день охватывает северную (горную) часть региона Мцхета-Мтианети и Ахметинский район региона Кахетия, ныне входящие в состав Республики Грузия. В римских исторических сочинениях бацбийцев называют "бубегенами", персидские же историки называют их "бибранами", в известном труде Анании Ширакаци (средневековый армянский географ) "Армянская география", бацбийцы отожествляются с "цховами" - одним из горных племен "Верхнего Кавказа".(3) В древний и средневековый период бацбийцы проживали в горной Тушетии (в южной Ичкерии), и лишь с XIII века из-за малоземелья начали постепенно мигрировать к югу, т.е. спускаться с гор в равнинные территории. Первоначально часть переселившихся бацбийцев проживала в Пирикительской Тушетии, затем они поселились в Цовской Тушетии. Неподалеку от ареала обитания бацбийцев и их соплеменников чеченцев-кистинцев на протяжении всей истории проживали картвелоязычные племена хевсуров, тушин и пшавов.

Пшавы и хевсуры являются субэтносами грузинского народа. Они православные, говорят на близких грузинскому языку картвельских наречиях, тогда как тушины являются смесью картвельских племен и вайнахов, обитающих в этих краях с древних времен. Тушины говорят также на картвельском диалекте, но в их языке имеется большой запас нахских слов. Традиции тушин практически не отличаются от вайнахских, а по своим антропологическим характеристикам эта народность ближе к чеченцам и ингушам, чем к грузинам. Кроме того, некоторое количество тушин имеет цунтинское происхождение (то есть являются потомками выходцев из нынешнего Цунтинского района Дагестана, издревле населенного народами, родственными аварцам). В советской историографии существовало мнение, что тушины в большинстве своем являются огрузинившимися бацбийцами и другими вайнахскими племенами, что и оправдывает их тесные связи с вайнахами, общность традиций и смешанный тип языка.

В средневековый период бацбийское население региона имело свое самоуправление до того момента, когда в XVI веке регион был захвачен грузинским Кахетинским царством. После этого грузинская церковь вела борьбу против горцев-мусульман региона и оставшихся язычников. Православизация, а в результате и грузинизация проводилась жестоко. Согласно российским и грузинским источникам, бацбийцы до 1820-1830 гг. проживали в 5 селениях, из которых 4 были расположены в долине Цовата (Цовская Тушетия). К началу XX-го века ареал обитания бацбийцев сузился.

Грузинизация усилилась после 1917 года. Известно, что меньшевистское грузинское руководство в 1918-1921 гг. пыталось переселить некоторое количество бацбийцев Ахметинского района вглубь Кахетии. В 1940-х некоторое количество бацбийцев и кистинцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию вместе с чеченцами и ингушами. Затем всех бацбийцев Ахметинского района компактно переселили в село Земо-Алвани, которое с востока непосредственно примыкает к райцентру Ахмета. В конце 1950-х годов началась массовая грузинизация фамилий бацбийцев, в результате чего в материалах советской переписи населения на 1959 г. в селе Земо-Алвани насчитывалось 4266 человек, преобладающее большинство которых было приписано к грузинам.

До 1970-80 гг. бацбийцы имели периодические, активные контакты с чеченцами-кистинцами и ингушами, но после частичного заселения в регионе грузин, бацбийцы, являясь географически оторванными от основной массы чеченцев-кистинцев, постепенно начали больше контактировать с грузинами. Связи с грузинским населением до сегодняшнего дня сохранились в основном на бытовом уровне. Участились случаи смешанных браков. Кроме того, с начала 1950-х в бацбийское село начали переселяться тушины и хевсуры. Через некоторое время грузинское руководство региона, ссылаясь на факт переселения в Земо-Алвани грузиноязычного населения, построила там грузинскую школу. В результате этого в качестве письменного языка бацбийцы стали использовать грузинский. Не имея собственной письменности, в первые десятилетия советской власти они пытались позаимствовать чечено-ингушское письмо, однако из-за грузинской политики по отношению к некартвельским небольшим народам страны, проект был незаметно отложен. Необходимо отметить, что бацбийский язык из всех вайнахских языков больше близок к ингушскому. С точки зрения ряда лингвистов, бацбийцы говорят на цовском наречии ингушского языка.(4) В 1926 году советский лингвист-востоковед А.Н. Генко проводил записи и исследования языка бацбийцев и заметил, что цовский диалект ингушского языка, на котором говорят бацбийцы, находится на грани полного исчезновения из-за давления местных грузинских властей.(5) Интересным фактом, кроме вышеуказанного является то, что Генко в своих этнолингвистических исследованиях косвенно доказал, что Тушетия является исконной родиной вайнахских народов, называя ее древнейшим очагом чечено-ингушского бытия.

Бацбийцы в большинстве своем являются мусульманами-суннитами. Основная их часть, несмотря на угрозы физической расправы, все же сохранила свою религию, однако известны случаи, когда бацбийцы все же переходили в грузинское православие, что и ускорило ассимиляционные процессы. На сегодняшний день в райцентре Ахмета и в Тбилиси известны бацбийские семьи, которые исповедуют христианство и одновременно сохраняют свою национальную идентичность, однако, если смотреть на грузинизацию в общем плане, то в селении Земо-Алвани бацбийским языком в совершенстве владеет лишь пожилое население. Значит, бацбийцы как отдельная общность вайнахских народов полностью ассимилируется в течение ближайших 15-20 лет. Катализатором этого процесса можно считать активное заселение Земо-Алвани грузиноязычным населением. На сегодняшний день бацбийцы в селе составляют уже 70%, вместо зарегистрированых в первые годы независимости Грузии 85%.

После миграции части чеченцев в Грузию в 1990-х гг. началось постепенное усиление ислама в Земо-Алвани. Несмотря на то, что в бацбийском селе чеченских беженцев практически нет, новый мулла единственной мечети в Земо-Алвани - по происхождению чеченец. Этот факт явно раздражает местное грузинское руководство, которое изъявило желание построить православную церковь для верующих грузин Земо-Алвани. В экономическом плане, как представляют региональные и местные СМИ, бацбийское село является одним из самых развитых в регионе, чем и обуславливается активная миграция в него грузиноязычных горцев.

В 2004 г. грузинское руководство спонсировало создание небольшого предприятия для производства молочных продуктов, а в первом квартале 2006 г. по проекту Всемирного банка в рамках проекта Глобального фонда защиты окружающей среды для восстановления цеха по переработке шерсти в селе Земо-Алвани был выдан грант в размере 15000 долларов.(6) Отметим, что на базе цеха летом 2006 г. была открыта школа народных ремесел. Осуществляет проект тбилисская фирма "Агро-бизнес консалтинг". Согласно интервью координатора проекта Георгия Ариндаули, в цехе и в школе ремесел уже работают 40 человек.(7)

Общественной деятельностью бацбийское население почти не занимается. В регионе нет представительств организаций по защите прав национальных меньшинств. Наблюдается активная миграция молодежи в различные уголки страны.

Отметим, что село Земо-Алвани представляет собой важный стратегический объект также с военной точки зрения. Оно является одним из самых больших селений Ахметинского района, расположенного прямо над райцентром с юга, а с севера - перед входом в Панкисское ущелье. Чеченцы-кистинцы и местные грузины это единственное бацбийское село называют "воротами Панкисского ущелья"(8), что и объясняет особое внимание грузинских военно-политических структур по отношению к селу. В Земо-Алвани расположены командные пункты грузинских полицейских отрядов и патрулей региона. Кроме того, здесь действует пункт по регистрации чеченских беженцев. Учитывая активность ваххабитских боевиков Панкисского ущелья и межэтническое напряжение между местными грузинами и кистинцами, роль и значение села Земо-Алвани значительно возрастает.

Кистинцы

Кистинцы (или чеченцы-кистинцы) также, как и бацбийцы, являются потомками вайнахских народов, проживающих в Тушетии. Кистинцы являются неотъемлемой частью вайнахских тейпов. За последние десять с лишним лет из-за миграции беженцев из Чечни взаимоотношения между кистинцами и другими вайнахами значительно активизировались. Основная часть беженцев, которые переселились в Панкисское ущелье, проживают в кистинских селениях. Есть мнение, что эти беженцы - потомки тех кистинцев, которые в начале XX века или в советский период переселились в Чечню из-за участившихся набегов грузинских горных племен и грузинской закулисной политики выдавливания этнических меньшинств.

В грузинской историографии утверждается, что чеченцы-кистинцы в Тушетии появились лишь в 1840-1870 гг., однако это не совсем так. Дело в том, что до XIX века, когда сотни вайнахских семей из верховьев реки Чанты-Аргун под руководством религиозных лидеров b>Джаколо и Дуи переселялись на юг, в Панкисском ущелье уже проживало вайнахское население.

Армянский историк и географ Ананиа Ширакаци также упоминает вайнахское общество под названием "кусты", проживающие вблизи Великих Ворот на склонах Кавказского хребта. Грузинская историография упоминает о кистинцах с XIII века, называя их "кыштами".

В конце 1890-х чеченцы-кистинцы проживали в селах Омало, Дуиси, Джибахеви, Джоколо, Биркиани, Халацани (Шуа-Халацани), Зенамхари, Артана и в селе Ахмета. После попыток грузинских правителей распространить христианство своими способами - путем насилия, арестов и попыток выселить это вайнахское общество, часть из них приняла новую веру и огрузинилась. Некоторые кистинцы покинули Панкисское ущелье и мигрировали в Чечню.

В советский период основная часть кистинского населения из-за политики грузинских властей изменила окончания своих фамилий на грузинский лад. Это не спасло их 1944 г. от участи их братьев по крови - чеченцев и ингушей: кистинцы частично подверглись сталинской депортации. Нужно отметить, что высылке подвергались именно те кистинцы, которые в ходе попыток ассимиляции не приняли христианство и сохранили свое национальное самосознание. Вернувшиеся из ссылки, кистинцы обнаружили, что многие их селения заселены не только пшавами, тушинцами и осетинами, но также грузинами-кахетинцами и имеретинцами.

Численность вайнахских народов, по данным переписи населения Грузии 2002 г., составляет: 7110 чеченцев-кистинцев, 1271 (9) чеченцев - беженцев из Чечни, 9 ингушей. Бацбийцы же в ходе переписи включены в состав грузин, как и в советских переписях. Кистинцы проживают в селах Омало, Дуиси (бывшее Панкиси), Биркани, Шуа-Халацани, Земо-Халацани, Джибахеви и в Джоколо. В этих селах также проживают чеченские беженцы, но основная их часть располагается в селах, которые покинули осетины в 1992-1995 гг. (Думастури, Квемо-Халацани и Цинубани). В Дуиси население достигает 3000 человек (75% кистинцы), в Омало проживает более 1000 жителей (75% кистинцы), в Джаколо - около 850 человек, в Биркани - более 1200 жителей, а также от 150 до 350 вайнахов (не бацбийцев) в других селениях. Кроме вышеуказанных сел, где проживают кистинцы и чеченские беженцы, на всей протяженности горной Тушетии и Панкисского ущелья разбросаны еще несколько небольших аулов, в каждом из которых проживают от 10 до 20 семей. В райцентре Ахмета концентрируются в основном кистинцы-христиане, которые из-за неисчислимых попыток ассимиляции практически полностью потеряли свое этнокультурное самосознание и называют себя "грузинами, предки которых были кистинцами".

Чеченцам-кистинцам, как и другим вайнахским обществам, свойственен антагонизм по отношению к соседним народам, проживающим в долинах и низовьях. Рост антагонизма кистинцев по отношению к грузинам и к грузинскому руководству вырос с 1990-х гг., однако он имел место еще в XIX веке.

В советский период, особенно с 1950-х гг., Панкисское ущелье и весь Ахметовский район фактически были автономны от остальной части Грузинской ССР. С приобретением независимости и всплеском этнического национализма в Грузии, руководство страны попыталось взять регион под свой полный контроль. Известны факты вооруженных столкновений грузинских вооруженных отрядов "Мхедриони" с чеченцами-кистинцами в 1992-1994 гг.(10), однако эти попытки вынудить кистинцев покинуть свою родину провалились.

В 1997 г. поднялась новая антигрузинская волна протестов в Панкиси, когда МВД страны попыталось основать в селе Дуиси полицейский участок и направить туда роту вооруженных полицейских из городов Гори и Телави. Старейшины кистинских селений пообещали противостоять грузинам с оружием в руках, зная, что полицейский участок в Дуиси, который является самым большим селом кистинцев, может стать подобием "Троянского коня" в удобный для руководства республики момент. Этот конфликт попытался замять тогдашний ичкерийский лидер Аслан Масхадов, направив своего эмиссара Кутаева, который после тщетной попытки встретиться с Эдуардом Шеварднадзе в Тбилиси отбыл в райцентр Ахмета для встречи с районной администрацией. В результате встречи была достигнута договоренность о том, что ни одно грузинское полицейское и военное формирование не должно входить в Панкисское ущелье, или, как провозгласили ваххабитские чеченские активисты, в "Кистинский джамаат".(11) В результате этого полицейский участок был основан в райцентре, а участок грузино-российской границы со стороны Дуиси грузинская сторона уже не контролировала. Местное же кистинское население встретило новость о создании так называемого "кистинского джамаата" крайне негативно. Ваххабиты, прибывшие вместе с чеченскими беженцами, основали в кистинских селениях шариатские суды, отменив тем самым сельские суды старейшин, что создало напряженность между местными кистинцами и пришельцами, у которых были свои законы и оружие в руках. Ваххабиты построили небольшую мечеть на окраине села Дуиси, которую чеченцы-кистинцы отказались посещать. Отношения кистинцев с ваххабитами накалились, когда в 2003 г. последние попытались организовать набор "добровольцев" из местного населения, угрожая при этом шариатскими судами. Все это, а также тяжелая социально-экономическая ситуация чеченских беженцев, создало почву для нескольких столкновений между беженцами и местными чеченцами. Об этом свидетельствуют масса журналистских исследований и комментарии местных жителей.(12)

Несмотря на это, грузинское руководство время от времени под предлогом решения экономических и политических вопросов посещало кистинонаселенный регион. Один из самых известных визитов в Панкисское ущелье состоялся 31 августа 1997 г., когда Масхадов и Шеварднадзе вместе посетили регион для встречи с местным населением.

Руководство страны и силовые структуры неоднократно провоцировали столкновения между чеченцами-беженцами и чеченцами-кистинцами, рассчитывая на кровопролитие, в результате которого начнется миграция беженцев и кистинцев, являющихся, по последним подсчетам, абсолютным большинством в горных районах Ахметинского района.

Чаще всего стычки между чеченцами-кистинцами и ваххабитами имели место в 2002 и в 2003 гг. В результате одной из этих стычек был жестоко избит главарь банды боевиков в Панкисском ущелье, брат чеченского полевого командира Руслана Гелаева - Салман.(13) После нескольких подобных инцидентов ваххабитские боевики начали постепенно покидать кистинские селения и уходить в леса. Через некоторое время ваххабиты и вовсе покинули регион: кто-то ушел воевать на территорию РФ, кто-то при помощи грузинских спецслужб перешел в Турцию. Простые чеченские беженцы также начали спешно покидать Панкисское ущелье с 2003 г. и на сегодняшний день во всем регионе остается не более 2000 беженцев, которые спокойно проживают в селениях, брошенных осетинами во время этнических чисток начала 1990-х. В целом, несмотря на некоторые недопонимания на бытовом уровне, чеченцы-кистинцы и чеченские беженцы поддерживают друг друга в преодолении общих социально-экономических трудностей.

Основной национально-политической проблемой для вайнахских народностей Грузии является то, что руководство страны всячески пытается использовать их в войне против абхазского и осетинского народов. Начиная с 2001 г. грузинские военные структуры периодически вербовали наемников из числа чеченских беженцев и чеченцев-кистинцев для их применения против Абхазии и Южной Осетии. Известны несколько случаев, когда кистинские старейшины требовали прекратить вербовку лиц из числа беженцев и местных чеченцев, одновременно обвиняя руководство Грузии в пособничестве террористам. Кистинские старейшины неоднократно заявляли, что официальный Тбилиси ведет закулисную политику по усилению антироссийских настроений в Панкисском ущелье и способствует усилению власти арабских эмиссаров(14), одновременно ущемляя права местного кистинского населения.

С середины 2003 г. грузинское военное ведомство начало спешно создавать полигоны и казармы для обучения грузинского спецназа и гвардейских частей. Одновременно в Панкиси стали направляться американские инструктора для подготовки так называемой "грузинской новой армии". Грузинское руководство, часто заявляя, что в Панкисском ущелье нет бандитов и террористов, с 2001 и 2002 гг. неожиданно начало осуществлять антикриминальные и антитеррористические спецоперации в регионе.(15) На логичный вопрос - против кого осуществлялись эти спецоперации, если Тбилиси тщетно пыталась скрыть присутствие ваххабитских бандформирований в регионе, которых сам же поддерживал, есть один единственный ответ - против кистинских криминальных "авторитетов" и беженцев, которые не хотели и не хотят покидать регион.

В ноябре 2001 г. группа чеченцев-кистинцев похитила 4-х грузинских священнослужителей, которые, несмотря на сложную ситуацию, были направлены в Ахметовский регион для проповеди православного христианства беженцам и кистинцам.(16) Несколько ранее кистинцы в кахетинском селе Агрохи украли двух коров и одну лошадь, в результате чего несколько десятков вооруженных грузин взяли в заложники 7 кистинцев.(17) После нескольких перестрелок заложники были освобождены.

С приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили подобные самовольные акции грузин близлежащих селений не прекратились. В регионе, как уже отмечалось, расположены милицейские блокпосты и стрельбища национальной гвардии. Время от времени расположенные в регионе части совершают акции устрашения не только против наркоторговцев и криминалитета, но также против мирного кистинского населения. При одной из таких спецопераций в селах Омало и Джоколо и в их окрестностях были задержаны до 30 молодых кистинцев, которых грузинское руководство обвинило в пособничестве ваххабитам. По некоторым данным, грузинские правоохранительные структуры предложили им выбор между тюремным заключением и участием в спецоперациях против Южной Осетии. Эта информация на данный момент не подтверждена. Однако имеется масса фактов заключения молодых кистинцев в грузинские тюрьмы. Один из показательных судов был проведен в конце 2006 г. - начале 2007 г., когда два молодых кистинца были обвинены в том, что с оружием в руках попытались перейти российско-грузинскую границу. В судебном деле говорилось, что эти кистинцы якобы были задержаны грузинским патрулем, когда вместе с 13 чеченцами пытались перейти в Чечню.(18) Однако через несколько месяцев задержанные были освобождены из-под стражи, доказав, что являются пастухами и в момент задержания никто из них не был вооружен.(19)

С 2003 г. по сегодняшний день участились случаи убийств чеченцев-кистинцев со стороны грузинских силовых структур. Так, в сентябре 2004 г. был убит кистинец-чабан в Панкисском ущелье. В начале 2005 г. неподалеку от границы с Чечней был застрелен молодой кистинец. Одной из самых кровавых акций, которую устроили грузинские спецназовцы, была совершена в июне 2005 г., когда группа "коммандос" из 200 человек при сопровождении военной техники ворвалась в село Дуиси и открыла беспорядочный огонь. В результате этой бойни были сожжены дома, погибли двое мужчин-кистинцев, оказавшие сопротивление, и один ребенок. Во время этой акции были также ранены дети, женщины и старики, которые надеялись остановить грузин путем диалога.

Пытаясь создать невыносимые условия для спокойного проживания чеченцев-кистинцев, грузинское военное руководство устроило в Панкисском ущелье настоящий полигон, где права человека на граждан-кистинцев и беженцев практически не распространяются. Во время последней регистрации чеченских беженцев в 2005 г. множество кистинских семей также были поставлены на учет, подобное частично произошло и в 2006 г. Становится ясно, что подобными действиями грузинское руководство поставило перед собой задачу как-то вытеснить местных кистинцев в Чечню. В этой связи необходимо отметить, что 2006-2007 гг. численность чеченцев-кистинцев выросла до 9000 человек, а число беженцев, по официальны данным, уменьшилось и составляет 1200-1300 человек. Исходя из того, что Панкисское ущелье по своим размерам составляет около 14-15 км. в длину и в 2,5 км в ширину, можно сделать вывод, что регион является очень густо населенным, тем более если принять во внимание то, что действительное число чеченцев-беженцев может в 2-3 раза превышать грузинские официальные данные.

Итак, каковы причины подобной политики грузинского руководства по отношению к вайнахам? Очевидно то, что для Грузии, потерявшей Южную Осетию и Абхазию, согласно позиции нынешнего политического истеблишмента, кистинцы и чеченцы - потенциальная угроза нового отделения, особенно после ряда антигрузинских заявлений Рамзана Кадырова. Кроме того, чеченцы-кистинцы и чеченцы-беженцы в целом не одобряют антиосетинскую и антиабхазскую политику Грузии. В свою очередь, официальный Тбилиси ведет активную антироссийскую, антиосетинскую и антиаварскую пропаганду в рядах ингушей и чеченцев. По грузинским телеканалам и радио, которые транслируют также на территории Ингушетии, Чечни и Панкисского ущелья, часто организовываются пропагандистские передачи и интервью, в которых проводится мысль, что грузины и вайнахи - братья, а осетины, русские и аварцы - враги. Одним из таких телеканалов является "IMEDI-TV", который пытается развязать конфликт между ингушами и осетинами, одновременно пропагандируя братство грузин и вайнахов.

Кроме телевизионных передач, грузинская сторона периодически организует встречи грузинской, ингушской и чеченской молодежи, во время которых пытается поддержать антиосетинские и антироссийские настроения.

В итоге, пропагандируя "грузинско-вайнахское братство", Тбилиси на своей территории с оружием в руках борется со "своими" вайнахами, у которых, с грузинской точки зрения, два пути: грузинизация или же уход с земель своих предков.

Турция также пытается использовать в своих целях вайнахский вопрос. Неопровержимым фактом этого является создание в июне 2006 г. мусульманской демократической партии Грузии, учредительный съезд которой был организован 20 июня в турецком городе Эрзрум. В собрании участвовали представители всех мусульманских народов, в том числе и чеченцы-кистинцы.

Примечания

(1) Народность, общество, название которого сформировалось на основе фамильного обозначения или проживаемой территории племенной общности.

(2) Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей.- СПБ.: Востоковедение, 2004 г. с. 33.

(3) Римские, армянские, персидские летописцы, историки и географы топоним "Кавказ" использовали лишь для обозначения горного хребта, отделяющий современный Южный Кавказ от Северного.

(4) http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-4981.htm

(5) Азиатский музей. Отчет о деятельности АН СССР за 1926 г., с.142.

(6) http://www.ivanovo-tender.ru/news.php?extend.454

(7) Там же.

(8) http://www.old.polit.ru/printable/502051.html

(9) В действительности же, численность чеченцев-беженцев Ахметинского района в 2002-2003 гг. достигал до 4000 человек (по данным журналистов и местного населения).

(10) Skakov A., On two sides of the border: Georgia and Chechnia, http://www.ca-c.org/journal/eng-02-2000/16.skakov.shtml

(11) Термин "джамаат" образован от арабского "джамаа" - общество, коллектив, община - и в традиционном исламе обозначает религиозное объединение мусульман. Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Руководит джамаатом имам (знаток обрядовой стороны ислама). Имам может иметь одного или нескольких помощников - в зависимости от количества верующих в общине. Ваххабитский же джамаат представляет собой группу вооруженных боевиков, занимающихся экстремистской-террористической деятельностью для достижения узких корыстных планов.

(12) Батуев В., В поисках дорогого Бена: http://www.mn.ru/issue.php?2002-10-17

(13) http://kavkaz.strana.ru/news/190304.html

(14) http://news.kommersant.ru/index-news.html?ext=news&id=23543&id_themes=11&page=1

(15) http://news.kommersant.ru/index-news.html?ext=news&id=51078&id_themes=11&page=1

(16) http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=379&did=503&do_action=viewdoc

(17) http://www.agentura.ru/dossier/russia/people/krutikov/tupik/

(18) http://46info.ru/media/ria/?id=16064

(19) www.vesti.ru/news.html?sid=8&id=30053