"Версия о том, что перенос "Бронзового солдата" и последовавшие за этим события, были продуманной и просчитанной правительством Эстонии акцией с целью отвлечения внимания общества от стремительно надвигающегося экономического кризиса, не представляется мне убедительной, - заявил сегодня, 11 мая, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM руководитель Института экономики менеджмента Эстонии профессор Ханон Барабанер. - Во-первых, стремительно надвигающегося экономического кризиса нет. Есть определённые предпосылки и возможности такого кризиса, но есть и механизмы предотвращения такого кризиса. Во-вторых, ожидавшаяся реакция России на перенос "Бронзового солдата" скорее могла бы ускорить наступление такого кризиса, чем предотвратить его. И в этой связи скорее можно думать о провокативной роли "антиэстонских" сил в последовавших за переносом памятника событиях, чем о логике действий правительства Эстонии в рамках рассматриваемой версии".

Как отметил профессор Барабанер, "сам перенос памятника был, действительно, продуманной, а отнюдь не спонтанной акцией". "По-видимому, эта акция предусматривалась как закрепление той политической линии, которая принесла победу правым (может быть точнее националистическим) силам на прошедших выборах в Риигикогу, - считает профессор. - Однако столь острая реакция неэстонской части населения на перенос памятника правительством Эстонии явно не ожидалась. Речь идёт не о фактах молодёжного вандализма и грабежей, в которых в значительной мере участвовали и эстонцы, и которые, безусловно, должны быть осуждены. Речь идёт о том, что русскоязычное сообщество населения Эстонии в своём большинстве и определённая часть эстонцев восприняли эту акцию как надругательство над памятью о победе над фашизмом, как политику пересмотра Второй мировой войны, как доказательство того, что мнение русскоязычной части населения Эстонии (составляющей одну треть жителей Эстонии) для властных структур ничего не значит. Перенос памятника и захоронений воинов борцов с фашизмом этой частью населения Эстонии были восприняты не как некий единичный эпизод, а как подтверждение и элемент системы дискриминационных действий в отношении этой части населения".

Ханон Барабанер подчеркнул, что "российская реакция на произошедшие события здесь в Эстонии и, насколько мы можем судить, и в большинстве других стран, воспринимается сегодня как контрпродуктивная, нервическая и непродуманная. Шантаж экономическими санкциями (которые в первую очередь ударят по русскоязычной части населения), требование отставки правительства Эстонии представителями властей России (а как иначе считать депутатов Думы и Федерального Собрания), круглосуточная многодневная блокада эстонского посольства в Москве (с санкционированным нарушением самого российского законодательства) - явно неадекватный и недопустимый ответ на произошедшие события. Эти действия ведут только к обострению ситуации и никак не помогают русскоязычному населению Эстонии".

По мнению профессора, "после всего, что произошло, развитие Эстонии может пойти по двум вариантам: либо должна быть кардинально пересмотрена политика отношения к русскоязычному населению Эстонии с усилением позитивных начал и в части гражданств, и в части существования и развития школы с русским языком обучения, и в части уважения к культуре и языку неэстонской части населения Эстонии, и в части представительства этой части населения во властных структурах, и в части улучшения его экономического состояния - этот вариант ведёт к демократизации государственного устройства Эстонии и развитию гражданского общества; либо к ужесточению отношения к неэстонской части населения на основе дискриминационного законодательства, росту межэтнической розни, маргинализации и люмпенизации значительной части русскоязычного населения". "Этот вариант ведёт к росту нестабильности общества и как ответ на эту нестабильность - к тоталитаризму. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает, и развитие Эстонии пойдёт по первому варианту", - отметил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 26 апреля после силового разгона полицией толпы людей, протестующих против переноса памятника "Бронзовый солдат", в Таллине начались массовые беспорядки. В ночь на 27 апреля памятник был демонтирован. 26-28 апреля были задержаны более 1 000 человек, один человек - гражданин России - погиб. 8 мая памятник "Бронзовый солдат" был открыт на новом месте - на Военном кладбище. Останки воинов, захороненных недалеко от памятника, были выкопаны и в настоящее время находятся на экспертизе. С 30 апреля по 11 мая в Таллине запрещены массовые мероприятия.