Закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц", или так называемая "налоговая амнистия", вступившая в силу сегодня, 1 марта, не станет серьезным шагом в сторону укрепления доверия между властью и бизнесом. Такое мнение ИА REGNUM высказал директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

"Особо ничего ждать от этого закона не следует, - говорит он. - Налоговики откровенно заявляли, что не ждут какой-либо массовой кампании. Конечно, будут цифры, будет количественная статистика, сумма объемов декларационных платежей. Так что чистого "нуля" не будет. Я согласен с мнением, что это скорее жест, чтобы восстановить доверие между бизнесом и государством. С другой стороны, не думаю, что он позволит действительно серьезно укрепить доверие, которое несколько лет назад пошатнулось.".

Комментируя то обстоятельство, что при рассмотрении закона в Госдуме правительство не смогло представить прогноза сумм, которые могут быть задекларированы гражданами за последующие 10 месяцев, Николаев заметил: "Это как раз и связано с тем, что правительство не рассчитывает, что будут большие поступления. Правительство было в тяжелой ситуации: подготовить закон, который был бы действующим. Они построили его таким образом, что то, что будет происходить, - не амнистия. И это ясно из цели закона, которая сформулирована четко - предоставить возможность физическим лицам уплатить налоги с доходов, если они этого не сделали раньше. Возможность предоставили. Но для чего? Возможность ради возможности? Это как-то странно. И это максимум того, на что, наверное, можно было пойти".

Глава департамента стратегического анализа ФБК обращает внимание на то, что в случае декларирования доходов легализации этих доходов не происходит. "Если человек задекларировал свои доходы, а потом захотел их легализовать, например, внести в уставной фонд предприятия или купить крупный пакет акций свыше 600 тыс. руб., это подпадает под процедуры обязательного контроля Росфинмониторинга. Эти процедуры никто не снимал, вас все равно будут проверять. И все, кто мог бы заинтересоваться этим законом, это прекрасно понимают. И это будет мощнейшим сдерживающим фактором, чтобы использовать эти деньги в экономике", - поясняет он.

Партнер Московской коллегии адвокатов "ФБК-Право", юрист Александр Сотов уверен, что правоохранительные органы будут использовать информацию о задекларированных гражданами суммах. "Если бы они поступали по-другому, это был бы непрофессионализм. Например, какой-нибудь скромный чиновник декларирует около $100 тыс. Разве не будет логичным хотя бы вызвать его в правоохранительные органы и спросить? Дело будет даже не в налогах, а в самих доходах. Если выяснится, что они от криминальной деятельности, тогда уже амнистия не подействует. То есть если человек декларирует доходы, то это не значит, что к нему не может быть никаких вопросов", - говорит он. По мнению Сотова, закон ориентирован, прежде всего, на тех, "кто работал честно", в основном на мелких предпринимателей, которые в силу лености, незнания законов, боязни не задекларировали доходы раньше.

Для развитых стран, отмечает он, такого рода амнистии не характерны. "Им это просто не нужно. Иногда они имеют место в Латинской Америке, но я с трудом представляю, что наркобароны идут на это", - говорит Сотов.

Напомним, что в течение 10 месяцев, с 1 марта до 1 января 2008 г. любой российский гражданин может исполнить свой долг, заплатив 13%-ый декларационный платеж с доходов, полученных с 1 января 2001 г. до 1 января 2006 г., с которых не был уплачен подоходный налог. При этом не требуется предоставлять документы о виде и источниках доходов. Права на упрощенный порядок декларирования доходов лишены лица с непогашенной судимостью за налоговые преступления (ст. 198 Уголовного кодекса).