Нагорный Карабах: обзор СМИ с 08.12 по 14.12

Военный вестник

По сообщению агентства "АПА", 7 декабря с 21:10 подразделения армянских вооруженных сил на протяжении получаса обстреливали позиции азербайджанской армии, расположенные близ села Юсифджанлы Агдамского района. О потерях ничего не сообщается.

Государственная комиссии Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных и без вести пропавших сообщает, что рано утром 7 декабря с.г. на Агдамском направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана военнослужащими Армии обороны НК был задержан с оружием на руках рядовой азербайджанской армии Гарачаев Вусал Магомед оглы, 1988 года рождения, уроженец Белоканского района Азербайджана. Соответствующие органы НК выясняют причины и мотивы перехода азербайджанского военнослужащего на карабахскую сторону. Аккредитованные в Нагорном Карабахе офисы ОБСЕ и МККК о случившемся поставлены в известность. (Информационный портал МИД НК).

Министерство обороны Азербайджана подтвердило факт пленения Вооруженными силами Армении рядового Вусала Гараджаева. Начальник пресс-службы Министерства обороны Азербайджана, полковник Рамиз Меликов сообщил, что 7 декабря рядовой В.Гараджаев, призванный на действительную военную службу в апреле сего года Балакенским районным военным комиссариатом, попал в плен на Агдамском направлении линии соприкосновения войск. По словам Меликова, солдат заблудился из-за сильного тумана и перешел на армянскую сторону. ("Day.az").

Семья солдата азербайджанской армии Вюсала Гараджаева не располагает точной информацией о его пленении. Об этом агентству "АПА" сообщили сами члены семьи Гараджаева. По словам его матери Зейнаб Гараджаевой, вечером 7 декабря офицер военной полиции Загатальского района Амир Гашимов, вместе с одним офицером и солдатом воинской части, в которой служил Гараджаев, прибыли в Балакен и сообщили членам его семьи о том, что их сын утром покинул воинскую часть. Прибывшие в течение суток держали их дом под контролем. Как заявила мать военнослужащего, она по телевидению узнала о пленении сына армянами и сразу же пошла на прием к военному комиссару района Мазахиру Музаффарову с целью уточнения этой информации, однако военный комиссар не смог предоставить ей точной информации о пропаже без вести или пленении ее сына. Гараджаева отметила также, что ее сын страдает бронхиальной астмой, и до начала службы в армии у него часто наблюдались боли в мозгу. Из-за финансовых затруднений Гараджаевы не смогли заняться лечением своего сына. По их словам, о болезни Вюсала знают и в военном комиссариате района. Согласно информации Бакинского представительства Международного Красного Креста, 8 декабря азербайджанскому солдату была предоставлена возможность написать письмо своей семье. После выяснения обстоятельств пересечения линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил, военнослужащий азербайджанских вооруженных сил Вюсал Гараджаев будет возвращен азербайджанской стороне. Как сказал газете "Айоц Ашхар" замминистра ИД Нагорного Карабаха, член госкомиссии по делам пропавших без вести Масис Маилян, власти Нагорного Карабаха вместе с Международным комитетом Красного креста организуют возвращение азербайджанского солдата. По словам Маиляна, сообщение азербайджанских СМИ о том, что солдат заблудился из-за тумана - "азербайджанская версия". Версию карабахской стороны Маилян не сообщил.

Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 13 декабря, согласно ранее достигнутой с властями сторон договоренности, миссия ОБСЕ должна была провести плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в Физулинском направлении, вблизи населенного пункта Караханбейли. Согласно намеченному графику миссия наблюдения, в сопровождении представителей министерства иностранных дел и министерства обороны НКР, выехала на место мониторинга, однако ввиду того, что азербайджанская сторона, как и во время предыдущих мониторингов, не вывела наблюдателей на заранее согласованную точку, члены миссии ОБСЕ, из соображений безопасности, приняли решение отменить мониторинг. Часть вывозимой из Грузии в Армению российской военной техники, в том числе бронетранспортеров, боевых машин пехоты и стрелкового оружия размещена в военных частях в приграничных с Азербайджаном Иджеванском, Тавушском и Варденисском районах. Об этом, передает бакинская "525-я газета", сообщили азербайджанские военные источники. О передаче этой техники и стрелкового оружия в баланс Вооруженных сил Армении ничего не известно. В ближайшее время ожидается достижение договоренности об эксплуатации этой военной техники со стороны армянских военнослужащих. Как заявил руководитель пресс-службы Министерства обороны, полковник Рамиз Меликов, они осуждают такой шаг российской стороны. По словам Меликова, им известно о размещении части российской военной техники и вооружения в Армении и оккупированных территориях Азербайджана, и международные организации информированы об этом: "Этот шаг оказывает отрицательное влияние на переговорный процесс, создает напряженность в военной ситуации на Южном Кавказе и нарушает баланс вооружений".

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил, что решение карабахского конфликта способствовало бы расширению сотрудничества Азербайджана с НАТО и США. Министр обороны принял. "Неразрешенность нагорно-карабахского конфликта является большим препятствием на пути интенсивного развития сотрудничества Азербайджана с США и НАТО", - заявил Абиев на встрече с заместителем помощника министра обороны США Джимом Макдугалом. Абиев заявил, что Азербайджан никогда не смирится с потерей земель, и вооруженные силы Азербайджана будут всегда готовы освободить земли от оккупации, и день ото дня повышают свою боеспособность. Министр констатировал развитие азербайджано-американских связей во всех сферах, по словам министра, сотрудничество в военной сфере развивается как на двустороннем уровне, так и в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". Абиев пожелал еще большей активизации США в рамках Минской группы ОБСЕ, и отметил, что это может способствовать скорому решению конфликта ("Day.Az").

Процесс урегулирования

В Мадриде сопредседатели Минской группы ОБСЕ Метью Брайза (США), Юрий Мерзляков (Россия) и Бернард Фасье (Франция) встретились с министром иностранных дел Испании, очередным председателем ОБСЕ Мигелем Анхелем Моратиносом. Об этом азербайджанскому агентству "АПА" сообщили в офисе американского сопредседателя ОБСЕ. В ходе встречи сопредседатели доложили очередному председателю ОБСЕ о деталях встречи президентов Азербайджана и Армении, которая была проведена в Минске. Стороны обменялись мнениями по поводу нынешней стадии процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Как отмечает бакинская газета "Зеркало", Испания с 1 января 2007 года возьмет на себя обязанности председателя ОБСЕ на очередной год. "Переход председательства в ОБСЕ к Испании в какой-то мере соответствует интересам Азербайджана", - заявил заведующий отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов. Он отметил, что опасность сепаратизма присутствует в Испании так же, как и в других странах Европы. "Я считаю, что в Испании более основательно отнесутся к устранению этой проблемы", - сказал Мамедов.

Во время последней встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ министрам иностранных дел Азербайджана и Армении было предложено провести очередную встречу в конце января 2007 года. Об этом, передает "Тренд", заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он отметил, что во время последней встречи президентов в Минске армянская сторона попросила время для размышления и обсуждения. Поэтому на встрече с сопредседателями в Минске было решено подождать ответа армянской стороны, добавил глава МИД Азербайджана. Как передает газета "Айкакан жаманак", исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян сообщил, что дата встречи Осканян-Мамедъяров пока не уточнена

"Руководство Армении отказалось от идеи присоединения Нагорного Карабаха". Как передает агентство "Тренд", об этом журналистам сообщил председатель проправительственной партии "Ана Вэтэн", депутат Фазаиль Агамалы. Он подчеркнул, что из слов министра обороны Сержа Саркисяна и министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна становится ясно, что официальный Ереван старается укрепить статус Нагорного Карабаха на территории Азербайджана. Депутат также напомнил позицию официального Баку в этом вопросе. Агамалы отметил, что Азербайджан готов дать Нагорному Карабаху в составе Азербайджана автономию и переговоры ведутся в этом направлении. По словам Агамалы, позиции Азербайджана на международном пространстве укрепляются "и в результате этого наши оккупированные территории в скором будущем будут освобождены".

"Мы освободили земли для создания зоны безопасности. Как только решится вопрос независимости Карабаха, не исключено, что будет выдвинут вопрос обмена территориями", - заявил на VII съезде Союза ополченцев "Еркрапа" председатель правления СОЕ генерал Манвел Григорян. Как отмечает газета "Аравот", Григорян имел в виду не компромисс в виде возвращения территорий, а именно обмен. "По сей день села Шаумянского, Мартакертского, Мартунинского районов Карабаха, село Арцвашен и тысячи гектаров земель Ноемберянского района Армении остаются в руках азербайджанцев. В этом случае возможен обмен. Но это уже не наше дело, это дело политиков. Если Карабах обретет независимость, можно будет пойти на обмен". В каком случае Союз ополченцев "Екрапа" вмешается в процесс урегулирования проблемы Нагорного Карабаха? "Об уступках я никогда не говорил и не собираюсь говорить. Я лучше умру, чем выскажу такую мысль. Я говорил, что после того, как Карабах получит независимость, возможен обмен территориями. Нам отдавать нечего. Мы многое еще должны взять, но отдавать нам нечего", - заявил Григорян.

Глава МИД Армении Вардан Осканян опроверг заявления азербайджанской стороны, и в частности президента АР Ильхама Алиева о том, что переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта якобы проводятся "в рамках территориальной целостности Азербайджана". Об этом он заявил в интервью армянскому телеканалу "Н2". По словам главы внешнеполитического ведомства Армении, президент Азербайджана Ильхам Алиев "может быть прав в своей оценке лишь в том случае, если будет уверен в том, что если будет проведен референдум, народ Нагорного Карабаха проголосует за территориальную целостность Азербайджана". Только при наличии такой вероятности его заявления могли бы быть близки к реальности, отметил министр. "Но говорить сейчас, что переговоры проходят и рассматриваются в рамках принципа территориальной целостности Азербайджана, не соответствует действительности", - подчеркнул глава МИД РА ("АрмИнфо").

Невозможно найти одинаковое решение для всех конфликтов, подобных нагорно-карабахскому. Об этом в интервью аналитическому центру "Митк" заявил лидер партии "Дашинк", экс-командующий армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян. По его словам, существует множество конфликтов, подобных нагорно-карабахскому, причем не только на территории бывшего Советского Союза. Такие конфликты есть и на территории Европы. Каждый конфликт имеет свою предисторию. "Однако, я уверен, что все эти конфликты могут быть урегулированы только с уважением и соблюдением прав граждан, внедрением демократических ценностей. Что же касается урегулирования непосредственно нагорно-карабахского конфликта, то следует отметить, что эта проблема может быть разрешена только в случае демократизации сторон конфликта. Следует выделить четыре основных принципа, в рамках которых и возможно урегулирование Карабахской проблемы. Это - переходный суверенит под патронажем какой-либо авторитетной международной структуры (предположительно Евросоюза), добровольное возвращение армянских беженцев и внутриперемещенных лиц Азербайджана, создание предпосылок для развития экономики Нагорного Карабаха и определение статуса Нагорного Карабаха путем проведения нового референдума, подчеркнул Бабаян. По его мнению, в случае осуществления подобного сценария конфликт, препятствующий интеграции стран региона Южного Кавказа, может стать и стимулирующим фактором. Он также заметил, что сохранение нынешнего статус-кво не отвечает интересам армянской стороны. "Уверен, что в случае выполнения указанных мной принципов Нагорный Карабах обретет независимость. А останется в будущем Нагорный Карабах независимым государством или соединится с Республикой Армения решит армянский народ в результате последующих обсуждений", - заявил Самвел Бабаян.

Нагорно-карабахский конфликт в ближайшее время не решится, а включение Карабаха в состав Азербайджана очень маловероятно, можно сказать, практически невозможно. Такое мнение высказал российский наблюдатель за конституционным референдумом в Нагорном Карабахе, политолог, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов. По его словам, нынешние усилия международных посредников заранее обречены на провал, потому что они в недостаточной степени учитывают настроение и волю жителей Нагорного Карабаха. Как считает Крылов, здесь большая проблема кроется в том, что в имеющемся формате переговорного процесса карабахская сторона не участвует, "и это выглядит совершенно нелепо". "Без непосредственного участия Нагорного Карабаха в переговорах окончательное решение проблемы невозможно. Чем скорее в мирные переговоры будет возвращен Нагорный Карабах, тем скорее можно будет говорить о реальном продвижении мирного процесса", - отметил российский политолог. (PanARMENIAN.Net).

"Почему-то чаще всего мы ставим телегу впереди лошади. Это касается практически всех мало-мальски важных вопросов, в том числе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, именно в широком смысле этого слова, - пишет бакинская газета "Зеркало". Ведь мы, то есть азербайджанцы и армяне, постоянно спорим по поводу того, на каких условиях будет урегулирован конфликт вокруг Нагорного Карабаха, а если быть точным - будет подписан мирный договор. Однако главным вопросом, на который с точки зрения национально-государственных интересов как Азербайджана, так и Армении требуется незамедлительно дать ответ, является совсем другой: необходимо ли сторонам разрешить этот конфликт, как говорится, сегодня и сейчас или же оставить его в "замороженном виде"? Только ответив на этот основополагающий вопрос, стороны могут определить четкую тактику и стратегию поведения и средства достижения этой цели. Ведь в конце концов цель определяет средства его достижения, а не наоборот...".

Роберт Кочарян потерпел фиаско в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, и теперь он согласился на то, на что в свое время согласился Левон Тер-Петросян, но теперь на более худших условиях. Как передает Day.Az, об этом заявил директор центра политических технологий и инноваций Мубариз Ахмедоглу. По его словам, в свое время взамен на уступки Армения могла провести по своей территории нефтепровод из Баку до Джейхана. "Теперь трубопровод построен, и Кочарян не получит даже этого. А время работает против него, и через некоторое время ему придется соглашаться на более тяжелые условия, чем сейчас. В настоящее время Нагорному Карабаху предлагается более достойный статус, чем может быть предложен в будущем", - сказал азербайджанский политолог.

Газета "Азг" с сокращениями публикует интервью президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна австрийской газете Der Standard, озаглавленное последней "Хотите войны? Пожалуйста". Так, пишет газета, отвечая на вопрос, "насколько независима ваша республика?", Гукасян сказал, что "до сих пор более половины нашего бюджета мы обеспечивали сами". "Было бы абсурдным сравнивать наши человечеслие ресурсы с Азербайджаном. У Азербайджана много преимуществ, но такие же преимущества у него были и к началу войны, и вы знаете, чем она закончилась. Наше преимущество - профессионализм наших солдат и морально-психологическое состояние. Почему силный Китай не смог поставить на колени Тайвань? Почему Куба может противостоять США? Азербайджанцы подвергли нас геноциду, теперь хотим жить отдельно. У нас нет альтернативы независимости". Отвечая на вопрос газеты о предложении посредников провести совместный с бывшим азербайджанским населением референдум, Гукасян сказал: "Нет, почему? Референдум является дополнительным средством, позволяющим утвердить нашу точку зрения. По данным переписи 1988 года, 20% населения НК составляли азербайджанцы. Они могут принять участие в референдуме в Баку или другом азербайджанском городе, где проживают сегодня. Мы не против возвращения этнической группы беженцев. Но их возвращение не может быть условием, оно может быть последним этапом разрешения конфликта. Если азербайджанцы сегодн вернутся, какие законы будут они уважать? Примут ли они гражданство НК? Что будет с беженцами-армянами, желающими вернуться в Баку? Если Азербайджан даст им гарантии, то и мы сделаем то же для карабахских беженцев. Нашей целью является историческое примирение двух народов".

Более десятилетия Карабах вместе с армией Армении оккупирует приблизительно одну пятую территории Азербайджана. Сколько еще будет это продолжаться?

Эти территории не оккупированы, а управляются нами. Мы рассматриваем их как пояс безопасности, как предмет переговоров. Нагорный Карабах бомбардировался именно с этих территорий. Выбор за нами - победить или быть уничтоженными.

Вот уже сколько лет Карабах не принимает участия в переговорах между Арменией и Азербайджаном. Вам это не мешает?

Абсурдная ситуация. Без нашего согласия ничего не получится. Это похоже на то, что не зная диагноза пытаешься вылечить болезнь. Грузины разговаривают с абхазами и осетинами. А что делает Азербайджан? Они угрожают нам своей новооснащенной армией. "У нас есть нефть, у нас есть газ, мы вас уничтожим". Они только мускулами играют. Мы им говорим: если хотите войны - пожалуйста, давайте, начните ее еще раз. Мы не боимся. Иногда я думаю, что бы я сделал, будь я Ильхамом Алиевым. С самого утра, только проснувшись, я говорил бы: я люблю армян. Президент Грузии Михаил Саакашвили, к примеру, несколько экстравагантен, но он правильно делает. В разговорах он применяет выражение "наши абхазские" или "осетинские братья", он что-то им предлагает. А азербайджанцы... Пока я не вижу какой-либо возможности достичь сними договоренности. С Азербайджаном у нас нет общего пути. ("Азг").

Конституционный референдум

Как сообщает "АрмИнфо", 10 декабря в Нагорном Карабахе состоялся референдум по Конституции НКР. Для проведения референдума были созданы 22 окружные избирательные комиссии, открыто 278 избирательных участков. В списках для голосования было зарегистрировано около 90 тыс. избирателей. Для участия в референдуме по принятию Конституции НКР в Степанакерт прибыли международные наблюдатели, в частности, из России, США, Франции, Италии, Великобритании, Хорватии, Сербии, Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и др. Они представляли политические, общественные и ученые круги своих стран. В целом в Центральной комиссии по референдуму зарегистрировано более 150 местных и иностранных наблюдателей. Освещали референдум около 60 журналистов, 16 из коих - представители иностранных СМИ. Согласно проекту Конституции НКР, "Нагорно-Карабахская Республика - суверенное, демократическое, правовое, социальное государство. Названия Нагорно- Карабахская Республика и Республика Арцах тождественны. НКР признает основные права и свободы человека, как неотъемлемые и высшие ценности, как основу свободы, справедливости и мира. Власть в Нагорно-Карабахской Республике принадлежит народу".

По мнению политических сил Нагорного Карабаха, пишет газета "Азг", этот референдум - логический шаг к политической самоорганизации общества, спустя 15 лет после всенародного провозглашения независимости. Как считают сами карабахцы, в Карабахе, имеющем собственное законодательство, давно пора иметь такой институт государственного устройства, каковым является Конституция. Центральная комиссия по референдуму Нагорного Карабаха подвела окончательные итоги общенародного голосования по проекту Конституции НКР. Как сообщает агентство "АРКА", на основании итоговых протоколов участковых избирательных комиссий, Центральная комиссия по референдуму зафиксировала, что общее число имеющих право участвовать в референдуме граждан составило 90 077, число предоставленных избирательным участкам бюллетеней для голосования - 94 029, число зарегистрированных и получивших бюллетеней для голосования избирателей (согласно подписям) - 78 389, число неиспользованных, неправильно заполненных и возвращенных бюллетеней- 15 640, число проголосовавших "за" - 77 279, число проголосовавших "против" - 554, количество неточностей - 0.

Одно из положений Конституции определяет статус территорий Азербайджана, ранее не входивших в состав Нагорно-Карабахской автономной области и ныне контролируемых карабахскими властями. В Конституции отмечено, что статус этих территорий должен быть окончательно определен мирным соглашением, но до этого на всей подконтрольной территории распространяется власть НКР. Отвечая на вопрос, действительно ли в ходе переговоров между президентами Армении и Азербайджана достигнуто соглашение о сдаче пяти или семи подконтрольных НКР территорий, президент НК Аркадий Гукасян отметил, что при нынешнем ходе переговорного процесса невозможно считать согласованным какой-либо один вопрос вне общего контекста. "Мы сегодня не принимаем участия в переговорах, да и переговоров как таковых нет. Есть встречи между президентами и министрами. Естественно, что говорить о переговорах без готовности к компромиссам невозможно. Но это нельзя считать окончательным документом. В любом случае, в конце Карабах подключится к переговорам, и последнее слово будет за нами. Компромиссы не должны ставить под сомнение безопасность и независимость НКР", - сказал президент. ("Кавказский Узел").

Оценка наблюдателей

"Проведенный 10 декабря референдум по принятию Конституции отвечает большинству стандартов ОБСЕ, Совета Европы и других европейских международных структур в отношении демократических выборов, равно применимых и к референдумам",- говорится в резюме независимых наблюдателей о результатах референдума по принятию Конституции НКР. За ходом подготовки к референдуму и самим референдумом следили более 100 международных наблюдателей и журналистов из России, США, Франции, Армении, Италии, Хорватии, Израиля, Сербии, Грузии, Украины, Дании, Косово, Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики в присутствии корреспондентов телекомпаний Russia Today, Первого Канала (РФ), Рустави-2 (Грузия), радиостанции BBC, агентств Франс-пресс, "EurasiaNet" (США), ИА REGNUM (Россия), Интерфакс и ряда информагентств Армении. В день референдума наблюдатели посетили 137 избирательных участков, участвовали при подсчете голосов в 32 избирательных участках и ими "никаких существенных нарушений в день референдума отмечено не было". Как отмечено в документе, "большое впечатление произвело широкое общественное доверие, которым пользуется процесс выборов в Нагорном Карабахе". В списки избирателей было включено 89 044 человек. В течение всего дня голосования каждые 3 часа сообщалось об уровне активности избирателей. В конечном итоге активность избирателей составила 87,02%. "Нами не зафиксировано существенных нарушений ни в процедуре регистрации избирателей и организации голосования, ни в процедуре обработки голосов и транспортировке протоколов подсчета голосов из избирательных участков в районные (городскую) комиссии, и далее - в Центральную комиссию по референдуму",- говорится в документе. В то же время наблюдатели отметили необходимость улучшения доступности избирательных участков, в особенности для реализации своего избирательного права инвалидами, принятия мер для полного обеспечения тайны голосования и увеличения количества кабин для голосования. В качестве рекомендаций указана необходимость оказания со стороны международного сообщества поддержки демократическим процессам в Нагорном Карабахе, включая проведение выборов ("Ноян Тапан").

Как отмечает газета "Айоц Ашхар", российские и западные наблюдатели, обычно дающие диаметрально противоположные оценки выборам и референдумам, проходящим в других постсоветских странах, в своей оценке референдума, прошедшего 10 декабря в Нагорном Карабахе, были едины.

По сообщению ИА "Де-Факто", на брифинге для журналистов группа европейских наблюдателей отметила, что "референдум был проведен корректно, и у нас серьезных замечаний по его организации нет". В частности, наблюдатель из Италии, глава Международной лиги за права и освобождение народов Лючано Ардези подчеркнул, что референдум был проведен корректно, с соблюдением всех признанных стандартов. По его словам, народ Нагорного Карабаха имеет право на свободное волеизъявление. "То, что сделал сегодня народ Нагорного Карабаха - легитимно. Международное сообщество должно признать право народа Нагорного Карабаха или на создание собственного государства, или на присоединение к Армении, - заявил Ардези.

"Я начал мониторинг с городов Шуши и Степанакерт. В сельских населенных пунктах голосование было более активным, а настроение приподнятое не только у членов избирательных комиссий, но и избирателей. Недостатки же носили частный, локальный, непринципиальный характер". Об этом заявил наблюдатель от России, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заведующий отделом СНГ интернет-журнала "Новая политика" Александр Крылов. "Мы посетили ряд избирательных участков. Все проходит организованно и без инцидентов". Об этом заявила международный наблюдатель из Хорватии Марина Липовсак. "Процесс голосования прошел нормально, нарушений мы не заметили", - в свою очередь отметила наблюдатель из Великобритании Нина Касперсен. "Референдум по принятию Конституции Нагорного Карабаха проводился в соответствии с международными нормами. Организация была на хорошем уровне. Вы шаг за шагом идете к своей цели", - заявил независимый наблюдатель из Франции Ален Фреснел. Другой международный наблюдатель из Франции, редактор геополитического издания Ив Батай, имеющий богатый опыт участия в выборах в различных странах мира, отметил, что "процесс голосования был очень корректен", и выразил надежду, что "народ Нагорного Карабаха добьется своего права на независимость". "Почему для одних народов это возможно, а для других - нет? Стандарты должны действовать одинаково для всех народов, независимо от того, где они проживают", - подчеркнул Ив Батай. "Я выбрала для наблюдения отдаленные села в Мартунинском районе Нагорного Карабаха, те, которые ближе к границе, чтобы заодно посмотреть, какая там царит атмосфера. Помимо политического аспекта, меня, как психолога, интересовала и профессиональная сторона. В целом, хотя я не успела побывать во всех районах, референдум, на мой взгляд, прошел без нарушений". Об этом заявила журналистам наблюдатель из Сербии Мила Алечкович, психолог и писатель. "Я считаю, что с политической точки зрения народ Нагорного Карабаха имеет право голосовать за независимость и даже - за воссоединение с Арменией. Я приехала сюда также для того, чтобы выразить от имени сербов признание армянам за то, что они поддержали нас во время обстрелов", - отметила Алечкович. (ИП МИД НКР).

Элизабет Оуэн, редактор нью-йоркского отделения издания eurasianet.org, подчеркнула, что карабахцы спокойно идут голосовать, и, "как я заметила, Конституция для них очень важна как признак укрепления государства". "До того, как я сюда приехала, я слышала о Карабахе не очень много хорошего - война, нищета. Но все это никак не соответствует тому, что я увидела. Уверена, что те, кто это писал, очень мало знают о Карабахе", - подчеркнула Оуэн. ("Кавказский Узел").

Оценка Азербайджана

"Референдум", проведенный в Нагорном Карабахе, не имеет правовой силы и не может считаться легитимным, заявил в беседе с журналистами министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. По его словам, пишет бакинская "525-я газета", "результаты референдума, проведенного сепаратистами в Нагорном Карабахе, не будут признаны ни одной международной организацией".

"Запланированный на декабрь карабахскими сепаратистами незаконный референдум по внесению изменений в свою "Конституцию" наносит вред переговорному процессу по урегулированию нагорно-карабахского конфликта". Как сообщает Day.Az, об этом журналистам заявил завотделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Новруз Мамедов. По словам Мамедова, этот незаконный шаг является очередным доказательством неискренности армян и наглядным примером того, что они ведут двойную игру. Вместе с тем он выразил уверенность, что эти игры не принесут армянам больших дивидендов. "Некоторые международные организации и государства уже выразили и еще выразят свою позицию по этому поводу. Как бы армяне не старались, международная общественность никогда не признает это их шоу в качестве правового акта", - подчеркнул Мамедов.

Политическое движение "Путь Азербайджана" выступило с осуждением проведения референдума в непризнанной "НКР". "Проведение референдума армянскими сепаратистами служит интересам срыва переговоров по урегулированию карабахского конфликта. Референдум в не признанной никем "НКР" встретил бойкот и непризнание со стороны международных организаций. Однако представители граждан некоторых стран, наблюдавших за проведением так называемого референдума, участвуя проявили свою вражескую позицию". С таким заявлением, сообщает Day.Az, выступило политическое движение "Путь Азербайджана". Как говорится в сообщении, проведение референдума в Нагорном Карабахе является проявлением слабости и неудачей азербайджанской политики. "Политическое движение считает, что азербайджанские власти должны прекратить вести переговоры с Арменией и решить карабахскую проблему до конца 2007 года", - говорится в сообщении.

Азербайджанские эксперты также придерживаются той позиции, что проведение референдума никак не скажется на переговорном процессе, пишет бакинская "Зеркало". Так, политолог Расим Мусабеков считает, что это настолько пустое и малозначимое событие, что даже не стоит того, чтобы уделять ему внимание. "В принципе, этот шаг армянских сепаратистов на то и рассчитан, чтобы посредством СМИ привлечь к себе внимание хотя бы политологов. Даже попытка карабахских сепаратистов привлечь к освещению референдума непонятно откуда набранных людей, и представленных как зарубежные наблюдатели и журналисты, не придаст этому незаконному избирательному процессу легитимности и международного признания", - подчеркнул он. Некоторые же аналитики, пишет газета, считают, что прошедший референдум был необходим посредникам Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию для того, чтобы потом на основе принятого документа провести лоббируемый сопредседателями референдум по статусу Нагорного Карабаха. Комментируя это мнение, другой азербайджанский политолог Ариф Юнус в беседе с ИА REGNUM связал референдумную ситуацию с наличием геополитической конфронтации между Россией и США. "Референдум в Карабахе - это просто продолжение "парада референдумов", которые по негласной указке Москвы в этом году организовали непризнанные республики на постсоветском пространстве. Не только карабахский референдум, но и ранее состоявшиеся - убедительное свидетельство наличия геополитической конфронтации между Россией и странами Запада, особенно США. И в этом отношении эти референдумы - просто козырные карты России в его борьбе с западными странами на постсоветском пространстве. Это своего рода ответ России на референдум в Косово", - сказал политолог.

Оценка международного сообщества

Вопрос статуса Нагорного Карабаха необходимо решать не референдумом, а путем переговоров. Об этом, по информации "АзерТадж", во время встречи с журналистами в Москве заявил спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби. Он отметил, что проведение референдума несколько затрудняет ситуацию в связи с определеными вопросами, обсуждаемыми сторонами в рамках процесса переговоров. Это также относится и к вопросу статуса Нагорного Карабаха. Сущность нынешних переговров состоит именно из данного фактора. Говоря о позиции ЕС в отношении проведенного в Нагорном Карабахе "конституционного референдума", спецпредставитель заявил, что референдум не оказал помощь в урегулировании конфликта. Евросоюз сожалеет о том, что проведенный референдум привел стороны к исходной точке. Он напомнил, что два дня назад в Брюсселе было распространено заявление ЕС по поводу того, что данная организация не признает референдум и его результаты.

Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба поздравил главу МИД Нагорно-Карабахской Республики Георгия Петросяна с прошедшим 10 декабря с.г. референдумом по принятию Конституции НКР, сообщает ИА REGNUM. "День 10 декабря по праву может стать Днем Конституции Нагорно-Карабахской Республики, много лет борющейся за свою независимость", - отмечается в поздравительном послании, в котором говорится, что "в Абхазии с большим вниманием следили за проведением референдума в Карабахе". Шамба выразил уверенность, что "целеустремленный и трудолюбивый народ НКР будет и дальше идти по пути укрепления своей государственности, успешного демократического, социально-экономического и культурного развития". Глава МИД пожелал свободы и мира, благополучия и процветания Нагорно-Карабахской Республике, основная цель которой - построение надежного и крепкого мира.

Франция считает референдум по принятию Конституции в Нагорном Карабахе проявлением неконструктивного подхода. "Мы не признаем Нагорный Карабах как независимое государство и соответственно не признаем итоги референдума", - отметил посол Франции в Армении Серж Смессов. По мнению Смессова, данный подход карабахской стороны существенно затрудняет окончательное заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном в рамках переговорного процесса МГ ОБСЕ ("Тренд").

Украина не признает итогов референдума в Нагорном Карабахе. Об этом 12 декабря заявил агентству "Новости-Армения" посол Украины в Армении Александр Божко. "Я, как представитель Украины в Армении, полностью солидарен с позицией, озвученной нашей страной в рамках ГУАМ", - отметил он. Грузия не признает итогов референдума в Нагорном Карабахе. Об этом агентству "Новости-Армения" заявил посол Грузии в Армении Реваз Гачечеладзе. "Являясь послом Грузии в Армении, я полностью согласен с позицией озвученной нашей страной в рамках ГУАМ", - отметил он. По словам Гачечеладзе, ГУАМ с самого начала высказалась о референдуме в негативном тоне, и Грузия не признает итоги референдума в Нагорном Карабахе вне зависимости от их итогов. Референдум в Нагорном Карабахе отражает волю карабахского народа. Об этом агентству "Новости-Армения" заявил в Ереване посол Великобритании в Армении Тони Кантор. "В любом случае в Карабахе есть народ, который выражает свою волю, и эта воля учитывается", - отметил он.

Итоги референдума по принятию проекта Конституции Нагорного Карабаха прокомментировал 12 декабря в интервью корреспонденту ИА REGNUM исполнительный секретарь-руководитель аппарата Межпарламентской ассамблеи государств-участников "Сообщества за демократию и права народов" Алексей Мартынов: "Межпарламентская ассамблея государств-участников "Сообщества за демократию и права народов" внимательно наблюдает за электоральными процессами, происходящими в непризнанных государствах. Референдум в Нагорном Карабахе, в котором приняло участие подавляющее большинство населения, и в результате которого Карабах утвердил проект собственной Конституции, говорит о том, что народ НКР однозначно и бесповоротно встал на путь обретения собственного суверенитета, независимости и самостоятельного развития, потому что конституция - атрибут собственной государственности. Я считаю, что принятие конституции положительно повлияет и на переговорный процесс по урегулированию карабахского вопроса, так как Карабах в этом случае сможет стать полноправным участником переговоров - принятие конституции поднимет его статус. Так же как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия являются полноправными участниками переговоров по урегулированию конфликтов с сопредельными территориями. Таким образом, можно констатировать, что процесс обретения независимости непризнанными государствами на постсоветском пространстве принял необратимый характер. И даже ОБСЕ и евробюрократия теперь начинают понимать, что с этим необходимо считаться".

"Мы не признаем Нагорный Карабах как независимое государство. Мы сожалеем, что в Нагорном Карабахе был проведен референдум по конституционному проекту, закрепляющему независимость региона". Об этом, сообщает бакинская "Зеркало", заявил официальный представитель госдепа США Эдгар Васкес радиостанции "Голос Америки". "Будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, США работают над урегулированием карабахского конфликта мирными средствами. Будущий статус Нагорного Карабаха обсуждается в рамках мирного переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном", - отметил Васкес. "Референдум предвосхищает этот процесс, и поэтому мы не признаем его результатов", - подчеркнул представитель госдепа. Вместе с тем в Вашингтоне не считают, что результаты референдума помешают переговорному процессу.

Сопредседатели группы поддержки Армении в Конгрессе США Френк Паллоне и Джо Нолленберг, а также конгрессмены Адам Шифф и Джордж Раданович поздравили народ Нагорного Карабаха с принятием Конституции. В письме, направленном в президенту НКР Аркадию Гукасяну, сопредседатели группы поддержки приветствовали принятие первой Конституции Нагорного Карабаха как свидетельство политического и демократического прогресса Нагорного Карабаха. "Конституция Арцаха олицетворяет ценности вашего народа - жить в свободном и справедливом обществе", - отмечают сопредседатели. "Мы по-прежнему останемся рядом с вами, пока Нагорный Карабах - Арцах стремится к свободе, безопасности и развитию", - отмечается в письме. ("АрмИнфо").

Как сообщает газета "Аравот", генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис выступил с заявлением, в котором, в частности, говорится: "Голосование, организованное де-факто властями Нагорного Карабаха, не может иметь правовой силы. Оно не будет признано международным сообществом, следовательно не будет иметь каких-либо последствий". С аналогичным заявлением, пишет газета, выступил и действующий председатель ОБСЕ Карел де Гухт, который назвал проведение в НКР референдума по Конституции "антиэффективным". Сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, в котором осудили конституционный референдум в Нагорном Карабахе. В документе отмечено, что "референдум" проводился властями так называемой НКР, которая не признана как независимое государство ни одним представителем международного сообщества, включая страны сопредседатели Минской группы. Сопредседатели не считают, что такой "референдум" будет способствовать урегулированию карабахского конфликта. "Будущий статус Нагорного Карабаха должен быть определен без угрозы применения силы и только в результате политических переговоров между всеми сторонами в рамках Минского процесса". Проведение подобного референдума, предопределяющего финальный правовой статус Нагорного Карабаха, "особенно бесполезен" в момент, когда переговоры между Арменией и Азербайджаном похоже вышли "на конструктивную дорогу". Сопредседатели считают, что результаты референдума не будут иметь негативного влияния на соглашение сторон на основе базовых принципов по урегулированию, говорится в заявлении. (Analitika.az). Референдум, проведенный в Нагорном Карабахе, - это пустая трата времени и энергии. Как передает "Тренд", об этом заявил спецпредставитель генерального секретаря Совета Европы в Азербайджане Денис Брибосиа. Он отметил, что эти действия не помогут разрешению проблемы. Необходимо разрешить конфликт в рамках работы Минской группы ОБСЕ, заявил он.

"Референдум в Нагорном Карабахе должен быть проведен с учетом интересов конфликтующих сторон, но на вчерашнем референдуме эти принципы не соблюдались". Об этом, сообщает "Analitika.az", в беседе с журналистами заявил принимающий участие в проходящем в Баку заседании Политического комитета ПАСЕ руководитель подкомитета этой организации по Нагорному Карабаху лорд Рассел Джонстон. Британский парламентарий отметил, что не признает легитимность референдума, который был проведен на оккупированной территории Азербайджана.

Проведение в Нагорном Карабахе выборов и референдумов традиционно вызывает зароки не признавать их. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 гг., посол Владимир Казимиров. По его словам, "этим пробавляются все кому не лень, аж ультра-демократические евроинстанции". Российский дипломат отметил, что признание - акт чисто политический, а не правообразующий. "Можно, конечно, не признавать, но полностью проигнорировать не удастся. Нужны спокойные и трезвые оценки. Неужели лучше было бы столько лет держать одну из сторон конфликта, скажем, под военной диктатурой или вне какого-либо правового поля? Конечно, демократические процедуры в Нагорном Карабахе не без изъяна - не могут участвовать азербайджанцы-жители НК. В этом повинны все, кто довел дело до столь ожесточенного и затяжного вооруженного конфликта. Но никому же не придет в голову не признавать выборы в Баку или Гяндже из-за неучастия в них проживавших там армян. В качестве временной меры заслуживал бы внимания недавний опыт "дистанционного" голосования на выборах в Милли меджлис Азербайджана. Но истинная забота об азербайджанцах и армянах требует совсем иного - шаг за шагом подводить стороны конфликта к безальтернативности его мирного решения. На это и надо, прежде всего, использовать 2007 и 2008 годы, трудные для перехода к взаимным уступкам", - подчеркнул Казимиров.

Комитет Министров Совета Европы обнародовал заявление в связи с проведенным 10 декабря референдумом по конституции в Нагорном Карабахе. Как сообщили "АрмИнфо" в штаб-квартире Совета Европы, в заявлении Комитета Министров, в котором ныне председательствует республика Сан-Марино, отмечается, что проведение референдума в Нагорном Карабахе не признано со стороны международного сообщества, подтвердив свою готовность оказывать содействие усилиям сопредседателей Минской Группы ОБСЕ в поиске мирного урегулирования конфликта. В заявлении, в частности, выражается обеспокоенность, что проведение плебисцита противодействует результатам переговоров, и поэтому не может служить на пользу разрешения конфликта. Комитет Министров призывает все стороны, вовлеченные в конфликт, активизировать свои усилия в поиске мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в соответствии со взятыми при вступлении в Совет Европы Арменией и Азербайджаном обязательствами.

Оценка Армении

Пресс-секретарь президента Армении Виктор Согомонян считает, что негативная реакция представителей ОБСЕ, в том числе сопредседателей МГ ОБСЕ, на прошедший 10 декабря конституционный референдум в Нагорном Карабахе отнюдь не способствуют мирному урегулированию конфликта. Комментируя заявления представителей ОБСЕ, Согомонян выразил мнение, что "это откровенное проявление неуважения к историческому для народа НКР событию - всенародному референдуму по Конституции". "Подобное отношение может лишь пошатнуть доверие к ОБСЕ и группе посредников. Уверен: лучшее, что эти господа, как и, кстати, "комментаторы" из Совета Европы, могли сделать - так это промолчать. Так или иначе, граждане НКР сделали свой выбор в пользу свободы и независимости, как на прошедшем референдуме, так и 15 лет назад. Выбор, который не нуждается в том, чтоб его завизировал какой бы то ни было европейский чиновник", - заявил Согомонян. ("АрмИнфо").

ИА "Де-Факто", касаясь заявления сопредседателей МГ ОБСЕ пишет, что оно оставляет впечатление непродуманного и конъюнктурного. "Что, например, означает выражение: "любой будущий правовой статус Нагорного Карабаха должен быть определен без каких-либо угроз или использования силы" в контексте заявления о конституционном референдуме? Одно из двух: либо сопредседатели не в силах отойти от выработанных ими же штампов, либо, согласно их пониманию, выборы или всенародное голосование в НКР являются демонстрацией силы. Но ведь таким образом можно договориться и до полного абсурда, вроде "весенне-полевой сев на полях НКР должен проводиться без каких-либо угроз или использования силы". Да еще и "не принесет никакой пользы". Создается впечатление, что европейским структурам совсем ни к чему демократизация НКР. Отрицая, или "не признавая" происходящие в НКР демократические процессы, ОБСЕ, вольно или невольно, игнорирует выработанные в недрах своей же организации нормы демократического общежития разных народов". В заключение агентство констатирует, что выдавливая НКР (равно как и ПМР, Абхазию, Южную Осетию) за пределы общепризнанного правового поля, "ОБСЕ и европейские другие организации рискуют столкнуться с неуправляемой массой боевиков и вооруженных формирований, с войной всех против всех". "Насколько это отвечает интересам Европы, судить не нам".

Признание референдума по конституции НКР не провалит переговорный процесс. Если Азербайджан пожелает выйти из процесса, всегда найдет причину, но не заморозит переговоры, так как Алиев не знает своего следующего шага. В противном случае он вышел бы из переговорного процесса. Такое мнение высказал член правления АОД Ованнес Игитян, отвечая на вопрос газеты "Азг" о том, может ли заявление международных структур после референдума означать, что признание референдума по конституции может стать препятствием для дальнейших переговоров по урегулированию НК конфликта. Отметив, что референдум по конституции НКР - это шаг не Армении, а Карабаха, Игитян подчеркнул, что считает текст Конституции очень хорошим и соответствующим прогрессивным международным критериям.

"Евроклоунада Терри Дэвиса" назвала газета "Голос Армении" статью, посвященную реакции "давнего друга азербайджанцев" генсека Совета Европы на референдум в Карабахе. В связи с этим, газета приводит мнение депутата НС РА Шаварша Кочаряна, согласно которому, сама постановка вопроса о признании или непризнании конституционного референдума достаточна спорна, чтобы не сказать - абсурдна. "Конституция - законодательный акт, референдум - механизм принятия этого акта. Причем самый демократический. Разве вообще существует практика признания или непризнания теми или иными структурами законности конституций или других законодательных актов тех или иных государств? Что значит - признавать или не признавать законы, по которым живут люди того или иного государственного образования? Это уже не только никак не дело Дэвиса и ему подобных". Вместе с тем, газета указывает, что при этом Дэвис почему-то признает Конституцию Азербайджана вопреки тому, что армянские беженцы за нее не голосовали... В заключение, газета "в пику Дэвису" заявляет о своем непризнании победы англичан в Первой мировой войне: "Пусть так и живет себе. Пусть ему будет плохо и страшно". "Референдум НК и кокетство международной общественности" назвала статью, посвященную указанной проблеме, газета "Жаманак-Ереван". Оценка Карабаха

"Под давлением Азербайджана международное сообщество, наверное, вынуждено будет пококетничать", - сказал президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян в день голосования по карабахской Конституции. По его мнению, со стороны международного сообщества прозвучат заявления, которые не следует принимать всерьез. Говоря о воздействии референдума на ход переговорного процесса, президент подчеркнул, что оно может быть только позитивным. ("Кавказский Узел"). "Для меня принятие Конституции - принципиальный вопрос. То задавали вопрос, почему мы так спешим с принятием Конституции, то, наоборот, почему запаздываем с ее принятием. И та, и другая позиции, на мой взгляд, не основаны на каких-либо реальных факторах. Я действительно считал делом чести принять в период моего президентства Конституцию, это было одной из моих основных задач. К счастью, нам это удалось". Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян в ходе пресс-конференции для журналистов, освещавших ход референдума по принятию Конституции НКР. По словам президента, в Нагорном Карабахе удалось создать такой механизм управления, который не зависит от воли того или иного конкретного лица. "Считаю, что мы заложили основу для демократизации страны. Избавившись от военного синдрома, отказавшись от каких-либо тоталитарных устремлений, мы создали ту основу, благодаря которой Нагорный Карабах сумеет получить международное признание", - подчеркнул Гукасян.

Электронная газета "KarabahOpen" опубликовала заявление МИД Нагорного Карабаха. В заявлении, в частностги, говорится: "Министерство иностранных дел выражает недоумение реакцией европейских международных структур относительно проведения референдума в НКР, которые своим заявлениями сделали попытку поставить под сомнение сам факт возможности нахождения народа Нагорного Карабаха в правовом поле. Министерство отмечает, что данный референдум является новым этапом на пути закрепления демократических принципов в Основном законе страны и развития законодательства в целом и имеет целью дать импульс формированию и развитию новых, более либеральных принципов в сфере государственного управления, а также процессу становления гражданского общества. В этой связи по меньшей мере странными выглядят попытки евроинстанций, архитектура которых зиждется на таких столпах, как демократия и верховенство закона, игнорировать и отрицать демократические и законодательные процессы, происходящие в Нагорном Карабахе".

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" отвечает бывший советник президента НК, политолог Манвел Саркисян.

Как референдум в Карабахе отразится на переговорном процессе? Поможет он или, напротив, помешает международному признанию права НКР на самоопределение?

Дискуссия по этому вопросу, можно сказать, уже проходила. Естественно, любой происходящий в зоне конфликта процесс становится предметом спекуляций для той или другой стороны. Подход армянской стороны заключается в следующем: референдум - как фактор легитимизации властей - может только помочь переговорному процессу, и избранная власть в состоянии не только более уверенно вести переговоры, но и отстаивать достигнутые на этих переговорах договоренности. И с этой точки зрения принятие Конституции, конечно, явление положительное, которое действительно может способствовать прогрессу в переговорном процессе. Противоположная сторона утверждает, что международное сообщество не должно признавать результаты референдума, поскольку Азербайджан выступает против, а кроме того, в нем не участвовали азербайджанцы, ранее проживавшие в Карабахе, что является нарушением прав человека. Но подобные прецеденты - выборы и референдумы - ранее имели место и в других конфликтных зонах, но от этого ничего, по сути, не менялось. То есть дальше заявлений дело не шло. Переговоры продолжались и, если стороны проявляли добрую волю, то достигали каких-то результатов, вне зависимости от референдумов и выборов.

После последней встречи Кочарян-Алиев азербайджанский лидер заявил, что переговоры достигли завершающего этапа, в то время как армянская сторона отметила, что говорить о каких-то окончательных договоренностях, мягко говоря, нет оснований. Как вы думаете, приблизились ли стороны к разрешению проблемы? Да, Алиев представил свою точку зрения. Но президент Армении никаких заявлений не делал. Что, на мой взгляд, весьма существенно, потому что так и не ясно, соответствует действительности заявление Алиева или нет. Конечно, министр иностранных дел Вардан Осканян назвал непонятным "оптимизм" Алиева о том, что переговорный процесс достиг завершающего этапа, но это лишь в очередной раз показывает, что подходы сторон не претерпели существенных изменений, и говорить о сближении позиций нереалистично. Как можно говорить о достижении согласия, когда одна сторона вполне конкретно заявляет о вступлении переговоров в завершающую фазу, а другая - устами главы внешнеполитического ведомства - столь же конкретно заявляет прямо противоположное? ("Айоц Ашхар").